Pull to refresh

Используй серую логику, Люк

Reading time7 min
Views2.8K
image

Позволю себе вольность начать серезную тему с шуточной аналогии, дабы поднять Читатель, Ваше настроение и раскрепостить сознание. Для тех кто в танке не видел классическую сагу *звездные войны* — речь идет об использовании таинственной Силы, о чем шептал призрак Оби Вана Люку Скайуокеру (на фото) и, что в конце концов помогло ему (Люку), используя легкий истребитель, порвать подбить вражескую военную станцию планетарных размеров одной ракетой.

Итак, теперь серьезно, речь пойдет о серой логике, лжи, компромиссах, человеческом факторе, политических играх. О том, чем это грозит, и как влияет на Процесс разработки, на отношения между людьми. Нужно и можно ли с этим бороться и как…

Природа одарила человека мощным интеллектом, который представляет модели окружающего мира в серой логике. Представьте, что вы создали объектную модель, коды методов в которой оперируют не черно-белой (ЧБ) логикой (true — false или 1 и 0), a серой, где логическое выражение может иметь значение 0.7 или даже 0.5. И это значение может мутировать, подстраиваться под изменения окружающего мира.

Наши средства для общения, книги, методы обмена идеями сильно отстают от таких моделей — поскольку они используют ЧБ логику.

Серая логика — это мощное оружие против лжи, демагогии и политических игр. Для меня было очень тяжело переключиться от простых ЧБ правил и процессов, с которыми я работал будучи простым программистом. Во «взрослой» жизни ПМ-а все оказалось сложней…


Серая логика

Я не читал книжек по психологии, все что вы видите — это мой опыт (ПМ-а и аналитика) и мои выводы. Я буду счастлив услышать Ваши критические замечания и обогатить свой взгляд на эту сложную проблему.

Так что же такое серая логика (далее для краткости — СЛ)? Это то как мы на самом деле оцениваем окружающий нас мир.

Люди — это не бинарные компьютеры. Мы мыслим в серой логике. Какой по себе человек Ваня Петров? Он хороший или плохой? Он посредине — он серый. Такие же наши мысли и поступки. Мы научились общаться, писать и читать. Но, в общении и письме мы используем черно-белую (ЧБ) логику. Посмотрите на наши законы или технические руководства, учебники — это своды ЧБ логики.

Вспомните детский мем: "… и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?".

Что значит, что я поступил плохо? Насколько плохо? Хуже или лучше, чем вчера? Мы говорим «плохо» и показываем черную карточку. Но, это «плохо» интерпретируется мозгом по-разному у разных людей. То, что мы говорим имеет скрытый конфликт с тем как мы мыслим.

Ложь и серая логика.

Все люди лгут — говорил доктор Хаус и в принципе только немного перегибал палку. Мы не можем передать то как мы думаем или чувствуем словами… А значит — мы почти лжем.

Однако и полностью согласиться с Хаусом немогу… Ложь в прямом смысле — это умышленное коверканье того, что мы знаем или того, как мы оцениваем…

Диалог *из жизни* (участники — я и мой топ менеджер):

— Клиент очень не доволен. Я еще его таким не видел! Мы ведь должны использовать принцип, что заказчик всегда прав? Конкуренты нам дышат в спину! Мы хотим всех клиентов потерять?! Ты меня понимаешь?
— Да. Я пошел работать. (а в уме: «ничего, до них завтра дойдет, что через управление контентом продукты вводить — это идиотизм. Ничего не меняю.»)

Наступило завтра

— Ты уже внес изменения в административую часть?
— Еще нет.
— Ненадо… Я убедил клиента, что лучше все таки вводить продукты в отдельной от контента странице. Я отстоял нашу точку зрения. Это был нелегкий разговор…
— Чудесно! (в уме: а я что думал… И я так и поверил что это не клиент сам догадался… )

Мы обменялись лживыми церемонными высказываниями — но, остались при своих логических моделях. Мой босс по прежнему думает, что он самый хитрый и дипломатичный человек на земле, а я не поменял своего взгляда на систему, которую мы строим. Нам помогла серая логика.

Когда я начал менеджировать — для меня было очень тяжело «въехать» — как можно просто так врать, троллить, плутовать, менять правила, и в конце концов проект заканчивается успехом.

Интересно, что зная о СЛ можно распознать ложь или демагогию. Это когда избегаются детали. Когда используется чересчур много слов для описания простых вещей. Когда ясная картина окутывается эмоционально-заболтанным облаком.

СЛ и Процесс

Книги о Жизненных циклах, управлению проектами написаны в ЧБ логике. Это делает Процессы очень уязвимыми в реальной жизни. Человеческий фактор

Представим себе имитационную модель, где один компьютер — заказчик, а другой — исполнитель. Ну, может еще плюс финансист, аналитик, менеджер проектов. Установлены правила. Весь проект прошел на ура без конфликтов. Почему мы, люди, так не можем? Просто мы по другому устроены. И это в общем не плохо. Часто нарушение правил ведет к открытию новых явлений или свойств природы и улучшению уровня жизни миллионов людей. Но, в управлении проектами серая логика — это темная сторона силы.

В книгах по Скрам или XP описана яркая черно-белая картинка, которая нравится вашему мозгу из-за своей ЧБ простоты. А вы не задумывались почему это в книге яркое выразительное блек-н-вайт графити, а у вас на фирме получается невыразительное серое пятно?

Что делать с «неадекватными» с точки зрения Процесса клиентами, которые нарушают все возможные правила самого Процесса и логические правила коммуникаций? Где-то в Блогосфере мне попался пост некоего Парабеллума, в котором бодро звучало: «я увольняю плохих клиентов». Круто сказано для ЧБ книги! А что будешь кушать делать в реальной жизни, если выбирать только адекватных клиентов? «Кастинг» пройдут единицы.

Что делаем мы в таком случае? Откладываем в сторону второстепенные правила, выясняем чем клиент мотивируется в этом проекте — и общаемся с ним постоянно напоминая о точках его мотивации.

Клиента в общем легко понять. Его интересует результат — работающая, приносящая деньги программная система. Его в общем не интересует Процесс разработки. Ему глубоко безразличен «неприкосновенный» Спринт в Скраме, когда нельзя менять набор фич в разработке. А если ему позвонит какой-нибудь «рок стар» из перспективных клиентов или стейкхолдеров и попросит провести презентацию системы через 2 недели с 2 дополнительными фичами. Как думаете, устоит ваш Процесс под натиском клиента, сейлс и топа (топ менеджера)?

К этому нужно относиться с позиции серой логики — для вас Скрам не должен быть ЧБ аксиомой, Вы должны быть готовы к тому, что неприкосновенность Спринта имеет логическую силу 0.6 — 0.7 — но, никак не 1.

Вообще, внедрение сложного Процесса требует серьезных людских ресурсов. Нужно вводить людей, которые будут искать баги в процессе и устранять их. Если у вас нету таких ресурсов — тогда возможно Вам нужно ограничиться очень простым итеративным Процессом с максимально упрощенной системой артефактов.

Не все члены команды должны работать в условиях СЛ. Например, программисты и QA (по крайней мере до уровня девелопера) работают в ЧБ логике. По-этому Вам как ПМ-у придется перестраиваться и очень часто. Нужно сформировать понятную рабочую картинку у себя в голове при общеннии с сейлс и топами используя СЛ, а потом программистам все разложить по ЧБ полочкам. Это работает.

И один совет — не грузите программистов проблемами СЛ в виде рассказов про троллинг и ложь заказчиков. Это добавит только отрицательную карму в процесс. Помните, что ложь и троллинг — это нормальная человеческая рабочая обстановка. И ваша задача — оградить команду от того, что ей еще рано знать.

Ну, окей, мы поняли что думаем в серой логике, что нам это дает?

Вот некоторые советы…

1. Мотивируйте людей если хотите с ними договориться. Человек остается в пректе пока это ему выгодно. Старые договоренности, обещания, правила — ничего не значат — если человек потерял мотив работать или учавствовать. И он придумает 1000 слов в свое оправдание.

Мотивация может быть разной — от зарплаты до получения жизненного опыта. Просто убедись, что существует реальный мотив.

2. Не пробуйте заговорить собеседника.

Это вызовет лишь негативную реакцию и демотивацию. Человек инстинктивно понимает, что Вам не интересны его мотивы.

3. Ведите документацию

Для решения локальных проблем Вам всегда пригодятся записи про результаты митингов, письменные ответы на вопросы, похвалы вашей команде.

Иногда полезно собирать компромат — например как заказчик 3 раза менял какую-то Историю Пользователя и т.д.

Артефакты сбора требований — необходимое условие работы со сложными клиентами. Я не верю в живучесть процессов которые идут без документации. Слова — это только слова…

4. Цените репутацию. Пока Вы не обманываете и сдерживаете обещания — вес Ваших слов растет. Но первая же ложь или невыполнение обещания — резко снижает вес Ваших слов. Если вес слов постоянно падает, то со временем Вас слушают только из вежливости — и никак не меняют свое представление о вопросе.

5. Распознавайте ситуации, когда кто-то потерял мотивацию.

Очень важно понимать, что кто-то уже не интересуется проектом. Например, если заказчик 3 дня не отвечает на Ваш вопрос — это почти 90% вероятность того, что проект потерпит провал. Заказчик или его юристы найдут 10000 слов которые будут означать Вашу безответственность и не выполнение требований заказчика.

6. Легче относитесь к словам.

Часто слова произносятся как некоторый иероглиф или ритуал. Например, когда топ неправ и «наезжает» не по делу, он может на протяжении часа бубнить про необходимость подъема дисциплины, важности блаблы блаблаблы для блаблы всей блаблы.

Если Вы слышите неадекватную патетику — можете расслабиться и подумать о чем то приятном, например о пивном фестивале в Баварии… пока идет РИТУАЛ. Можно иногда поддакнуть.

Но, будьте на чеку — иногда собеседник может Вас загипнотизировать и склонить к поддержке чего-то конкретного и важного. Важный признак — он с высот демагогии пикирует ако сокол на конкретную тему — «кстати, как ты наказал Петю за то что он зарегестрировал аккаунт на елансе и его случайно нашел наш заказчик?». Тут самое время забыть про грудастых разносчиц пива и быстро и аргументированно отреагировать.

7. Прислушивайтесь к чужим оценкам — они могут твою сделать более адекватной
Если у Вас сложилась детальная и четкая картина про проект или решение — периодически обсуждайте его с разработчиками. Это поможет не отстать от реального положения дел.

Заключение… играет тема Звездных Войн.

Я не знаю, добился ли я каких-либо значимых результатов в этом посте, но одно мне кажется я сформулировал — человеческие отношения и общение настолько сложны, что Процессы, которые мы строим и инструменты, которые мы используем — это просто орудия каменного века. Все зависит от людей, которые включены в Процесс. Как только появляется один не заинтересованный в Процессе — ему конец (Процессу). И наоборот — пока все заинтересованы — Процесс идет.

П.С. Разработка ПО и управление проектами никогда не станут ремеслом, пока мы не решим цивилизационную проблемму передачи сложных конструкций серой логики между людьми.

П.С.2. Возможно, серая логика — это и есть человечность? Способность варьировать свои оценки… Если бы мы воспринимали мир и наши идеи в ЧБ свете — может мы бы уже давно друг друга все поубивали победили.
Tags:
Hubs:
Total votes 89: ↑64 and ↓25+39
Comments82

Articles