Pull to refresh

Шоунотинг

Reading time3 min
Views786
Шоуноты (англ. show — «шоу», notes — «заметки») играют одновременно две роли. На этапе записи подкаста шоуноты помогают подкастеру не потярять нить монолога (диалога), иметь как минимум — контрольные точки, основные моменты и темы, которые нужно осветить в подкасте. На этапе после публикации шоуноты помогают уже слушателям — чтобы знать, о чем будет идти речь в подкасте, а в некоторых случаях и получать некоторую дополнительную информацию — ссылки, фотографии, и т.д.

Вот типичный пример шоунотов для подкастера (43й выпуск "Казаха в Канаде"):


43


1) reading week
2) автовокзал
3) автобус, дорога
4) подъезд, аэропорт, станция
5) улочки, церкви
6) метро
7) жопа
8) футбольные магазины
9) ресторан

Как видите, в моем конкретном случае это просто список тем, на которые я буду говорить, а так же — примерный порядок их озвучивания. Тот выпуск записывался почти сразу, после описанных действий, поэтому тут всего лишь по одному-два слова, я все помнил на тот момент. Если же я записывал тот подкаст через пару недель, то стоило бы шоуноты сделать чуть детальнее, к примеру так:
43

1) reading week, что такое, почему, что мы делали -> Монреаль
2) автовокзал greyhaund, рассказ Майка, покупка билетов (фото)
3) автобус, туалет в автобусе, дорога (Подкаст Reggae Voyage)
4) подъезд к городу, авторазвязки, через аэропорт, станция прибытия
5) улочки старого Монреаля, церкви, даунтаун
6) метро, пропущенные станции, развязки, эксперимент…
7)… который привел нас в жопу, итальянский квартал, и назад…
8) везде футбольные магазины! УРА!
9) ресторан в американском стиле 70-х

Просто разбавил парочкой фраз, которые лично мне понятны и лично мне помогут при записи подкаста освежить память. Слушателю, такое, конечно показывать нельзя. Честно признаюсь, я поленился расписывать это в официальных шоунотах, поэтому текст к 43-у выпуску оказался донельзя простым.

Шоуноты в индивидуальных подкастах хранить можно где угодно и как вам удобно. В первое время я писал их на бумаге в специальном блокнотике, потом стал записывать в текстовом файле, а потом полностью перешел на интернет — шоуноты записывались в Google Notebook. Это очень удобно, потому как посмотреть, поправить или использовать этот текст можно в любой точке нашей планеты.

Для коллективных подкастов, если собеседники находятся за разными компьютерами, а то и по разные стороны света, такой подход становится просто необходимым. Чаще всего используют или Google Notebook, или Google Docs. По моему скромному мнению, большого функционала Google Docs в таком деле просто не нужно, поэтому во всех подкастах, где принимаю участие, мы используем Google Notebook. Вот так выглядит этот самый ноутбук, шоуноты к 19у выпуску Radio-U:

Порядок здесь имеет немного большее значение, но часто приходится ориентироваться на ходу — какие-то темы порождают больше дискуссий, вариаций и импровизации, поэтому мы смотрим по времени ближе к концу, и зачастую убираем одну-две темы. Именно для этого мы закидываем в Google Notebook на парочку тем больше, чтобы был выбор.

Google Notebook (как, впрочем, и Google Docs) позволяет с легкостью подключить любого человека к просмотру и редактированию заметок, поэтому темы к выпуску мы с гимлисом собираем вместе. Это очень удобно.
...
А теперь давайте посмотри на шоунотинг на стороне слушателя. Исходя из моего опыта, я могу выделить три основных типа шоунот к подкастам:
  • простой списочек тем
  • список тем и/или дополнительный материал (абзац-два текста, ссылки, фотографии/картинки)
  • отсутствие текста

Типичный пример первого типа — простого списочка тем — подкасты Радио-Т или Umputun Weekly Podcast. Это выглядит примерно так или так. Этот вариант, как можно заметить уже из двух примеров, обычно оставляет довольными слушателей технических подкастов. Более «приземленные» подкасты обычно радуют своих слушателей не только темами, но и текстами, некоторыми дополнительными материалами. Посмотрим на типичный пример — выпуск «Сисек-Писек Шоу».

Последний же тип встречается совсем не часто. Но своим видом не очень-то привлекает слушателей.

В качестве вывода — такие вот личные советы:
  • пишите шоуноты
  • как минимум, в паре фраз опишите, о чем ваш подкаст
  • если вы ссылаетесь на какие-то сайты, дайте ссылки
  • … на какие-то фильмы — дайте ссылки (хороший вариант — ссылка на профиль киноленты на imdb.com)
  • … на какую-то музыку — дайте ссылки (хороший вариант — ссылка на профиль музыканта или на песню на last.fm)
  • … на какие-то другие подкасты — то же самое
  • если в подкасте есть музыка — напишите как минимум автора и полное название композиции. Если используется podsafe-музыка, и файл располагается на подкаст-терминале, то настоятельно рекомендуется дать и ссылку на эту песню, дабы: 1) доказать ее «подсейфность», 2) дать возможность слушателям получить композицию
  • если подкаст публикуется не только на подаст-терминале, а например в блоге или на хабре, то желательно в шоунотах указать битрейт, время звучания и ссылку на RSS-подписку.
  • не забывайте включить шоуноты в сам mp3-файл. Лично я прописываю текст в тег Lyrics, сделать это можно с помощью iTunes и любого другого плеера с полным редактированием ID3-тегов или специальной программы-редактора.

Удачного шоунотинга! :)

Оригинал на Подкастим.ру
Tags:
Hubs:
+10
Comments1

Articles

Change theme settings