Pull to refresh

Сделай бочку!

Reading time5 min
Views14K
Почти никто из начинающих продюсеров не избегает соблазна поставить себе дюжину библиотек сэмплов из текущего хит-парада журнала Computer music, а уж мысли вроде «вот сейчас солью себе 20 гигов рефиллов для Ризона – и сразу нарулю мегахит!» мелькали, наверное, у каждого новичка.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы использовать для написания своих нетленок готовые пресеты и сэмплы – в конце концов, именно для этого они и продаются (мы же все их честно покупаем, да?;).
Однако не стоит забывать, что можно создавать красивые, интересные, а главное – абсолютно уникальные звуки самостоятельно, используя простейшие средства и немного фантазии.
Саунддизайн – занятие не только крайне увлекательное, но и полезное во всех отношениях: вспомните Бенни Бенасси, который много лет был обычным диджеем средней руки, известным разве что в пределах родного Милана, однако стоило ему нарулить свой знаменитый мегазвучище, как он тут же превратился в суперзвезду мирового масштаба.

Сегодня мы попробуем с вами создать басовый барабан или просто «бочку». При всей своей кажущейся простоте, нередко именно бочка определяет характер звучания (а в конечном итоге — и коммерческий успех) всего трека, поэтому продюсеры уделяют ей особое внимание.
Перед тем, как приступить к кручению ручек синтезатора, давайте вспомним, как, собственно, формируется звук, который наш мозг идентифицирует, как удар бочки.
Колотушка ударяет по мембране, та натягивается и очень быстро возвращается в исходное состояние, в котором колеблется еще некоторое время. Даже ни разу в жизни не слышав этого звука, можно сообразить, что он будет состоять из короткого высокочастотного щелчка и относительно длинной низкочастотной составляющей – «тела» бочки.

Для создания бочки мы будем использовать Operator – встроенный в Ableton Live FM-синтезатор. Это мощнейший инструмент, единственным недостатком которого, на мой взгляд, является разве что более (или менее?), чем минималистичный дизайн интерфейса.

Итак, запускаем Ableton, щелкаем по первому слоту созданного по умолчанию MIDI-трека и нажимаем Ctrl-Shift-M, при этом создается MIDI-клип длиной 1 такт. Включаем Draw Mode и рисуем ноту (не важно, какую именно) длиной во весь такт.
Загружаем Operator на тот же MIDI-трек. По умолчанию в Operator выбран алгоритм модуляции, в котором генератор А генерирует основной тон, B модулирует А, С модулирует B и D модулирует С – именно этот алгоритм мы и будем использовать.
Приступаем к формированию основного тона. В закладке генератора А активируем опцию Fixed – теперь высота тона не зависит от того, какую ноту мы нарисовали в MIDI-клипе. Убеждаемся, что выбрана синусоидальная форма волны (Sine).
Выбираем основную частоту звучания бочки – она обычно находится в районе 60 Гц, но должна соответствовать тональности нашего будущего трека. Для простоты давайте условимся, что будущий трек будет написан в ля-миноре. Зная частоту «ля» первой октавы (440 Гц), путем несложных математических расчетов находим, что основной тон нашей бочки – 55 Гц. Выходную громкость Operator поднимаем где-нибудь до -3 dB.

image

Запустите воспроизведение MIDI-клипа и прослушайте полученный результат. Пока что мало напоминает бочку? Немного терпения, уважаемый читатель.

Теперь нам нужно нарисовать ADSR-огибающую. Ухватывая мышью соответствующие маркеры, устанавливаем примерно следующие значения:
Initial: -inf dB
Attack: 0, 00 s
Decay: 2,50 s
Sustain: -inf dB
Release: 500 ms.

image

Следующий шаг – промодулировать полученный звук по высоте (питчу).
Активируем Pitch Envelope и выкручиваем Pitch Envelope Amount до 100%.
Щелкните правой кнопкой мыши по Envelope Display и выберите Set levels of Envelope to min. Затем установите примерно следующие значения огибающей:
Initial: +48 st
Peak: +20 st
Attack: 0,90 ms
Decay: 400 ms
Sustain: -48 st
Release: 1,5 s

image

Поэкспериментируйте немного с показателями Attack и Decay – они оказывают поистине драматический эффект на характер звучания.

И, наконец, последнее по порядку, но не по значению – показатели Slope (чтобы увидеть значения Slope щелкните по любому ромбику на огибающей).
Нас интересуют Slope A и Slope D. Лично я остановился на значениях +36 и +91 соответственно, но это уже зависит от персональных предпочтений и от стилистики будущего трека.

image

Переходим к модулирующим генераторам. Включаем генератор B и активируем режим Fixed.
Рисуем ADSR-огибающую приблизительно со следующими параметрами:
Initial: 0,0 dB
Attack: 10, 70 ms
Decay: 20,3 ms
Sustain: -inf dB
Release: 50 ms

Устанавливаем параметр Level равным примерно -30-35 dB. Затем запускаем клип и начинаем подбирать частоту модулирующего генератора.
Каким образом? Исключительно на слух, руководствуясь собственным вкусом и стилистическими предпочтениями. Лично я остановился на значении 97,6 Hz

image

Включаем генератор C, снова выбираем режим Fixed, но на этот раз выберем не синусоидальную волну, а треугольную – Triangle, богатую высокочастотными гармониками.
Рисуем ADSR-огибающую приблизительно со следующими параметрами:
Initial: -inf dB
Attack: 0,00 ms
Decay: 50,00 ms
Sustain: -inf dB
Release: 50 ms

Устанавливаем параметр Level равным приблизительно -15 dB и подбираем частоту модулирующего генератора где-нибудь в районе 20 Hz.

image

Изменения, которые вносит генератор С при таких уровнях выходного сигнала, могут быть едва различимы для нетренированного слуха даже на хорошей акустике. Но это именно та разница, о которой французы говорят «Бог в мелочах». Кстати, у этой пословицы есть вторая половина – «…, а дьявол – в крайностях», и об этом тоже стоит помнить.

Определить, слышите ли Вы на самом деле вносимые изменения, очень просто. Запустите воспроизведение клипа, наведите курсор на кнопку включения генератора, закройте глаза и пощелкайте левой кнопкой мыши, читая при этом про себя, например «Мой дядя самых честных правил…».

Когда дойдете до сцены дуэли, то…

Нет. Так далеко в своем рвении заходить не надо – лично мне достаточно прочитать пару строк, чтобы гарантированно сбиться с непроизвольного подсчета кликов мыши.
Перестаньте щелкать, и вслушайтесь в воспроизводимый звук. Щелкните мышью еще раз и снова внимательно вслушайтесь. Теперь определите, в нажатом или отжатом состоянии находится кнопка включения генератора? Все, можете открывать глаза. Угадали?
Повторите этот опыт несколько раз, если процент попаданий близок к 100 – мои поздравления. Если нет – чуть-чуть увеличьте параметр Level и не расстраивайтесь: слух тренируется, как и практически любая другая функция организма.

Послушайте полученный результат. В принципе, мы уже получили вполне себе хорошую, годную бочку, но все-таки звучит она несколько суховато. Надо ей придать немного благородных «ламповых» искажений. Если у Вас установлены плагины вроде PSP Mix Saturator или Antares Tube – можете использовать их, если нет – то отлично подойдет Dynamic Tube из стандартного пакета Ableton Live. Но перед тем, как загружать сатуратор, будет нелишним поставить в конец цепи лимитер – это поможет нам избежать клиппирования сигнала.
Устанавливаем параметры Dynamic Tube приблизительно соответствующими следующей картинке, но, разумеемся, руководствуемся при этом собственным вкусом и ушами.

image

Ну, вот и все. Осталось лишь, так сказать, зафиксировать прибыль — отсэмплировать полученный результат. В Ableton Live это можно сделать чуть менее, чем 9000 способами, самым простым из которых является следующий: щелкните правой кнопкой мыши по нашему MIDI-клипу и выберите Freeze; затем зажмите Ctrl, перетащите клип на аудиодорожку и … вуаля!

image

Вот она, наша новенькая, абсолютно уникальная, румяная, с пылу с жару, бочечка!
Приятного аппетита!

Файл проекта

UPD: Бочка

При подготовке данной статьи был использован материал из курса Ника Максвелла.
Tags:
Hubs:
+32
Comments34

Articles

Change theme settings