Pull to refresh

Интервью со Стивом Бланком в Москве: «Не путайте идею и бизнес»

Reading time3 min
Views1.3K
15 сентября Стив Бланк прилетел в Москву в рамках своего официального визита в Россию. Первую встречу он провел в офисе PricewaterhouseCoopers и посмотрел презентации российских стартап-проектов. После мероприятия началась неформальная часть, где каждый мог подойти и поговорить со Стивом Бланком: спросить совета, задать интересующий вопрос или взять автограф.

Предлагаем вам интервью с гуру предпринимательства, преподавателем и одним из самых влиятельных людей Кремниевой долины. Стив Бланк ответил на основные вопросы, которые интересуют любого предпринимателя: что главное для стартапа, как можно научиться предпринимательству, на чем стоит делать акцент в презентациях. Вы можете посмотреть видео-версию интервью по ссылке.



— Какой Ваш главный совет для тех, кто выступал сегодня?
— Мой самый главный совет – не путать идею и бизнес.

— А что более важно для бизнеса: люди или же технология и идея?
— У разных инвесторов разные взгляды и стратегии, и это хорошо. Я как предприниматель начинал с веры в то, что в первую очередь важна идея, важна технология. Но когда я повзрослел, я понял, что недаром по Кремниевой долине ходит фраза: «Средние команды с первоклассными идеями всегда проигрывают первоклассным командам со средними идеями» («B-teams with A-ideas always loose the A-teams who start with B-ideas»). Потому что лучшие команды впоследствии все равно понимают, как они могут улучшить идею, а вот команды ниже уровнем остаются при своем, они не могут придумать ничего лучше. И мой комментарий сегодня вечером был как раз о тех людях, которые презентуют свою идею в общем виде, думают, что их бизнес – это только идея и подменяют эти понятия. Я могу сказать, что бизнес это то, как быстро ты учишься у своих потребителей и своего рынка.

— Вы ведете курс по предпринимательству. Любого ли человека можно научить этому искусству?
— Сейчас, уже после 30 лет опыта, я могу сказать, что предпринимательство, и особенно обучение ему, это как обучение искусству, как обучение музыке или скульптуре. Ведь в современном обществе мы обучаем искусству и его правильному восприятию всех, это то, что, как мы считаем, должны знать все. Поэтому первое, что я могу сказать – я думаю, что не все будут хорошо разбираться бизнес, но изучение предпринимательства должно быть ключевым предметом в высшей школе или университете. Во-вторых, я обучаю практическому применению предпринимательства, и сейчас у меня около 150 человек в классе. И это очень похоже на обучение рисованию или скульптуре – я не могу вам заранее сказать, кто будет лучшим художником в мире лишь по его результатам обучения в классе, и я не могу сказать, кто станет всемирно известным музыкантом – возможно всё. Причем есть разница между тем, кто хорошо исполняет и кто хорошо сочиняет…. И даже сейчас, после сотен лет опыта, мы не можем сказать, как сделать из человека великого композитора. Мы можем обучать выступать, но как обучить сочинять? Поэтому я могу сказать, что знаю, как обучить методологии построения компании, но я не могу предсказать, кто покинет мой класс и создаст новый Google, Facebook или Twitter. Потому что если бы я это знал, я бы перестал преподавать и занялся инвестированием!

— Что самое главное в процессе обучения предпринимательству?
— Основываться на практике. Баланс между теорией и практикой должен составлять 20% теории, 80% практики.

— Чему новому Вы сегодня научились?
— Я часто слышал положительные отзывы о том, насколько умны российские предприниматели. И нет сомнений, что у вас в стране очень много талантливых людей в области науки и технологии. Но я все еще вижу проблемы в понимании, что такое стартап-проект – что это не просто показ одного-двух слайдов с наброском вашего будущего сайта и просьбой выделить 100 тысяч долларов за это. Ведь на самом деле я хочу увидеть, насколько хорошо может пойти ваш бизнес, хочу увидеть ваше понимание всех рисков, связанных с рынком и клиентами – кто они, чего хотят, какие каналы надо использовать и т.д. И это типичные ошибки российских предпринимателей – не всех, но некоторых. Пожалуйста, не допускайте те же ошибки в Кремниевой долине. И помните, что мы обычно не рассматриваем презентации проектов наподобие «Facebook и Groupon для домашних животных». Мы не пропускаем такие идеи.

Финальную речь Стива Бланка с данного мероприятия вы можете прочитать здесь.

Tags:
Hubs:
+51
Comments15

Articles