Pull to refresh

Инвайтер – Два года работы

Reading time5 min
Views1.2K
image Раз на Хабре месячник отчетов бородатых стартапов и стартаперов – поделюсь и я своей балалайкой.

Речь пойдет о моем проекте Инвайтер (биржа обмена инвайтами), который был запущен два года тому назад (плюс-минус пара недель). Днем рождения, впрочем, официально можно считать 13 ноября 2009 года, когда я поделился ссылкой на проект с уважаемой аудиторией Хабра.

Инсайде я бы хотел рассказать о пути, который Инвайтер прошел за эти два года, спросить совета, и в честь дня рождения раздать праздничных печенек самым терпеливым пользователям, дочитавшим заметку до конца.

Технологии


Когда я придумал Инвайтер – умел [irony]программировать только на HTML, jQuery и Smarty[/irony], да рисовать сносные интерфейсы. Потому выбор технологий, в то время, был для меня очевиден и незамысловат: PHP/ZendFramework + MySQL + Apache. На этой связке сайт как-то жил и развивался больше года, пока я хорошенько не распробовал Рельсу и на свой старый код смотреть без содрогания больше не мог (кстати, подобные симптомы заражения Рельсами описывал на Хабре Кирилл Мокевнин). Успешно уболтав себя, что новые идеи требуют новой архитектуры, а значит ВСЕРАВНОПЕРЕПИСЫВАТЬ, за несколько месяцев воспроизвел основной функционал, попутно освежив дизайн. В результате, сейчас проект работает на связке Nginx/Unicorn + Rails 3.1/MySQL + HAML/SASS/CoffeeScript. Конечно, код и сейчас далек от идеала и встречаются ошибки, от которых голова крутом идет, но все равно – отлаживаться и искать их стало в разы быстрее и удобнее.

Продвижение


Я бы не сказал, что проект где-то целенаправленно рекламировался. Основную роль в привлечении аудитории играли и продолжают играть сарафанное радио и поисковики, остальные же способы продвижения имели эпизодический эффект.

Пока писал прошлый абзац вспомнил, что Инвайтер публично зарелизился, все же, не на Хабре, а на Лепрочке, и хотя пост был довольно быстро удален правительством, первый массовый фидбек и часть аудитории удалось получить именно там. А вот после поста на Хабре ссылки на Инвайтер стали появляться на страницах других сетевых изданий. Самым значительным в этой череде постов был рассказ об Инвайтере в «Сайтах дня» Рамблера, после которого сервер основательно прилег на бочок.

В общем, был виден некий интерес аудитории, который сильно мотивировал заниматься проектом и дальше. В какой-то момент пришло понимание, что раз сайт, что называется, попер у отечественных пользователей, а платформа более менее стабильна и справляется со своими задачами – нужно скорее делать локализацию и запускаться еще и для англоговорящей публики, благодаря которой посещаемость возрастет в разы. На практике все оказалось не так радужно. Во-первых, сам процесс перевода сервиса, возможность многоязычности которого изначально не рассматривалась (то еще удовольствие), занял в несколько раз больше времени, чем ожидалось. Во-вторых, долгожданный прирост аудитории составил в лучшем случае, десяток процентов. Сложно сказать почему. Скорее всего – не удалось донести идею сервиса до западной публики. Или эта идея ей просто не интересна. Мы писали на Хакерньюсе, публиковали обзор на Дигге, приставали к редакторам Техкранча и Мэшабла, размещали описание проекта еще на десятке менее именитых ресурсов – результатами трудов были жалкие проценты новых пользователей. Так что в графе «взаимодействие с западной аудиторией» была сделана пометка FAIL и положено с прибором на это направление.

Был еще момент, который сильно меня окрылил в то время – реализовалась моя подростковая мечта: я написал про сайт редактору журнала ][ и получил ответ, в котором говорилось, что сайт они знают и уже готовится к печати номер, в котором будет непременно про Инвайтер написано. И ведь не обманули! На последней странице журнала, в колонке регулярных обзоров, красовался блочок со скриншотом моего творчества и кратким его описанием ). Ух, сколько было радости! Удивляюсь, как не вырвал листок и не повесил в рамке на стену. Наверное, пожалел журнал. Но это все лирика. Абзац вообще не про Хакер, а про оффлайновую активность ). А итог оффлайновой активности такой: после публикации заметки в бумажном журнале пользователей стало приходить больше, чем после всех наших потуг, направленных на привлечение западной аудитории.

В последнее время экспериментирую с социальными сетями. Например, если пользователь того пожелает, запросы новых инвайтов, вместе со ссылкой на его профиль, автоматически транслируются в Твиттер, Вконтакте, Facebook. Эффективность таких кросспостов не особенно велика – из всех трех сетей по ссылкам приходит человек сто в неделю. До регистрации доходит и того меньше. Но не это интересно – интересно, КАК регистрируются. Не так давно я подключил авторизацию и регистрацию новых пользователей через обозначенные соцсервисы. Как вы считаете, какой из трех социальных сетей предпочитает пользоваться наша, весьма специфическая, аудитория? Вот я, когда лень, регистрируюсь через Твиттер, и то десять раз подумаю, доверить ли сайту свой токен. А наши пользователи спокойно ходят через Вконтакт. Такой вот занятный факт.

Нужен совет


Два года – огромный срок для любого начинания. За эти два года научилась ходить и разговаривать моя дочка. На днях она уже пойдет в детский сад… А вот Инвайтер – топчется на месте. Очень сложно практически в одно лицо, на голом энтузиазме и в фоновом режиме, поддерживать и развивать веб-сервис. Хочется все бросить и с головой окунуться в тасклист «Мои возможные проекты» ). Но убеждаю себя, что нужно довести задуманное до конца и уж хотя бы на упрямстве добиться того, чтобы сервис окупил вложенные силы.

Инвайтер практически не приносит денег. Даже если считать те средства, которые отправляют пользователи в качестве донейтов. Кстати, если кому-то интересно почитать про подключение системы пожертвований и результатах ее работы – в моем блоге есть пара заметок на эту тему…

А здесь бы должен был быть подзаголовок из серии «Как заработать на собственных недостатках», но поскольку много заработать пока не удалось – просто напишу про более-менее внятный способ монетизации, который я недавно придумал. Дело в том, что по умолчанию я считаю большинство людей хорошими и адекватными. Мне хотелось бы верить, что и на созданном мной ресурсе хороших людей – большинство. Но, к сожалению, несовершенство нашей модели заключается в том, что в автоматическом режиме это утверждение проверить невозможно. Вот и выходит, что в то время как одни пользователи высылают другим свои инвайты, их аппоненты с чистой совестью сливаются, получив желаемое. Как потом рассудить, кто кого обманул? Выходит, без вмешательства третьей стороны, на этапе заключения сделки, обойтись не получится. На таком вмешательстве и предполагается зарабатывать. Как вы понимаете – это не мое изобретение, а всего лишь вариация посреднического сервиса, знакомого многим по фрилансерским биржам.

Чтобы услуга модерации обменов начала приносить достаточно денег, требуется большее количество пользователей в ней заинтересованных. Пока среди 25 тысяч зарегистрированных участников и 500 ежедневных посетителей большой популярностью эта возможность не пользуется (.

Возможно, читая мою заметку, Вы увидели хорошую модель монетизации сервиса, которую упускаю я. Или, чем черт не шутит – у Вас есть ресурсы, с помощью которых можно серьезно увеличить популярность сервиса и Вы готовы ими поделиться на взаимовыгодных условиях. А может – Вы хороший Rails разработчик, которому будет интересно заниматься развитием проекта, в обмен на долю в нем. В общем, буду безмерно рад любым предложениям и возможностям сотрудничества. Лучше всего – пишите в личку.

Печеньки!


А теперь – печеньки! В честь грядущего юбилея, Инвайтер готов подарить некоторое количество внутрисервисной валюты своим пользователям. Правда, не бескорыстно, а на том условии, что те приведут и своих друзей ). Подробности акции можно узнать на странице http://www.inviter.ru/promo. Да, вы правы, это очередной эксперимент для оценки конверсии продвижения в соцсетях, но вам ведь не жалко, правда?
Tags:
Hubs:
+68
Comments61

Articles