Pull to refresh

Наши люди на Mass Challenge

Reading time 5 min
Views 631


На прошлой неделе в Москву вернулась делегация Научного парка МГУ из поездки на бостонский Mass Challenge, ежегодного конкурса стартапов.

Бостонский MassChallenge — одно из крупнейших стартаперских мероприятий в мире. Это конкурс проектов, который проходит в течение двух месяцев, за которые участники должны разработать и запустить проект, после чего конкурсная комиссия распределяет среди лучших проектов один миллион долларов.

Я пригласил на хабравстречу, одного из членов делегации, директора проекта Webils Владимира Щербакова (donline), чтобы поговорить о том, как работают стартапы в Америке и какой из этого полезный опыт можем вынести мы в России.

Один из первых вопросов, который возник у меня — почему именно Бостон? Принято считать, что центром интернет-бизнеса в Америке является Silicon valley, и, казалось бы, именно там должны проходить подобные мероприятия. Но Бостон — столица штата Массачусетс, и именно там находится знаменитый на весь мир Массачусетский технологический институт (MIT), а также Гарвардский университет. Понимая свою роль и значение в качестве одного из интеллектуальных центров мирового значения, руководство Бостона всячески поддерживает подобные проекты, и Mass Challenge проходит при поддержке губернатора штата (на фото выше — один из представителей делегации МГУ «питчит» губернатора Массачусетса).

Читатели Хабра знакомы с понятием elevator pitch — короткой презентации, которая должна заинтересовать собеседника за те полминуты, которые поднимается лифт. Так вот, в Штатах питчат все. Одна из принципиальных особенностей делового общения там — продавать себя ежеминутно. Конкуренция так высока, что если ты не будешь говорить о своём проекте везде, со всеми, то ты постоянно будешь упускать какие-то возможности. В нашей деловой культуре это не принято — даже в таком, казалось бы, открытом бизнесе, как интернет, люди ведут себя достаточно закрыто, и дело даже не в сохранении какой-то тайны. Просто «не удобно», «не поймут» и т.д. Даже на специальных мероприятиях люди чаще ходят мимо друг друга, чем завязывают общение. В Америке — наоборот. Возможности Mass Challenge знакомиться, представляться и продавать себя, находить партнёров, используют по полной. У всех полные карманы визиток — своих и чужих.





По словам Щербакова, «самым потрясающим было то, что была возможность встретиться абсолютно со всеми
представителями венчурного бизнеса и с каждым в отдельности пообщаться, рассказать о проекте,
получить фидбек, у знать о трендах рынка и выслушать порою очень ценные советы. В этом
огромное отличие западного инновационного развития от нашего».

Существует даже специальное мероприятие, полностью посвящённое процессу обмена визитками — Unconference, которое длится всего один день, и ежегодно привлекает сотни людей, как инвесторов, так и стартаперов. Участники «не-конференции» собираются в одном большом помещении и просто знакомятся. В этом году оно совпало по времени с Mass Challenge, поэтому наши ребята побывали и там. Вход стоит от $100 до $400.

Другой интересный проект, посвящённый тому, чтобы деньги и проекты находили друг друга, это Angel List. В России существует похожий проект – StartupPoint, но он далеко не так сильно развит как Angel List, где только лишь за счёт положительных рекомендаций на сайте, вы можете привлечь деньги даже ни разу не встречаясь с инвестором.

К слову, стартаперы в США — это отдельная интересная тема. После таких мероприятий, как Mass Challenge, может сложиться впечталение, что стартапы там делают абсолютно все. donline рассказал, как однажды в ресторане к ним, услышав их разговор, обратился официант и рассказал о том, что делает свой стартап по заказу столиков. Он сделал систему, которая кидает тебе SMS на телефон, когда твой столик освободился, и удобный интерфейс управления этим сервисом, и установил её уже в своем баре, а теперь пытается продавать в другие бары.

Это к слову о том, что питчат все. Можете ли вы представить себе официанта у нас, который рассказывает посетителю о своих проектах? «Неудобно же». Впрочем, о чём это я. Можете ли вы себе представить нашего официанта, у которого есть свой стартап? У нас до сих пор сильны сословные стереотипы, определяющие «сорт» людей по престижности его работы. Стартаперы — белая кость, официанты — чёрная кость, и представление о том, как это может сочетаться в одном человеке, рвёт шаблоны. Впрочем, ситуация меняется, да и чисто логически несложно рассудить, что человек, который готов заниматься тяжёлым трудом ради будущего успеха, выиграет в жизни скорее, чем те, кто озабочены исключительно статусом своего занятия. Впрочем, это лирика. Вернёмся к рассказу о Mass Challenge.

Формат этого события предполагает, что стартапы будут создаваться прямо во время его проведения: участники подают заявки и потом в течении двух месяцев работают над своими проектами. Заявки подают как сформировавшиеся команды, так и одиночки, у которых в голове есть пока только идея. На месте уже можно найти партнёров или добрать людей в команду, получить обратную связь и рекомендации от других участников и запускать стартап.

В процессе Mass Challenge участники постоянно встречаются с экспертами, проводят питчи и развивают проекты. Все сидят в небоскребе, который бесплатно предоставляется городом, целый этаж с видом на Бостон. В финале проводятся 5-минутные питчи-презентации проектов, по результатам которых группа экспертов определяет победителей, среди которых и распределяется призовой миллион — 3 первых приза по 100 тысяч и 14 по 50, после чего проекты уже продолжают работать самостоятельно. Но, в каком-то смысле, выигрывают все, потому что на финальных выступлениях собирается огромное количество инвесторов и ангелов, так что каждый проект может найти себе партнёров и деньги.

Наши в городе


Научный парк МГУ — это бизнес-инкубатор (а с некоторых пор, после открытия Фонда, ещё и инвестор), который объединяет 50 технологических компаний и более 100 стартапов.

Участники MC совершенно необязательно должны быть американцами, но они создают бизнесы, которые будут работать в Бостоне. Так что если вы хотите открыть стартап в США — welcome на Mass Challenge в следующем году. В остальных случаях иностранцы приезжают туда как гости, людей посмотреть и себя показать. Это отличный способ прочистить мозги и понять, чего стоит ваш проект. И, в лучшем случае, даже найти партнёров для выхода на международные рынки. Щербаков рассказал, что они с командой ещё будут некоторое время переваривать полученные лестные отзывы и критику Webils: «Мы хотели бы порекомендовать проектам, которые находятся сейчас на стадии активного развития обязательно съездить в США, поскольку на этот рынок действительно стоит ориентироваться. Данная поездка очень хорошо помогла нам расставить свои приоритеты». Многие из участников программы от Научного парка получили приглашения от венчурных фондов и ангелов к продолжению обсуждения инвестиций в их компании.


Фото со встречи: сувенир из поездки — толстовка Массачусетского технологического института

Юристы


Ещё один интересный аспект интернет-бизнеса в США — это значение юристов. Фактически, это третья сторона во взаимоотношениях инвестор-стартапер, выполняющая свою очень важную роль. Юридические компании активно участвуют в мероприятиях типа Mass Challenge, выбирая интересные проекты и часто предлагают стартапам брать их на обслуживание в первое время бесплатно — разумеется, в расчёте на долгосрочное сотрудничество в дальнейшем. Юридические услуги в США очень дороги, поэтому это хорошее подспорье для стартапов, а законники при этом получают перспективных клиентов.

Нет сомнений, что и в России, по мере роста и развития рынка их роль будет возрастать — формализация отношений это плата за цивилизованность. А значит, и такие форматы взаимодействия тоже будут востребованы.

P.S. Про хабравстречи




Хабравстречи — это еженедельные посиделки, которые мы проводим в одном из московских кафе. Это неформальное мероприятие, такой оффлайновый вариант болтовни в комментах. Но иногда мы общаемся и на серьёзные темы, как в этот раз.

Мы встречаемся каждый четверг в 20 часов. Завтра — уже восьмая встреча, приходите: кафе «Март», зал со сводами. Анонсы встреч также публикуются в блоге «Мероприятия» (вступайте, он закрытый), в ЖЖ и в Твиттере по хештегу #habraparty.

Я планирую и дальше приглашать интересных людей, которые будут рассказывать действительно интересные вещи. Если у вас тоже есть, что предложить — welcome, все контакты для связи со мной есть у меня в профиле. Вопросы Владимиру Щербакову вы можете отправить в сообщении donline или задать в комментариях.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+23
Comments 9
Comments Comments 9

Articles