Pull to refresh

Исследование проекта Facebook.com

Reading time 8 min
Views 1.3K
Интернет бурно развивается, постоянно появляются новые технологии, стандарты и концепции создания Интернет-ресурсов. В 2005 году заговорили о качественном изменении развития всего Интернета в целом. Новые идеи и подходы были названы «Веб 2.0», его суть заключается в позиционировании веба как платформы. К веб 2.0 относят сайты использующие такие технологии как ajax, mash-up, веб-синдикации, идеи меток и тегов, а также интернет-ресурсы, направленные на социализацию, создание сообществ. В последние несколько лет появилось большое количество социальных сетей. Наиболее крупными в мире являются myspace.com, facebook.com, xing.com, classmates.com и др. В Рунете можно отметить такие успешные проекты, как одноклассники (odnoklassniki.ru), мой круг (moikrug.ru), вконтакте (vkontakte.ru) и др. Подобные интернет-ресурсы могут иметь активную аудиторию в десятки миллионов посетителей в месяц. Причем эти посетители проводят значительную часть своего времени в этих социальных сетях. Однако возникают вопросы. Могут ли ресурсы такого типа приносить доход? Не являются ли эти проекты убыточными? Стоит вспомнить, что революция, которую произвел Google, заключалась не столько в изобретении нового типа поиска, сколько в открытии метода заработка на поисковых системах, не приносивших до этого таких фантастических прибылей. Сейчас многие ожидают от социальных сетей нечто подобного той революции, которую когда-то произвел Google

Facebook в настоящее время одна из наиболее перспективно развивающихся социальных сетей Интернета. Созданный три года назад группой энтузиастов, проект сразу же привлек внимание инвесторов. За эти три года объем венчурных инвестиций в проект составил около $38.5 млн. В октябре 2007 года facebook.com был оценен в 15 млрд. долларов, и это при том, что его доход на тот год прогнозировался всего в 150 млн. долларов (т.е. в 100 раз меньше).

Целью настоящего исследования является изучение схем монетизаций одной из крупнейших социальных сетей facebook.com. Историю проекта facebook.com принято отсчитывать с февраля 2004 года, когда Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) вместе с Дастином Московиц (Dustin Moskovitz), Крисом Хагхесом (Chris Hughes), а также двумя студентами Гарвардского университета, выпустил первую версию этой социальной сети. Домен facebook.com, был выкуплен только в августе 2005 года, за $200 тысяч у корпорации Aboutface. Проект сразу же получил поддержку инвесторов. В том же 2004 году, один из основателей PayPal Peter Thiel вложил в facebook.com 500 тысяч долларов. Позже, в мае 2005 года, венчурная компания Accel Partners инвестировала в проект еще $13 млн. Развитие проекта после этого идет стремительными темпами. В апреле 2006 года facebook.com уже находится в десятке лидеров среди социальных сетей по количеству посетителей. В том же году проект получает вливания в размере $25 млн. от ряда венчуров (Graylock Partners, Accel Partners, Meritech Capital Partners, Peter Thiel). Итого, за три года объем венчурных инвестиций составил $38.5 млн.

Венчуры обычно занимаются инвестициями в акционерный капитал нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний. С одной стороны венчурные вложения подвергаются повышенному риску, а с другой — увеличивется вероятность получения сверхвысоких прибылей. Венчурное финансирование — это своеобразный заем новым компаниям, долгосрочный кредит без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент. Весьма характерной особенностью венчурного финансирования является и то, что инвестор практически никогда не стремится приобрести контрольный пакет акций компании, чем принципиально отличается от «стратегического инвестора» или «партнера». Инвестор берет на себя в основном финансовый риск, а такие виды рисков, как технический, рыночный, управленческий, ценовой и т.д., перекладывает на менеджмент, у которого как раз и находится контрольный пакет акций компании.

Стоимость проекта facebook.com и его суммарные доходы составляют весьма внушительные цифры. В октябре 2007 года компания Microsoft покупает 1,6% акций Facebook за $240 млн. Соответственно, весь проект оценивается в $15 млрд. В декабре 2007 года глава азиатского телекоммуникационного конгломерата Hutchinson Whampoa Ли Ка-шинг также купил небольшой пакет акций facebook.com. По данным Dow Jones, Ли заплатил 60 млн долларов за пакет размером всего лишь 0,4%. Согласно исследованиям журнала Wall Street Journal (WSJ, номер от 23 августа), доход facebook.com за 2007 год прогнозировался примерно в $150 млн, при расходах порядка $30 млн.

Одна из составляющих финансового успеха проекта – его посещаемость и активность пользователей. В ноябре 2007 года facebook.com посетило более 86 млн. активных пользователей. При этом пользователи просматривают более 1 млрд. 785 млн. страниц в месяц. Половина трафика идет из англоязычных стран. 28% пользователей составляют жители США, 9.7% — Англии и только 9.1% — жители Канады. Это логично, поскольку facebook.com поддерживает только англоязычный интерфейс.

Еще одной составляющей успеха проекта является неординарные механизмы монетизации. Давайте рассмотрим основные инструменты монетизации facebook.com. Основным источником доходов является реклама.
  • Стандартный баннерный показ рекламы. Почти на всех страницах facebook.com внизу, либо слева расположен рекламный баннер. Сейчас facebook.com получает 0.30 евро за тысячу показов (CPM = 0.30 евро). При текущей посещаемости это приносит около 780 тысяч долларов в месяц. Стоит отметить крайне низкую кликабельность — около 0.04% (для сравнения у крупнейшей социальной сети myspace.com — в районе 0.10%). В августе 2006 года, компания Microsoft купила эксклюзивные права на использование этих рекламных площадок в течении трех лет.
  • Реклама на рынке. Для начала необходимо определиться с терминами. Рынок (marketplace) — место, где зарегистрированные пользователи размещают объявления о продаже, аренде, сдаче в наем, объявления о работе и т.п. Флайер же — короткое рекламное объявление, связанное с каким-либо уже существующем объявлением на рынке. На любой странице рынка показывается до 20 флайеров. Любой пользователь, разместивший объявление на рынке, может рекламировать его флайерами. Стоимость 500 показов составляет $1, еще $1 необходимо заплатить за каждый нетворк (глобальное сообщество по определенному признаку. Например, студенты одного университета, жители одного города), на рынке которого надо показывать объявление. Таким образом, минимальная плата составляет $2 (500 показов в одном нетворке). Данный вид рекламы приносит проекту 700 тысяч долларов ежемесячно. Помимо флайеров от пользователей, на рынке присутствуют еще флайеры от amazon.com, но их количество на порядок меньше.
  • Facebook.com регулярно пробует новые решения в рамках исследования рекламных возможностей социальных сетей. Например, в ноябре был запущен новый вид рекламы: социальная. Ее суть заключается в распространении рекламы по социальному графу: от пользователя к его друзьям (под социальным графом обычно подразумевают группу людей связанных какими-либо отношениями: дружескими, деловыми, случайными и т.д. Люди соотносятся с вершинами графа, а их отношения – с ребрами). Показ рекламы может сопровождаться социальной историей: если пользователь зашел на страницу, посвященную какому-нибудь продукту/услуге в facebook.com или на сайт, являющийся участником проекта facebook beacon (проект facebook beacon — группа интернет-проектов обменивающихся детальной информацией о пользователе. Пример: фасебук передает информацию амазону позволяющую ему предложить более интересуню пользователю) продукты., то рекламый показ этого продукта/услуги осуществляется среди друзей этого пользователя. Также этот показ может сопровождаться фотографией пользователя и описанием его действий (например, оценки рекламируемого продукта/услуги). Разумеется, возможны различные дополнительные фильтры для рекламных показов: по полу, по возрасту, по географии и т.д. Реклама размещается либо в «новостях» пользователя, либо на странице слева. Цены на рекламу определяются на аукционной основе, но пока еще они не сформированы. Данный вид рекламы, по-видимому, пока приносит небольшой доход. Пока потенциал этого типа рекламы до конца еще не ясен. Но в будущем, он имеет все шансы перерасти в один из наиболее мощных инструментов монетизации социальных сетей.
  • Следующий инструмент монетизации, спонсорские группы приносят facebook.com (аналогичное наблюдается и в myspace.com) львиную долю дохода. Спонсорские группы – это особый тип групп в социальных сетях, предназначенный для позиционирования бренда, создания и поддержания его активной аудитории. Спонсорские группы имеют собственные рекламные площадки, и никакая чужая реклама на страницах спонсорских групп не показывается. Поддержка такой группы обходится в $300.000 за три месяца. В настоящее время (декабрь 2007 года) в facebook.com существует 230 спонсируемых групп, среди них: Apple, NBA, Nike, Victoria's Secret и пр. Суммарно, спонсорские группы приносят проекту $23 млн. в месяц.
  • Интересным и весьма существенным источником дохода являются виртуальные подарки. Их суть заключается в том, что пользователи могут дарить друг другу за символическую цену в $1 картинки с забавными изображениями (новогодняя елка, гамбургер, пиратский флаг, цветок и т.д.) и сопутствующими надписями. Виртуальные подарки хранятся в профиле пользователя. В среднем, это приносит facebook.com еще порядка $2 млн. в месяц.


Благодаря всем этим сервисам, прибыль проекта с лихвой покрывает его расходы. Доход facebook.com растет весьма стремительно: за 2005 было заработано $10 миллионов, за 2006 — около 50 миллионов, на 2007 год прогнозировали около 150 миллионов. При этом месячный доход в начале 2007 года и в конце отличается более чем на порядок.

Российские аналоги.

Русским facebook.com можно по праву назвать vkontakte.ru. До сегодняшнего дня владельцы vkontakte.ru не предпринимали попыток монетизировать свой проект. Более того, ее создатели неоднократно заявляли, что рекламы во vkontakte.ru не будет. Однако на основе сравнительного анализа можно определить возможности монетизации социальной сети vkontakte.ru. Также можно вывести примерные суммы, которые могут принести те или иные сервисы. На примере facebook.com видно, что стандартная реклама составляет менее 6% от общего дохода. Если учесть во сколько раз социальная сеть vkontakte.ru меньше чем facebook.com, то цена спонсируемой группы во vkontakte.ru будет относительно небольшой. Однако, стоимость виртуальных подарков вполне может быть той же самой — $1. Таким образом, виртуальные подарки могут стать полноценным источником дохода. Оплачивать данную возможность можно с помощью SMS сообщений. Так же возможны другие SMS сервисы — этот рынок в России вполне развит. Как пример можно привести услугу платного доступа в топ пользователей, широко применяемую при монетизации различных интернет-сервисов для знакомств. Его суть заключается в искусственном введении неравенства между пользователями, например, если на главной странице предусмотрены места для показа 10 аваторов, то, соответственно, вводится платная услуга показа Вашего аватора на главной странице (оплата обычно берется за количество показов). Рынок (marketplace) в масштабах vkontakte.ru также может приносить вполне приличных доход. Спонсируемые группы, виртуальные подарки и рынок могут сделать социальную сеть vkontakte.ru весьма прибыльным проектом без использования раздражающей баннерной рекламы. Кроме того, многие инновации facebook.com в области социальной рекламы могут быть успешно применены и в российских условиях. По оценкам исследовательской группы компании Эмбриа, vkontakte.ru на российском рынке сейчас может стоить около $10-12 млн. Но в случае введения механизмов монетизации и увеличения числа сервисов, а как следствие, повышения привязанности пользователей к проекту, его цена будет расти. Западные инвесторы уже сейчас могут оценить этот проект значительно выше.

Публикую аналитическое исследование проекта Facebook
Исследование подготовлено Михаилом Ананьевским (исследовательская группа компании Эмбриа) специально для портала LiveIdea.ru.

Источники:
www.comscore.com, www.facebook.com, www.compete.com, www.alexa.com, www.emarketer.com,
Wall Street Journal, Microsoft, www.wikipedia.org, www.valleywag.com, www.quantcast.com
Tags:
Hubs:
+48
Comments 91
Comments Comments 91

Articles