Pull to refresh

Стартапы

Reading time5 min
Views661
Данный текст написан по материалам лекции, прочитанной мной на занятиях «Инновационной студии» в МГУ. Хотел опубликовать ее сразу, но сначала кармы не хватало, потом руки не доходили.
Изложенное полностью основано на собственном опыте и пройдено на 4 реализованных и находящихся в процессе реализации проектах.
Итак, поехали.

update:По просьбам благодарных читателей перечислю два проекта, процесс реализации которых дал мне материал для написания данной статьи.

Перечислю проекты, опыт разработки которых позволил мне написать данную статью:
  • LJSeek.com Жена моего друга очень любила общаться в ЖЖ, но к ее сожалению поиск там был реализован очень отвратно. Долгое время LJSeek был официальной поисковой системой ЖЖ
  • NNSeek Когда я начинал свою трудовую деятельность я очень любил читать usenet-конференции. Хотелось сделать хранилище новостей с поиском
  • Sphinx Отдельно хотелось упомянуть проект, на базе которого мы делали наши проекты, для которого мы были огромным test case. Автор этого проекта также участвовал в развитии наших проектов и подарил мне некоторые идеи для написания этой статьи

Примитивная классификация интренет-стартапов (мои коллеги говорили мне, что лекция больше похожа на лекцию по социальным сетям, однако я считаю, что большая часть написанного будет верна и для других проектов)
Для чего же создают стартапы:
— как ни странно для продажи. Создатели проводят детальный анализ рынка, разрабатывают стратегию развития, составляют бизнес-план. Конечная стадия это продажа реализованного проекта кому-нибудь из крупняка.
— «для себя». Проект поначалу помогает создателям и их друзьям в чем-то, реализует некий интерес (я здесь не говорю про деньги), проект является возможно самореализацией. Для такой команды важен результат реализации проекта в большей степени, чем финансовые последствия реализации. Наверное, следует сделать вывод, что те российские ученые, которые сейчас двигают вперед российскую науку занимаются исключительно стартапами. В качестве примера можно привести событие 2006 года связанное с математиком Перельманом.
— для зарабатывания денег. Цель частично сочетает описанные выше булиты. Автор проекта реализует некую идею, цель которой получение дохода от деятельности стартапа

Основа успеха существующих стартапов
В основе успеха существующих интернет-стартапов лежит общение пользователей между собой.
Посмотрим на alexa top-20:

Практически у каждого пользователя Интернет стоит какой-нибудь мессенджер

Болезни стартапов
Каждому стартапу присущ набор болезней и их решений:
* Нравится мне – должно нравится другим.
Не стоит доверять исключительно своему мнению, послушайте мнение соседей. Иногда они случайно могут подсказать решение проблемы или какое-нибудь интересное дополнение. Учитесь видеть проекты со всех сторон
* Давайте сделаем Google. Каждый кто хочет что-то делать, хочет сделать обязательно что-то глобальное (поисковую систему, огромный портал ти т.д.).
Не стоит сразу размахиваться, начните с малого. Крупняк никогда не концентрируется на нишах, используйте нишевое позиционирование в том числе и для извлечения наибольшего дохода.
* Радость от экспоненциального роста
Рост сайта от одного посетителя до десятка тысяч может вести себя как экспонента. С одной поправкой — это будет только первое время. Дальше в наилучшем сценарии линейный рост с маленьким коэффициентом, в среднем стабилизация, в худшем — падение
* Sales=F(Visitor), Sales=F(Page View)
Размер продаж зависит только от реальных покупок на сайте, а не от количества посетителей (потенциальных клиентов)
* Если взять выручку за этот день, да помножить на число дней в году.
Результаты одного дня (обычно выбирают день, в который был наивысший доход) нельзя апроксимировать на весь год.
* Наш продукт гениальный. Его гениальность обеспечит интерес к нему и его продажи.
Не стоит забывать, что мало создать хороший продукт, необходимо его еще и продать, именно продажи формируют доход, и к сожалению многих разработчиков, продавец в конечном счете получает больше денег чем создатель.
* Отсутствие диверсификации в проектах. Проекты чаще всего зависят от чего-то одного (информации на каком-то специфическом сайте, рекламодателя, поставщика и т.д.)

Дилемма стартапа
В процессе работы над новым проектом всегда возникает дилемма сделать все качественно или реализовать на скорую руку (главное правильно работает, заработаем денег, наймем программистов, они все равно перепишут все) и будем двигаться дальше.
Чаще всего выбирают именно второй подход.

Команда и наемный персонал
Всякий создатель проекта задается вопросами: Сколько должно быть основателей? Как и когда распределять доли? Как выбирать наемных сотрудников?

Сколько должно быть основателей
— 1 — нормально
— 2 — нормально
— 3 — нормально
— 4 — возможно
— 5 — а может хватит?
— …
— 120 — ура! моя доля в этом замечательном проекте 0,2%
Считается (не знаю кем), что оптимальное число команды-создателей должно быть не больше 3.
В каждой команде необходимо выбрать кого-то, кто будет обладать правом решающего голоса при разрешении конфликтов связанных с реализацией проекта.
Основатели должны собираться по признаку »полезности«, а не по признаку знакомства.
Например, «А давайте возьмем в проект Васю, он наш друг и может нам пригодится. Делать он ничего не умеет, но в будущем он нам понадобится»

Когда и как распределять доли?
Доли следует распределять сразу после определения идеи и распределения обязанностей пропорционально этим обязанностям, деньгам внесенным в проект и иным нематериальным активам.
Фиксировать ли доли в каком-нибудь документе. Каждый должен решать для себя сам. Тема доверия будет раскрыта дальше.

Как выбирать сотрудников?
Каждый стартап со временем начинает расти и на него не хватает времени отцов-основателей, и тогда встает проблема набора сотрудников. Главными критериями при наборе являются опыт и профессионализм.
Следует с осторожностью относится к набору на работу студентов (студенты простите меня, пожалуйста). Им свойственен огромный энтузиазм при работе, они готовы работать даже ночью, когда далеко до сессии, но к сожалению у них очень мало опыта.
Я тоже начинал работать студентом в одной известной в интернете компании С++ программистом. На работе я часто дописывал чужие приложения. Уже после окончания института и 2-3 лет работы я стал осознавать через какое место там все писалось.

Общие проблемы персонала(не только для стартапов)
Семья и бизнес несовместимы – вскоре придется выбирать и не известно что скажут другие.
Пример: А давайте моя девушка нарисует нам дизайн, в нашей фирме она крутой дизайнер. Дизайнер все время нарушает сроки, все делается очень медленно, переносятся сроки. И… тут кто-то не сдерживается, и портятся отношения как с дизайнером, так и с тем членом команды, который ее привел
Друзья в бизнесе не навсегда
Пример: раздел бизнеса между Прохоровым и Потаниным
Пример: Мой друг сдал мне в аренду магазин, а потом по подложным документам…

Результаты
  • Даже плохой результат – это результат (+2000 exp. + levelup)
  • Не бойтесь трудностей и слова «нет» (не повезло с одной повезет с другой – закон больших чисел). Не стоит опускать руки
  • У каждой идеи есть свои потребители, главное их найти
  • Не ошибается только тот, кто ничего не делает


Спасибо, критикуйте
Tags:
Hubs:
Total votes 38: ↑33 and ↓5+28
Comments28

Articles