Pull to refresh

Кто кого учит: преподаватель студента или студент преподавателя?

Reading time 11 min
Views 17K


Вступление



Нет, мой пост не про Никиту Михалкова, как некоторые могли бы подумать, гляда на скриншоты. Мне хотелось бы поведать хабрасообществу о методах преподавания IT-дисциплин на примере нескольких ВУЗов одного из крупных городов в России с позиции человека, который раньше занимался тем, что писал на заказ студентам этих ВУЗов курсовые и дипломные работы и тесно работал не только с учащимися и с преподавательским составом, но и с работодателями. Параллельно это не мешало мне учиться на всё той же специальности, связанной с IT и увидеть всю «систему» своими глазами изнутри. Я читаю хабр уже около четырех лет и заметил, что на нём пишут много статей на тему образования, но тот ВУЗ, где я учился отличается тем, что получил несколько грантов в области нанотехнологий и кластерных вычислений, поэтому я с удовольствием расскажу о всей подноготной таких популярных в телевизоре тем.

В завершение статьи я также хотел бы вывести некоторые тезисы на тему образования в IT, которые будут несколько различаться с общепринятыми, чтобы дать вам пищу для обсуждений в комментариях, если конечно это будет вам интересно…


Как известно, в российских ВУЗах самое лучшее в мире самообразование. Ведь воистину так оно и есть. И конечно же эта закономерность верна не только в российских, но и в ВУЗах стран бывшего СССР как минимум тоже. Конечно, наши откатогрёбы и айпадоблудцы в министерстве образования всегда говорят о том, что высшее образование — залог и гарантия получения престижной и высокооплачиваемой работы, но к счастью их заявления все здравомыслящие люди благополучно пропускают мимо ушей и правильно делают.

На самом деле, если дело доходит до дела, то либо работа на самом деле не престижная, либо не высокооплачиваемая, либо диплом будь он хоть красным или розовым никому на самом деле не нужен, либо работы нет вообще. И это всё больше становится истиной, но не потому что кризис, а потому что всё больше пропасть между получаемым студентами образованием и реальными требованиями рынка.

Поразительная вещь. Большинство моих знакомых выпускников по ИТ-специальности жалуются на то, что либо работы нет, либо мало платят. В свою очередь работодатели жалуются на отсутствие квалифицированных кадров. То есть казалось бы вот они специалисты — бери-не хочу. Но брать то в итоге и некого. А дообучать-переобучать накладно. Кроме того у многих принятых на работу наблюдается так называемы синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это для айтишников вообще большая проблема. Симптомы долго перечислять не буду, кому надо найдет, но их проявления всем известны:
  • рассеянность, общая неорганизованность
  • отсутствие пунктуальности
  • крайне низкая производительность из-за стремления к постоянному переключению между делами/приложениями/сайтами
  • низкая усваиваемость того, что говорят (скажешь: «БД создавай в XML», а он возьмет в MySQL создаст и БД там назовет «XML»).

Некоторые недальновидные студенты после получения высшего образования думают, что дальше им уже не нужно развиваться, так как на то оно и высшее образование, что выше уже некуда. Особенно те, кто получил красный диплом. Как следствие этому после устройства на работу их идеалы быстро рушатся и человек получает нехилый такой отрицательный настрой на будущее. Сразу же появляются неврозы и признаки неуверенности в себе. Как раз в тот самый возраст и этап жизни, когда настрой и мотивация — одна из наиважнейших составляющих. Родители тут ещё со своим «ты должен устроиться на работу», «мы хотим чтобы ты вышел в люди и был как все» и так далее. Родителям не всегда, кстати, объяснишь, что работать можно, например, и дома. И что деньги могут быть не только реальными, но и виртуальными. И превратить одно в другое и обратно теперь уже сущие пустяки.

Честно говоря, уж очень не нравится мне слово «образование». В медицине, кстати, оно имеет весьма неблагоприятное значение. Предлагаю использовать слово «обучение», оно как-то попроще и само по себе однозначно.

Но дело на мой взгляд не только в самих студентах и не в образованиии. Давайте попробуем выяснить ответы на извечных два вопроса.

Кто виноват


И всё-таки далеко не студенты. Прежде всего родители, потом уже преподаватели. Кто-то сказал государство? Ну да, не спорю — есть немного. Оно вообще всегда крайнее во всех проблемах.
Из жизни:
  • Друг №1: "Я не делаю бизнес, потому что жду пока государство упростит регистрацию ИП". Ну да, пять тысяч очень сложно потратить, чтобы заплатить юристу за регистрацию. Как найти человека, чтобы преподу взятку дать — так ты весь ВУЗ попереспрашиваешь, а как документы заполнить, так «государство виновато».
  • Друг №2: "Я не делаю бизнес, потому что жду пока государство снизит налоги". Это тебе Вася твой друг сказал, что налоги большие? Налоговый кодекс мы не читали, но уже активно его осуждаем. Или хотя бы комментарии к нему для чайников посмотрел. Полчаса времени конечно сложно потратить — я же так занят, мне телевизор надо посмотреть или обсудить с Васей вконтакте или за кружкой пива какое государство плохое.
  • Друг №3: "Рабочих мест нет, потому что государство не позаботилось о том, чтобы они были". Ну а что тебе мешает за десять минут узнать в гугле какие профессии будут наиболее востребованы? Или в конце концов поставить себе цель стать конкурентоспособным специалистом? Заняться своим образованием в конце концов, а не спать на лекциях. Или всё дело в том, что:
  • Друг №4: "В универе нас плохо учат". Вот с этим да, согласен. Причем нужно понимать что большинство там из-за того, что родители сказали что обязательно нужен диплом. А что других источников информации нет? В этоху то интернета и торрентов. Новый фильм мы там с радостью найдем, но вот новый обучающий курс уже как-то не с руки? Друг ты мой №4, ты когда-нибудь о понятии самообразование слышал? Кто лучше расскажет о новой технологии — её разработчик в бесплатном видеоуроке или преподаватель Сан Саныч? Который прочитал пару книжек, причем по закону подлости, не самых компетентных авторов, и сделал лабораторные работы, скопировав всё из интернета. А потом за несколько кровных десятков а то и сотен тысяч рублей твоих родителей тебе это всё пересказал? И ты потом за эти же деньги ещё должен будешь на экзамене ему доказать, что ты не лопух. И попробуй только сказать что-то выше того, чему он учил — сразу запишут в еретики и будут валить, мол: "Ты что, умнее меня чтоли?"...


Так уж получилось, что я к моменту поступления в ВУЗ имел достаточно неплохие успехи — второе и третье места соответственно на городской и областной школьных олимпиадах по информатике (на деле там всё сводилось к программированию). И я уже пришел туда с некоторой платформой знаний и стремлением обучаться дальше, в отличие от многих остальных, которые смутно понимали что такое программирование. Поэтому я имел возможность не только получать знания, но и оценивать компетенцию преподавателей.

Один из именитых и заслуженных преподавателей моего ВУЗа(профессор конечно же) искренне верил, что за консольными приложениями будущее. Что вот-вот и .NET с Java перейдут только на консоль и что тру-специалисты будут кодить только там. Цитата: "Какие там Windows Forms, какие там WPF, какие там SWT? Это уже прошлый век. Поэтому лабораторные, господа студенты, вы будете делать под консолью". Ладно бы он ничего полезного не давал, так мало того — он ещё и дезинформирует.

Я тогда осмелился спросить, а как же мультитач, например, на айфоне(тогда был только он) или kinect, почему не за такими устройствами и интерфейсами будущее?
Ответ: "Да ну, это же всё баловство! И на телефонах будет консоль".

Думаете остальные лучше? Не намного. Есть конечно исключения в разных ВУЗах. Но как показывает практика — они очень редки. Факт простой — хотите хорошие конкурентоспособные знания — в ВУЗе вам делать нечего. Разве что, если это не ВУЗ типа МГУ или, скажем, ВШЭ. У меня тоже был весьма именитый ВУЗ. А толку.

Также весьма примечателен тот факт, что часть средств из заявленной государством суммы гранта университет недополучил(как это явление называется все уже поняли). Грант, кстати, был получен благодаря интересному проекту одного талантливого студента, но отнюдь не его преподавателя, хотя ему тоже почестей прилепили. На остальные деньги поставили суперкомпьютер(к сожалению не помню сколько тфлопс), который там стоит до сих пор практически без дела. Кафедру обязали исследовать кластерные вычисления, поставить передовое ПО типа Oracle Grid Engine, Globus Toolkit, NorduGrid, UNICORE и обязать студентов разбираться с ними. Как вы понимаете в отчете по использованию, который был передан обратно в госструктуры теоретическую часть из интернета скопировали преподаватели, а практику в добровольно-принудительном порядке делали студенты. Кто-кого обучает тут ещё целый вопрос, именно поэтому такое название этой статьи.

Ещё один случай. Управление образования нашего города решило сделать информационную систему для младших классов по исследованию их успеваемости. Проект кстати весьма разумный и описание его выглядело весьма интересным. Создавалось оно правда человеком, который совершенно ничего не понимал в IT. Конечно они организовали госзаказ на такой проект, сказали что в случае успеха будут платно распространять данный продукт в школах. Про существование аналогов конечно никто слышать не хотел. Также никто не хотел слышать о том, чтобы по закону нужно проводить конкурсы между соответствующими компаниями, выявлять исполнителя, согласовывать бюджет и т.д. На деле всё решилось так — человек из управления образования обратился в наш ВУЗ и хорошо успевающей студентке вместо заявленной ею темы диплома дали именно этот проект. То есть разумеется ни о какой команде профессионалов, ни о какой оплате(вероятно конечно ректору или декану что-то перепало), ни о каких разумных сроках речи не было.

За неимением достаточных знаний и невозможности отказа от данного проекта эта студентка, моя знакомая, обратилась ко мне, чтобы я за определенную сумму, которая она мне заплатит, это сделал. Я уже тогда из универа ушел по собственному желанию, так как занимался фрилансом, а потом уже и высокооплачиваемой работой, и был, де-факто, для этого управления образования совершенно посторонним человеком. Однако очень просто в два шага я, обычный смертный, оказался исполнителем госзаказа. После того как я узнал, как такое вообще могло произойти, я конечно, сильно негодовал, так как было в общем-то понятно — если так выполняются большинство других государственных IT-проектов, да и не только IT, то ни о каком дальнейшем развитии в этом плане говорить не приходится. Разумеется в силу очень коротких сроков качеством пришлось принебречь, ведь цель была прежде всего помочь моей знакомой сдать дипломный проект, а не помочь нехорошим людям из управления образования.

Вернемся к виноватым. Почему в том, что образование на низком уровне виноваты родители? Во-первых, потому что думают, что воспитанием детей занимаются в школе/ВУЗе и им это делать нужно только в исключительных случаях. Что из этого получается мы хорошо видим, например, в некоторых достаточно реалистичных сериалах о школе, за которых режиссеров, кстати, обещают чуть ли не повесить, хотя им нужно сказать спасибо, за то, что проблема поднята и о ней уже хотя бы говорят. Во-вторых, с другой стороны родителей не учили тому, как быть теми родителями, которые смогут правильно воспитать ребёнка.

Вот скажите мне, как повлиять на таких вот деток, а иногда и не совсем деток, которые любят весь день и ночь играть в компьютерные игры настолько, что бьют клавиатуры и кричат как резаные, если их хотя бы немного отвлечь? Кто-нибудь знает эффективные методы, которые могут направить таковых в нужное русло? Да, конечно потом это всё с некоторыми само собой проходит и даже выливается в плюсы, но это редкость.

Я думаю мало кто теперь скажет, что запреты — это эффективный метод. Давайте представим, что вот прямо завтра нерадивые чиновники из ФСБ возьмут да и отрубят нам всем доступ к некоторым популярным сайтам в инете? Не важно каким образом и возможно ли это вообще. Вот не будет ни торрентов, ни варез-сайтов, ни соцсетей, в которых тоже полно платного видео и музыки в бесплатном доступе? Тогда уж точно такой вой поднимется на всю страну, что мало не покажется. Как бы вы отреагировали в таком случае? Некоторые я думаю отреагировали также как и дети, ролики с которыми пестрят на ютубе. Ведь всем интересно и смешно как детёныш в порыве злости разбивает клаву, потому что у него ферма вконтакте зависла. Поэтому запреты ни к чему хорошему не приведут, даже несмотря на то, что существует много способов обойти блокировку этого дела, уж айтишники то знают. Разве что частичные запреты могут быть хотя бы немного эффективными.

Кстати, очень грустно смотреть на пожилых людей, якобы умудренных жизнью, которые говорят что молодежь уже не та. Сократ кстати тоже так говорил в своё время. Так происходит из поколения в поколение уже на протяжении не одного десятка веков. А вот никто не взял собственно и не подумал почему так и как это всё исправить. Как будто дети виноваты что они такие.

Кстати, винить работодателей тоже можно. Они же тоже могут в содействии с ВУЗами организовывать учебные программы и подсказывать студентам как организовывать обучение. Самая популярная отмаза у работодателей на вопрос «почему зарплата маленькая» сейчас очень коротка: «Кризис». Между тем более подробно никто не хочет пояснять. Поэтому часть их вины тоже конечно же есть, хоть и небольшая. Кроме того, практически в половине случаев когда студенты приходят устраиваться на работу с ними разговаривают в стиле "Вы все никто! Что-то не нравится — идите в другие компании" и в подобных более/менее вежливых вариациях.

Что делать



Самообразование. Очевидно же, что не может наша неповоротливая система образования отвечать всем последним тенденциям развития ИТ. Мне до сих пор звонят студенты-первокурсники с просьбой сделать те или иные лабораторные за какую-то плату — я им отсылаю бесплатно уже готовые, ведь шесть лет назад я делал то же самое. Скажете, что, мол, первому курсу можно основы преподавать хоть на паскале, хоть на QBASIC? Отчасти соглашусь. Но ведь звонят не только первокурсники, но и старшие курсы, где казалось бы самое время изучать новые технологии хотя бы на самом минимальном уровне — для того, чтобы знать что они вообще есть. Но до сих пор там в цене и Turbo Pascal и C++ Builder 6 версии там всё ещё стоит.

Привожу отличный пример как казалось бы сложные вещи можно подавать в интересном формате. Официальные учебные курсы широко всем нам известных топовых ИТ-компаний прежде всего построены на демонстрации возможностей — то есть передают примерно следующий месседж: "Раньше вы тратили на это много времени, теперь это можно сделать в пару кликов/пару строк кода. Не правда ли здорово? Хотите знать как? Смотрите/читайте дальше". И только потом уже человек, заинтересованный темой начинает за изучение всего остального, причем с первого взгляда не самого интересного «остального». Или переходит к другой теме. Курсов ведь много. Выбирай что хочешь.

Образования, кстати официального, у большинства наших да и не только наших именитых ИТ-экспертов нет, но есть опыт, есть здравый смысл и стремление мыслить вне рамок, определенных обычным образованием. И конечно же большинство их прогнозов сбывается, в отличие от преподавательских прогнозов «за консольными приложениями будущее». Например эксперт, который создает какую-либо новую область заведомо не может предъявить никаких документов по ней, так как о такой области знает он сам. Борода не делает философом, так и диплом не делает эксперта. Хороший балл по единой государственной экзаменационной коррупции также, как известно, не показатель.

Тут уже грех не процитировать одного эксперта: «Большая часть учебных курсов ориентирована на запоминание разрозненных фактов, а не на усвоение закономерностей и систематические размышления над ними. Время, которое тратится на зазубривание одного факта примерно равно времени на понимание закономерности, из которой следуют тысячи фактов».

Не подумайте, что я о политике, я знаю что на хабре ей не место. Я говорю о государстве в ключе образования. Некоторые люди в министерстве образования против такой системы, которая даст полную картину, а не отдельные факты, так как когда человек может рационально мыслить, то в него сложно впихнуть пропаганду (читайте: ложь). Однако такие люди роют себе могилу. Так как человек с таким образованием равнозависим от пропаганды не только правительственной (читате: сурковской), но и любой остальной(привет госдепу, да). И получается в итоге как в той фразе: "Кролики — они ведь очень любят друг друга. Но оказывается — их разводили". От этого не выигрывает никто — ни власть, ни люди.

Итоги такого образования мы можем видеть уже сейчас. Говорю просто для примера, что первое на ум придет. Женские форумы, которые пестрят 50 страничными темами, обсуждающими одно и то же высказывание одного героя одного и того же пресловутого дома 2. Или повальное распространение людей, нынче именуемых троллями. Куда им энергию свою девать? Не в обучение же.

Хабр, кстати, эта болезнь почти не затронула, потому что люди, связанные с ИТ могут мыслить рационально, так как там это по определению нужно. Причем не только именно для программистов.

Выводы


  1. Перестать жаловаться на государство/общество/кризис/работодателя/преподавателей/родителей/друзей/звёзды и посмотреть на вещи здраво. Есть видеоуроки, аудиокниги, интерактивные приложения, блоги разработчиков, электронные книги, конференции, хабрахабр в конце концов. Учись — не хочу. И всё это бесплатно. Без регистрации и смс. Есть огромное количество передовых методов познания, начиная от ментальных карт (MindMap), заканчивая чтением комментов к интересному посту на хабрахабре.
  2. Если изучать что-либо, то лучше начинать не с исследования основ, а с исследования возможностей. Чтобы посмотрел на что-то и сказал — хочу также! До основ дойти всегда можно успеть, главное заразить себя тем, что изучается. Конечно старую добрую традицию с написанием простейшего «Hello World» забывать не стоит, но нужно стараться всё-таки писать начальные приложения, которые одновременно и просты и функциональны.
  3. Прорабатывать свои отмазки и находить пути их обхода. В отмазках часто фигурируют лишь домыслы а не факты. Примеры таких отмазок от некоторых моих друзей я привел выше в подразделе «кто виноват».


Задайте себе несколько вопросов(привожу просто для примера, что первое пришло в голову). Не важно какие вопросы — важно какие отмазы возникают при вашем ответе на них:
  1. Мог бы я обучаться эффективнее, чем обучаюсь сейчас? Если да, то почему не делаю этого?
  2. Мог бы я устроиться на более высокооплачиваемую работу? Почему нет? Или почему да, но не устраиваюсь?
  3. Есть ли другие способы заработка кроме работы на дядю?
  4. Почему я не могу открыть собственный бизнес и зарабатывать в разы больше?
  5. (не для всех) Почему я уже столько времени читаю хабрахабр и отличные статьи и комментарии людей, но до сих пор не написал туда собственных интересных статей и комментариев?


Повторюсь, сами ответы не важны. Важны отмазки, которые возникают при этих ответах.
Tags:
Hubs:
+104
Comments 292
Comments Comments 292

Articles