Pull to refresh

Эксперимент Дзен-ТВ

Reading time9 min
Views12K
Вступительное слово
Изначально я просто хотел сделать перевод статьи Бернарда Мак Грейна «The Zen TV Experiment», но в процессе я понял что текст, мягко говоря, нуждается в адаптации. В результате перевод соответствует оригиналу процентов на сорок.

В первой половине статьи делается попытка осознать процесс просмотра телевидения, а во второй – как именно сказывается массовое участие людей в этом ТВ-эксперименте.

Я не всегда согласен с выбранным тоном и даже некоторыми умозаключениями, но в целом нахожу статью крайне интересной. Ещё хочу отметить, что в статье приводится не одна а несколько интересных идей; некоторые из них не были для меня новыми, но статья помогла мне окончательно сформулировать мнение на этот счёт. Да, статья предполагает выполнение некоторого задания, думаю, хабраобщественность вполне может обойтись мыслительным экспериментом.

В общем, на этот раз я советую кофе, вас ждёт 10-15 минут довольно увлекательного чтения.


Знаете ли вы как смотреть телевизор?
Однажды я спросил своих студентов: «кто из вас знает, как смотреть телевизор?». После некоторых колебаний постепенно каждый из них поднял руку. Таким образом, все отнесли себя к специалистам в предмете просмотра телевидения.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы рассмотреть сам процесс просмотра ТВ как некое явление, и использовать при этом более-менее научный подход. Дело в том, что при просмотре телевизионных передач человек следит за повествованием передачи и при этом не отдаёт себе отчёта в том, какие процессы инициирует это занятие.
Когда мы смотрим телевизор, мы мало обращаем внимание на детали явления. На самом деле, мы вообще мало обращаем внимание.

Подсчёт технических приёмов
Эксперимент состоит в подсчёте технических приёмов которые были использованы в передаче. Вы видели, как работает стационарная камера наблюдения? Она просто показывает то, что происходит перед ней, назовём это «чистое ТВ». Всё, что отличается от чистого ТВ – это технические приёмы: приближение, смена плана, накладывание одного видео на другое и так далее. В ходе эксперимента необходимо посчитать сколько раз в течение 10-ти минут происходит плавная смена видео, приближение или удаление, смена плана, появление сопроводительного текста или голоса и так далее.

После этого эксперимент усложняется следующим образом:
  1. смотреть в течение 15-ти минут любую телепередачу без включения звука;
  2. смотреть в течение 15-ти минут новостную программу без включения звука;
  3. смотреть в течение 30-ти минут телевизор без включения телевизора.

Время, необходимое для выполнения каждого этапа эксперимента имеет принципиальное значение. Я настоятельно рекомендую выполнить полностью эксперимент самостоятельно, вместо того чтобы просто прочитать о результатах. Чтобы не оказаться в дурацком положении займитесь этим когда никто не сможет вас увидеть. Оно того стоит.

Зачем всё это нужно?!
Всегда, всегда выполнение этого задания приводит к волне гнева и негодования. Студенты крайне недовольны тем, что их заставили заниматься настолько бесполезным делом. Причём это негодование очень отличается от того которое появляется в результате увеличения нагрузки по чтению или выполнению письменных заданий по курсу. Однако, этот гнев довольно полезен, — не сам по себе, а по той причине, что он помогает сконцентрировать внимание на причинах его возникновения.

При изучении общества мы всегда подразумеваем, что мы изучаем каких-то там «их», но это не так. Мы изучаем самих себя, и нам не нравится то, что мы узнаём. Это заставляет нас чувствовать себя неловко, нас это злит.

«Я потратил впустую 30 минут своего времени!»: практически дословно повторяет отчёт каждого студента. Может всё-таки ещё получится извлечь пользу из этого получаса?

При обсуждении неизбежно выясняется, что все студенты провели перед телевизором гораздо больше времени, чем полчаса. Так почему же столько негодования из-за этих 30-ти минут при выключенном телевизоре?

Труд во время отдыха
Включая телевизор — вы выключаете реальный мир. Телевизор всего полметра в высоту, но мы даём себя одурачить, и думаем, что смотрим на реальную жизнь. Почему всё кажется таким настоящим и похожим на действительность?

Технические приёмы производят иллюзию естественности и реальности. Как говорят телевизионщики: хороший монтаж, это когда вы его не замечаете. Выполнение задания по подсчёту технических приёмов заставляет обратить внимание на тот факт, что просмотр телевизионной передачи это своего рода активность, требующая усилий. Попутно становится понятно, насколько сложным продуктом является телевизионная передача.

В процессе подсчёта технических приёмов невозможно сконцентрироваться на сюжете. Очень быстро становится понятно, как сложно разделить внимание: остаётся или подсчитывать технические приёмы или следить за передачей. Это довольно известный эффект человеческого восприятия, обычно он демонстрируется при помощи этой картинки. Можно увидеть или два лица или вазу, но не оба сюжета одновременно.

Выполняя тест, человек отмечает оторванные друг от друга сегменты несвязанных съёмок, которые сменяют друг друга со скоростью пулемёта. В процессе обычного просмотра телепередачи человек непрерывно связывает отрывки, синтезирует, интегрирует и экстраполирует сцены и планы. Из всего этого калейдоскопа человек должен выделить линию повествования. Разум выполняет эту работу в то время как человек расслаблен и впитывает информацию. Этот высокоскоростной синтез целого из разобщенной массы (углы, сцены, люди, голос за кадром, музыка, заставки…) происходит на фоне якобы пассивного созерцания. Таким образом, мозг выполняет значительную работу как бы без ведома человека.

Любой отдых подразумевает восстановление. Но при просмотре телевидения разум человека никак не находится в состоянии отдыха. В разум непрерывно поступает информация: он не спокоен и не свободен. Разум оккупирован этим потоком и скорее находится в состоянии гипноза, зомбированности. Ни о каком восстановлении в таком состоянии речи, конечно, быть не может. Для восстановления разум должен отдохнуть и после этого приступить к стимуляции другого рода, новому виду деятельности. Телевидение же не даёт ни отдыха ни стимуляции.

Телевидение активно использует способность человека думать, но не приводит к размышлению, отдыху или восстановлению. Оно приводит к истощению. Разум постоянно занят, и что хуже всего, он занят чьими-то чужими мыслями и фантазиями.

Гипноз без границ
С началом долговременных космических полётов стал известен эффект в результате которого мышцы космонавтов, оставшись без привычной нагрузки, атрофировались за сравнительно короткий период времени. Прожив несколько десятков лет в условиях гравитации, за считанные недели мышцы теряли значительный объём, так как необходимость в усилиях вроде бы пропала.

Просмотр телевидения производит некое подобие невесомости для человеческого разума. Нормальная, вездесущая, но невидимая и неощущаемая «гравитация» для разума, которую человек испытывает в повседневной жизни перестаёт действовать при просмотре телевизора.

Очень часто телевизор рассматривается как отдых, хотя при этом мозг выполняет значительную работу. В неготовый к нагрузке мозг поступает плотный поток информации, состоящий с одной стороны из технических приёмов, а с другой из содержимого телепрограммы. В результате достигается кумулятивный эффект, или иначе говоря: пиво с водкой.

Телевидение и социальная конструкция реальности
Анализ процесса просмотра телепрограмм драматическим образом обнаруживает следующие социальные аспекты телевидения:
  1. сокращение фокуса внимания;
  2. навязывание реальности: нормальная жизнь кажется скучной;
  3. деформация социальных навыков.

Сокращение фокуса внимания
Самый, наверное, очевидный и опасный фактор. В условиях конкуренции между каналами, телевидение постоянно борется за своего зрителя. Что проще: сокращать фокус внимания яркими короткими вспышками сюжетов или бороться за увеличение фокуса внимания, концентрацию и спокойствие, пытаясь увлечь зрителя сложным сюжетом?

Телевидение — квинтэссенция краткосрочной среды. Телевидение живёт в секундах. Взаимосвязь со зрителем измеряется в кратчайших фрагментах. Один процентный пункт рейтинга может стоить до 30-ти миллионов долларов в год. Результатом является программная политика, которая направлена на моментальный захват внимания, а не какие-то гуманистические полезные субстанции, которые оставались бы со зрителем. Это приводит к непрерывному сокращению способности зрителей концентрировать своё внимание какое-то значительное время. Раса программных директоров служит рекламодателям, никак не зрителю.

Существует старая аналогия дзен: очищение разума подобно очистке бассейна с мутной водой. Активное действие лишь приводит к возмущению и подниманию ила со дна. Только предоставив процесс самому себе, бассейн успокоится сам и обретёт прозрачность.

Навязывание реальности
Современная культура и образование построены таким образом, что мы свои действия, ощущения и восприятие постоянно сопоставляем с медиа-пространством. Но ведь если мы ищем подтверждение где-то ещё, то тем самым мы оцениваем своё собственное существование как недостаточно достоверную версию реальности. Мы теряем стремление к приобретению непосредственного жизненного опыта и к участию в создании действительной реальности. Мы больше не делаем, мы смотрим. Смотрим на результат работы каких-то чужих незнакомых людей.

Явление не становится событием и вообще не существует до тех пор, пока его не показали по телевизору. Причём существует некий порог чувствительности СМИ, события, не достигающие его — не освещаются. Мир как бы становится покрыт мембраной, чётко разделяющей его на реальную реальность и проверенную, подтверждённую реальность; реальность, показанную по телевизору. Но мы не знаем где именно проходит эта граница, невозможно понять что СМИ не посчитали нужным сообщить.

Природа новостных программ
Ежедневной практикой является передача сообщений о трагедиях и триумфах, обычная нормальная жизнь оказывается за рамками новостей. В новостях, как правило, используется меньше технических приёмов и на это есть причины. При меньшем количестве технических приёмов новости создают впечатление большей приближенности к реальности, чем другие программы.

Проблема не в том, что телевидение предоставляет развлекательные передачи, проблема в том, что телевидение любые темы представляет как развлекательные. В итоге это выходит за рамки телевизора и отражается на реальной жизни. Телевидение склоняет нас относиться ко всему в мире как к видам развлечения: к любым занятиям, событиям, людям. Мы скорее обращаем внимание на то, насколько развлекательным является предмет или явление, чем на его качество, глубину, социальную значимость, духовные качества, красоту и так далее. Телевидение уже не имитирует жизнь, жизнь начинает имитировать телевидение. То, что мы иногда называем «эффект ящика»: теперь зритель формирует спрос на то, к чему изначально его приучил телевизор. Замкнутый круг, но инициирован он телевидением.
Мы постепенно становимся жадными. Но жадными не в традиционным понимании желания материальных благ, мы испытываем жадность к развлечению. Это не просто желание, это именно жадность развлечений, она становится 24-х часовой одержимостью.
В отсутствие развлечений мы развлекаем себя планами о развлечениях.

Деформация социальных навыков
Телевизор стал этаким механическим другом, подменой социального взаимодействия. Если кто-то остаётся в комнате один и включает телевизор, он тут же оказывается в компании. Причём он ощущает это взаимодействие как двустороннее. Многие студенты жалуются: «Но ведь это просто предмет, когда он выключен». Ну конечно! Ведь когда он выключен, гораздо очевиднее что это предмет, а не друг. Шокирует, после стольких лет дружбы, правда?

Этот феномен хорошо описан Мандером:
Телевизор обычно смотрят при приглушённом свете… это одно из требований к просмотру телевидения, чтобы он был самым ярким изображением во всём окружении, иначе его плохо видно. Чтобы увеличить эффект так же приглушаются фоновые звуки. Смысл, конечно, в том, чтобы ещё больше сконцентрироваться на телевизоре. Какая-либо озабоченность остальным миром уходит на второй план. Так же «приглушается» и тело человека: мы принимаем такую позу, чтобы обеспечить максимум комфорта и минимум движения. Приглушаются и мыслительные процессы. Во время просмотра телевизора тело испытывает самое спокойное состояние, какое только бывает, за исключением сна. Это верно даже для глаз, которые двигаются при просмотре телевизора меньше чем при любом другом занятии.


Интерьер комнаты, в которой есть телевизор, почти всегда организован вокруг него. Как тренажёрный зал организован для тренировки на тренажёре, наши комнаты организованы для тренировок на телевизоре. Мебель расставлена таким образом, чтобы всем было удобно смотреть телевизор, а не чтобы было удобно общаться друг с другом. Можно провести определённую аналогию между организацией комнат с доминантой-телевизором и организацией линий интерьера церкви вокруг алтаря.

Иллюзия знания
Телевидение ограничивает реальность самим собой.
Самым эффективным способом заглушить социальное движение является представление его целей, как уже достигнутых. С этой проблемой очень часто приходится сталкиваться феминистическому движению. Телевидение ограничивает знания о действительности иллюзией такого знания.

Но вместо того чтобы отвернуться от полумрака невежества и увидеть действительность, вместо того чтобы покинуть темноту этой пещеры и выйти на свет мы едва смотрим на тусклую картинку того, как мы это делаем.

Мы лишь фантазируем о том чтобы что-то сделать, и думаем что это то же самое.

upd
Я, конечно, понимаю, что многие здесь как и я ТВ не смотрят. Как раз поэтому думаю, что статья должна встретить понимание. Но во-первых, лично мне статья помогла осознать кое-какие дополнительные аспекты этого дела, а во-вторых, вокруг много людей, которые продолжают смотреть и кому можно этот текст посоветовать для ознакомления.
Tags:
Hubs:
+69
Comments57

Articles

Change theme settings