Pull to refresh

Интерфейс глазами программиста

Reading time 4 min
Views 3.5K
Почему-то, у нас в стране принято считать, что дизайнер — это художник, человек, который подберет цвета, нарисует рюшечки. Редко можно услышать «дизайнер интерфейсов». Специализация, конечно, есть, но название профессий совершенно не различаются. Такое ощущение, что если ты ландшафтный дизайнер, то ты можешь сделать прекрасный интерфейс для сайта. В лучшем случае, дизайнер — это человек, который разбирается в типографике и знает, чем капитель отличается от прописных букв.

Для меня дизайн — это устройство, внешнее устройство. Никто же не додумался доверить Пикассо разработку руля для гоночного автомобиля. Почему же сайты рисуют все, кому не лень? Слово дизайн, прежде всего, должно ассоциироваться с удобством. Функциональность — это первая задача дизайна.

Дизайн находится на стыке профессий, сфер деятельности. Дизайнер должен понимать внутренне устройство и в то же время он должен обладать художественным вкусом. Но самое главное, как мне кажется, человек, который разрабатывает дизайн, должен понимать что он делает и для чего. Столкнувшись с этой темой я сделал несколько выводов, которые, как мне кажется могут быть полезны.

Большинство пользователей люди и они нормальны


Программист всегда учитывает граничные условия. Чем больше экстремальных условий предусмотрит программист, тем он лучше. У каждого программиста создается иллюзия, что сообщения пользователей только и состоят из кавычек и каждое сообщение длиной не меньше чем 3000 символов.

Я ужасно удивился, когда заглянул в список заказов на одном сайте, который разрабатывал и увидел, что всякие кракозябли в сообщениях, все кучи апострофов, html тегов и просто символов еле помещающихся в ячейку базы данных — моих рук дело. А пользователи аккуратны и добросовестны. Я не призываю забывать про безопасность, я призываю помнить, что большинство пользователей хотят просто воспользоваться вашей программой, не мешайте им.

Не всем людям важно знать, как работает то или иное устройство



Если я смотрю на программу и совсем не понимаю, как она работает, я чувствую себя как в казино, стоя перед одноруким бандитом. А большинству пользователей просто наплевать на то, как все устроено.

Пользователи преследуют разные цели при использовании продукта



Всегда удивлялся тому, что кто-то покупает iPod Shuffle. Кто может слушать музыку без возможности слушать ее альбомами. Слушать так, чтобы песни шли не по порядку. А на самом деле кто-то хочет просто слушать музыку и ему наплевать, как она там выстраивается. И здорово, что есть плеер, который может просто играть песни и просто не по порядку. А я, я ведь и радио не слушаю, потому что не вижу логики, да и как-то неудобно вообще.

Все лишнее — мешает


Вы хотели бы, покупая дом, получить бесплатно конюшню в придачу, если вы ненавидите лошадей? Интересно, есть ли люди, которые ненавидят лошадей? Это же бесплатно, но зачем вам этот постоянный запах навоза. И этот сарай, который загораживает прекрасный вид на озеро. А теперь подумайте, хотите ввести новую функцию только из-за того, что ее ввести дешево? Мало того, что вы потратите свое время, так еще и усложните жизнь пользователя.

Пользователю не нужно все, ему нужно только то, что ему нужно


Всегда думал, что если имеется каталог музыки, то он должен быть полным. Должно быть окно с кучей настроек, сложный поиск и листинг на 600 страниц с названиями по алфавиту. На самом деле, пользователю хватит 10-ти рекомендаций. Он и так подумает, что там есть все, потому что там есть все, что ему нужно.

Пользователь всегда прав



Если пользователь хочет удалить файл, то надо позволить ему его удалить. Всплывающий диалог только раздражает, он совершенно не спасет от непреднамеренного действия. Все всегда кликают «OK». Лучше позволить восстановить файл.

Если пользователь хочет сделать это позже — пусть сделает


Зачем, при регистрации в интернет магазине, сразу заставлять вводить адрес, номер карты и другую ненужную пока информацию. Пусть сделает это потом, если ему так хочется. Куча обязательных полей просто раздражает.

Типичный пользователь вашего продукта — не вы


Кто будет пользоваться вашим продуктом? Сколько ему лет, что ему интересно, чем он занимается? Александр Македонский и тетя Глаша из первого подъезда оба могут заниматься своей домашней бухгалтерией. Но одинаковый ли им нужен интерфейс? Сможете ли вы осчастливить обоих? Надо выбрать вашего пользователя, делайте для как можно узкой группы людей и вы сможете им дать то, что они хотят.

Стандарты — это всего лишь стандарты


Стандартов надо придерживаться, но нельзя забывать про здравый смысл. Нельзя создавать выпадающий список «Файл» только для того, чтобы поместить туда кнопку «Выход». В то же время нельзя перенести крестик закрытия из правого угла в левый. Хуже может быть, только если вы поместите крестик не вплотную к правому углу. Так, чтобы окно нельзя было закрыть не глядя :-)

В мире много плохих программ. Плохих программ значительно больше, чем плохих автомобилей. Мы так часто ругаем «поделки» российского автопрома, но не замечаем того, что сами делаем плохо свою работу. Отдаем пользователям недоделанные, непродуманные продукты и удивляемся тому, что ими не пользуются. Я не говорю, что юзабилити, интерфейс, дизайн — это задача программиста. Я говорю о том, что кто-то должен об этом задумываться. Продукт имеет право на жизнь только тогда, когда каждый отступ, каждое поле, каждое всплывающее окно — обосновано.



Хорошие источники:
Tags:
Hubs:
+102
Comments 178
Comments Comments 178

Articles