Pull to refresh

ТЗ для web-разработчика

Reading time4 min
Views20K

Написание хорошего ТЗ для разработки сайта еще та проблема, и я поделюсь своим опытом по созданию «человеко-понятного» описания для заказчика для разработчика.


Начну из далека, не судите строго (все картинки кликабельны)…

Шаг ноль. Заказчик.


Манипулирование.



Начнем с первой встречи с заказчиком. Произвести впечатление серьезного человека, с которым можно и нужно работать — вот Ваша основная задача — так что отложите Ваш любимый костюм цвета хаки — джинсы и рубашечка — будет самое оно.
Место встречи тоже очень важно — MacDonalds — не лучший выбор — лично я выбираю кофейни — тихая спокойная обстановка распологает к продуктивной беседе. Кстати — тут Вам и первый звоночек — если заказчик угощает — это хорошо, иначе — работайте по предоплате.
На этой первой встречи Вы должны убедить заказчика в том, что из Вас двоих именно Вы профессионал, и именно Вы знаете чего он хочет. Берите инициативу на себя во время деловых встреч и переговоров. Не стесняйтесь давать подсказки заказчику, приводите примеры, но только такие какие Вам нравятся, и Вам они выгодны (к примеру лежит у Вас в заначке готовый сайтец). Не дело если заказчик сядет Вам на голову — может он где-то и директор, но только не с Вами — для Вас он просто один из многих.

Аналоги.



Добейтесь от заказчика аналогов его детища (я сильно сомневаюсь в уникальности идеи, такие встречаются крайне редко), так вы быстрее поймете суть того чего от вас добиваются. Очень хорошо если у Вас есть ноут с доступом в и-нет, и Вы сможете все сразу посмотреть. (раскошельтесь на PCMCIA GSM модем — это производит впечатление).

Деньги.



Тут нужно быть очень внимательным — Вы должны точно понять и уяснить каким образом проект будет зарабатывать (пусть и в перспективе). Понятно, что на сайты-визитки это не распространяется.

ТЗ.


Во время разговора записывайте важные моменты — не надейтесь на память — обязательно проколитесь. Если у Вас возникают вопросы — задавайте их, ответы опять же стоит записывать. По окончанию беседы перед Вами должен лежать черновик ТЗ.

А теперь наступает самый трудный момент — Вы должны убедить заказчика в том, что именно Вы пишите ТЗ, и он за него должен заплатить. Если таковое не получилось — пришлите ему образец — пусть помучается, в итоге, если он ценит своё время — он таки согласиться на Ваши услуги.

Шаг первый. ТЗ.


Писательство.



Перед началом работы над ТЗ Вы должны твердо уяснить для себя — данный документ должен трактоваться однозначно не только Вами и заказчиком, но и любым другим разработчиком, и это достаточно сложная задача.

Небольшое лирическое отступление в начали пути — имхо, считаю что одно из самых правильных способов подачи информации есть графический, т.е. лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что будем рисовать макеты (mock-up'ы) страниц — для этого подойдет даже MS Word (хотя конечно лучше воспользоваться чем-то вроде Axure RP Pro):

В качестве подопытного возьмем сайт представляющий собой доску объявлений по купле-продаже автомобилей.




Как Вы видите — это главная страница сайта, на ее «рисование» у меня ушло чуть меньше 5-ти минут, теперь можно попробовать описать словами:

Сверху должен располагаться логотип, правее форма для авторизации пользователей, чуть ниже логотипа — ссылки сайта, под ссылками — топ комментируемых новостей, и еще ниже блок рекламы. По центру должна находиться форма поиска, под ней — последние добавленные объявления, затем блок рекламы, и последние новости. Под формой авторизации должен располагаться блок с последними комментариями на форуме, и ниже блок рекламы. В самом низу страницы будут находиться счетчики-пузомерки, а так же копирайты


Ух, описание конечно — много буков, и много вопросов, макетик более однозначный. Ладно поехали дальше, ближе к сути.

Для начала необходимо выделить сущности, роли пользователей и определить уровни доступа (буду краток — приведу таблицу):

Роль/Сущность Пользователь Объявления Комментарии к  объявлениям Новости Комментарии к  новостям
Гость регистрация R R,W* R R,W*
Пользователь E* R,W R,W R R,W
Администратор X M M X M


Где:
  • R — чтение
  • W — создание
  • E — редактирование
  • X — полный доступ (создание/редактирование/удаление)
  • M — модерирование (редактирование/удаление)
  • * — особенности реализации отображены в документации


Теперь перед нами стоит следующая задача:
  • Для всех R — создать макеты страниц
  • Для всех W, E — описать полностью формы — т.е. какие поля редактируемы, и по каким правилам
  • Для всех X, M — mock up'ы страниц с навигацией + формы создания/редактирования


Начнем с простого — R — для объявлений:



И для новостей:



Далее приведу пример описание формы для комментариев (W):
  • Имя – буквы кирилицы и латиницы, цифры, символ подчеркивания и дефис, обязательное
  • E-mail — в соответствии со стандартом RFC-2822, обязательное
  • Ссылка на Сайт — в соответствии со стандартом RFC-2616
  • Текст – непустое поле больше 3-х не пробельных символов
  • CAPTCHA — тест Тьюринга для защиты от спама, обязательное


И соответствующий mock up:



Как видите — подобные макеты достаточно информативны, а так же подготавливают заказчика к будущему продукту.

Так же не забудьте приготовить шаблоны писем (вот вам примерчик):



Еще пригодится диаграмма прецедентов (вполне вероятно, Вы могли её нарисовать еще на этапе обсуждения проекта с заказчиком):



Проектирование архитектуры и БД.



Почему я включил сюда этот пункт? Всё очень просто — по своему опыту скажу — когда документация по проекту заходит в отдел и начинается разработка архитектуры и БД, то возникает очень много вопросов, о которых даже мысли не возникало при прочтении доки. В итоге проектная команда простаивает, пока менеджер, краснее перед заказчиком, выясняет эти нюансы. Было бы намного логичнее быть на шаг впереди, и набросать архитектуру и БД уже на этом этапе — это часа 3-4 работы, которая сможет сэкономить и время, и деньги, и нервы (конечно архитектура в таком варианте будет слишком сыра, но уже сможет выявить несколько подводных камней).

Архитектуру я описывать не буду — так как в данном примере особо и проектировать нечего, а low-level нам продиктует фреймворк.

А вот приблизительный набросок БД это всегда пожалуйста (опять же особо не заморачиваясь на подробности):



Шаг второй. Оценка проекта.



О данном этапе советую прочитать статью "Оцениваем проекты"

Вывод



Я очень надеюсь, что данная статья поможет Вам избежать ошибок на первом этапе жизни проекта, зачастую именно недопонимание разработчиком ТЗ по проекту ведет к увеличению стоимости разработки, затягиванию сроков, а так же к более серьезным последствиям…

Таки кросс-пост: ТЗ для web-разработчика
Tags:
Hubs:
+3
Comments43

Articles