Pull to refresh

Организация on-line платежей на сайте. Для тех, кто никогда этим не занимался, но боится, что придётся

Reading time 2 min
Views 4K
Я хочу поделиться простым взглядом на сложные вещи.
Отлично помню своё первое столкновение с on-line платежами. Тогда меня такая задача морально напрягала: мало того что на мне ответственность за чьи-то деньги, так я ещё и не понимаю даже обычной банковской системы, что уж говорить о виртуальной.

Хорошая новость в том, что понимать внутреннюю кухню платёжных систем вообще не нужно.
В пояснение, вот простой пример из нашей жизни. Коммунальные платежи; жировка – такая бумажка, которая падает к нам в почтовый ящик каждый месяц. Чтобы оплатить счёт, достаточно прийти в отделение сбербанка, протянуть эту бумажку и необходимую сумму денег замученной девушке в окошке. Большинство людей вполне справляются с этой нехитрой процедурой, совершенно не понимая, каким образом их деньги попадают из отделения сбербанка на счёт родного ЖЭСа. А так же представим себе тётю Глашу, которая работает в родном ЖЭСе. Она регулярно проставляет нужные цифры в табличке, что бы к нам пришла та самая жировка, с которой мы пойдём в банк. Думаете, тётя Глаша знает, как эти деньги попадут на счёт её ЖЭСа? Но ведь это ей не мешает посылать вас оплачивать счета…

Так вот мы, что бы организовать on-line платежи на сайте, должны сделать почти то же самое, что и тётя Глаша, только надо это автоматизировать. Бумажка-жировка станет POST или GET запросом определённого формата. Счёт заменится на идентификатор пользователя-получателя (вашего заказчика, босса или ваш) в платёжной системе, который он получит при регистрации. Денежная сумма так и останется денежной суммой, какую бы платёжную систему вы не выбрали. Добавятся ещё какие то параметры, например номер заказа, который хочет оплатить клиент. Все параметры очень чётко прописаны в документации выбранной системы, так что их тоже не стоит бояться. (Кстати, обязательно сохраните все данные о заказе и у себя)

Отличная новость в том, что каждая платёжная система даже разжевала как и что нужно делать, а так же выложила примеры кода на наиболее популярных языках программирования.

И вот ваши клиенты нажали кнопочку «купить», вы заполнили «квитанцию» номером покупки, суммой платежа и прочим необходимым, выдали «квитанцию» клиенту, а по сути, просто редиректнули его в нужном направлении с нужными параметрами, и вуаля! Он пошёл платить. Если конечно он действительно хочет купить то, что вы ему предлагаете, а то ведь он может и передумать по дороге :).

Но и тут всё продумано. Платёжная система даст вам знать дошёл ли до неё ваш клиент, и заплатил ли нужную сумму. Это будут тоже POST или GET запросы, только уже от платёжной системы к вам. И параметры в них тоже чётко расписаны в документации. А так же выложены примеры кода для обработки этих запросов со всеми проверками.

Если ответ от платёжной системы до вас так и не дошёл, то вероятно ваш клиент всё-таки передумал :(. Но информацию об этом платеже всё равно никогда не удаляйте. Бывают исключительные ситуации – ваш сервер перезагружался, запрос потерялся на просторах сети, да и мало ли ещё что. Изредка, но бывает. Тогда клиент обратится в саппорт, саппорт найдёт запись в таблице заказов, сверит с транзакциями внутри платёжной системы, и разберётся, то ли поставить вручную «оплачено» то ли аргументировано послать :).

В следующей части статьи о способе подвязать на сайте сразу несколько платёжных систем с наименьшей головной болью.
Tags:
Hubs:
+24
Comments 66
Comments Comments 66

Articles