Pull to refresh
0

Е-потемкинская е-деревня

Reading time 3 min
Views 11K
image


Здесь уже много говорилось о проекте gosuslugi.ru. Сайт, по идее, должен серьезно облегчить процесс общения с чиновниками, но что происходит на самом деле? Я решил задать этот вопрос Леониду Волкову, так же известному, как ЖЖ-юзер leonwolf.

У 29-летнего Волкова нет серьезных политических связей и миллионных счетов в банках, однако это не помешало ему стать депутатом Екатеринбургской городской думы. В политику он попал только благодаря интернету: агитировался через социальные сети, общался с людьми на форумах.

Все нижесказанное про gosuslugi.ru — исключительно мнение Леонида Волкова, знакомого с системой уже не понаслышке.


«Госуслуги.ру — это распил во всей красе. Е-потемкинская е-деревня. Президент сказал: «А подать сюда электронное правительство!» — и Ростелеком (или кто там, я уже запутался?) исполнил. Ну, надо сказать, немудреное дело — нарисовать сайт с ссылками на сайты всех государственных органов. А вот что дальше? Ведь никаких системных преобразований за этим не последовало (и не могло последовать, учитывая ограниченность времени; в этом смысле нарочитое подтягивание сроков со стороны Президента, пожалуй, оказалось в минус, а не в плюс) — единых форматов и стандартов не появилось, автоматизированных интерфейсов взаимодействия с уже существующими электронными услугами тоже…

image


Недаром работы по развертыванию электронного правительства были разделены на пять этапов, первые три из которых не вызывают ничего, кроме усмешки. Применяя их к моей профессиональной области электронной отчетности (Волков работает над созданием и развитием новых систем электронного учета и отчетности для бизнеса, — прим. Авт.), например, получаем какой-то издевательский бред: «отправлять декларации через Портал» мы как бы должны научиться к осени 2010 года… а получать ответы о приеме деклараций — только к 2012 году. Потрясающая оперативность! И это при том, что сейчас система электронной отчетности прекрасно работает, и ответы о приеме деклараций из всех налоговых страны прибегают к налогоплательщику через считанные минуты после отправки декларации… Смешно. Но и грустно: потому что сейчас в Федеральной налоговой службе умные люди, информатизаторы, вместо того, чтобы решать актуальные проблемы, вынуждены чесать затылок — а как сопрячь уже существующую и прекрасно работающую систему электронной отчетности с «порталом госуслуг», на котором ничего нет? Причем честный ответ — «Никак» — по правилам игры давать нельзя, и это не обсуждается.

Так вот, за первые три этапа Ростелеком еще как-то отчитается, благо эти монументальные «этапы» не требуют никакой реальной работы, никакой серьезной автоматизации. А что будет дальше? Подозреваю, об этом они и не думали. Принцип «после нас — хоть потом» работает. Ведь деньги за первые три этапа будут уже вполне освоены.

В целом, все, что делается по программе «Электронное правительство», по крайней мере, до сих пор, было направлено на обогащение неширокого круга интерессантов, но никак не на создание электронного правительства как такового. Сюда относится уже упомянутый портал Госуслуги.Ру, из этой же серии — создание на десятки миллионов рублей «Концепции развития электронного правительства», многостраничного документа, содержащего примерно в равных пропорциях банальности и бред. Если и появляются в России какие-то интересные, реальные электронные сервисы — так это, все же, скорее, вопреки усилиям правительства в этой области, чем благодаря им. Увы, такое положение вещей сохраняется и по сей день, а потому я не думаю, что в глухих деревушках прямо сейчас стоит пытаться покупать компьютеры для того, чтобы на них сошла благодать в виде государственных услуг — за услугами еще долго придется ездить в райцентр.
Tags:
Hubs:
+40
Comments 51
Comments Comments 51

Articles

Information

Website
www.nomobile.ru
Registered
Founded
2005
Employees
2–10 employees
Location
Россия