Pull to refresh
0

Как создавался «Кинопоиск» для Windows Phone

Reading time 9 min
Views 21K
Не так давно в российском Marketplace появился официальный клиент сайта «Кинопоиск», который на ура был воспринят пользователями Windows Phone и сейчас бьёт все рекорды популярности среди бесплатных приложений. Конечно же, мы не могли не взять интервью у Григория Никонова (Anadale), разработчика этого приложения.

Григорий является сооснователем крупнейшего в России диджитал-агентства Actis Wunderman и главным техническим гуру компании. Кроме того, Григорий сотрудничал с ATM Forum European Marketing Awareness Committee и стал одним из авторов монографии, посвященной ATM-сетям. В совокупности его опыт работы в сфере IT составляет более двадцати лет.

Под катом вы сможете почитать мнение Григория Никонова о платформе Windows Phone и конкурирующих мобильных операционных системах (как со стороны разработчика, так и пользователя), о проблемах разработки под мобильные ОС, и, непосредственно о проектировании и разработке «Кинопоиска».



— Чем разработка под Windows Phone отличается от разработки под другие платформы?

С точки зрения разработчика, iOS имеет очень хорошее API, позволяющее реализовать практически всё, что может потребоваться, и содержит отличную документацию. Однако при разработке под iOS есть один минус, который так или иначе напрягает: разработка ведётся на Objective-C — чудесном языке, который пытались дотянуть до языка высокого уровня. К сожалению, на нем вы тратите массу времени на подробное объяснение того, что нужно сделать, чтобы показать ваши данные, вместо того, чтобы сказать «вот мои данные – покажи их». Ну и, конечно, приходится помнить о таких вещах, как утечка памяти, управление счетчиками ссылок и подобных вещах.

Если же говорить про пользовательские интерфейсы, то в силу огромной гибкости iOS, разработчики пытаются выделиться как могут. В результате этого все приложения под iPhone и iPad делятся на две большие категории: либо все приложения сделаны абсолютно одинаково, по шаблону, либо это «цыганский табор», когда каждый пытается сделать то, что он хочет, и, более того, ему это удаётся. Проблема в том, что кому-то это удаётся не очень хорошо. Если подводить какую-то оценку разработке под iOS, то я ставлю твёрдую четвёрку.

Вторая широко известная платформа — это Android. Данная платформа тоже поражает своей гибкостью в большинстве мест. К тому же, под Android разработка ведётся на Java — более современном и удобном языке, нежели Objective-C. Java упрощает разработку в силу своей объектно-ориентированности и того, что это «управляемый» язык, то есть существует виртуальная машина, которая теоретически управляет за тебя памятью и всем остальным. Но и здесь есть свои нюансы. Во-первых, преимущественно средой разработки является Eclipse, и хотя она хороша для разработчика сама по себе, она никак не помогает рисовать интерфейсы и делать другие вещи. Кроме того, писать на Java под Android, как оказалось, сложнее, чем под iOS. При разработке под iOS в Xcode есть хоть какая-то визуальная помощь, в Eclipse такого нет. Вообще, Android замечательный и гибкий, разрабатывать для него — это как «идти в разведку в джунглях»: ты много тащишь всего на себе, это всё тоже нужно знать; есть масса нюансов, про которые можно и не догадываться, пока они тебя не ударят по голове.

После всего этого разработка под Windows Phone оказалась «чистой радостью ребёнка в песочнице». Во-первых, у Microsoft на сегодняшний день самые сильные средства для разработчика. Лучше Visual Studio ничего не придумано. Apple с Xcode только сейчас подошёл к VS пятилетней давности, а Eclipse хоть и имеет очень сильные инструменты для работы с текстом, в ней нет всех тех «визуальных обёрточек», которые часто нужны. Зато это есть при разработке под Windows Phone: ты сразу видишь код, который ты пишешь, и сразу видишь, как всё это выглядит на экране. К тому же C# — язык поновее, чем Java, и наученный на ошибках Java. На нём просто хорошо и приятно писать.

У Windows Phone нет такой гибкости, которая есть у iOS и Android. Ребята из Microsoft честно подошли к Metro-концепции, сказав, что мы имеем дело с мобильным телефоном, и, что у телефона не может быть всех этих текстур дерева и выпуклых кнопок, которые все так пытаются сделать на iOS и Android. В Microsoft говорят, что это телефон, это экран, тут всё должно быть просто и нужно концентрироваться на контенте. Они представили массу шаблонов и «принципов дизайна», которые трактуют, как должно выглядеть Metro-приложение. Несмотря на то, что, с одной стороны, кажется, будто Microsoft загоняет разработчиков в рамки шаблонов, практика показывает, что внутри этих шаблонов столько свободы, что сделать можно всё, что угодно. А самое главное, что приложения, которые получаются — если их, конечно, правильно писать, — не выглядят скопированными под кальку. Так что с точки зрения принципов подхода к дизайну Windows Phone очень способствует концентрации на том, что ты хочешь представить пользователю, а не на том, как ты хочешь это представить. Когда мы делали «Кинопоиск», мы провели безумное число часов за спорами, как приложение должно выглядеть, и проиграли перед собой несколько десятков сценариев взаимодействия пользователя с приложением.



Возвращаясь к разработке, хочется сказать, что C# является лучшим языком программирования широкого профиля, и, что самое главное, очень нравится, в каком направлении этот язык продолжает развиваться. Стоит сказать, что мы немножко схитрили, используя не тот «голый» язык в той версии, которая доступна всем, а применяли некоторые свойства для упрощения асинхронной работы с данными, которые только появятся в следующей версии языка. А для мобильных устройств это штуки, без которых жить просто нельзя. Этих вещей ни в iOS, ни в Android нет, и как только ты на этих платформах ввязываешься в асинхронную работу с данными, ты сразу погрязаешь в куче непонятных вещей, которые реально сносят мозг.

При классическом синхронном программировании мы посылаем какой-то запрос на сервер и ждём ответа — в этот момент пользовательский интерфейс ни на что не реагирует, что вряд ли кого-то устраивает. Чтобы добиться работы интерфейса, код, условно, разбивается на две части: на то, что было до отправки запроса, и на то, что происходит после отправки запроса. Это два совершенно разных куска (а если запрос не один, как чаще всего и бывает, то их вдвое больше количества запросов). В результате это всё разбивается на множество мелких частей и тебе нужно держать в голове картину того, что за чем вызывается, и при этом не запутаться, когда и что происходит. Поначалу это может казаться забавным, но потом становится всё сложнее контролировать этот процесс, что выливается в ошибки, которые сложнее всего править. Именно ошибки, связанные с асинхронностью и многозадачностью являются самыми распространёнными — просто потому, что нет возможности пройти отладчиком и всё проверить.

При этом в C# компилятор языка автоматически умеет раскладывать всё это на тысячи методов. Для программиста это выглядит так, будто весь процесс проходит линейным потоком, а компилятор за него разбирает весь код на необходимые методы. Эта особенность компилятора сэкономила нам в разработке «Кинопоиска» примерно две недели. Несмотря на то, что «Кинопоиск» не является большим приложением, даже на его разработке мы сэкономили столько времени благодаря C#. И страшно представить, сколько мы бы затратили времени на поиск и отладку тех ошибок, которые бы могли возникнуть, если бы это всё разрабатывалось под Android или iOS.

— Какие трудности ожидают людей при разработке мобильных приложений?

Разработка приложений под мобильные платформы для человека, который до этого писал только десктопное ПО — это совершенно другой мир, под который нужно целенаправленно перестраиваться. И после того, как ты под него перестроился, писать для десктопов становится странно: десктопное ПО слишком медленное и статичное. Десктопному приложению нестрашно «задуматься» на 10-20 секунд для выполнения какой-нибудь операции, в то время как среднее время сессии на телефоне чаще всего составляет всего несколько секунд. И если мобильное приложение за эти несколько секунд не отвечает на действия пользователя, то скорее всего это приложение пользователь просто удалит. Поэтому появление смартфонов очень сильно сдвинуло парадигму разработки в сторону быстрого ответа, как он только появился — пусть и частично, — чтобы показать пользователю, что приложение работает. Ничто так не бесит в мобильных программах, как колесо загрузки.

С другой стороны, помимо желания быстро что-то показать пользователю, есть жестокое ограничение — канал передачи данных. Далеко не всегда пользователи пользуются Wi-Fi или хотя бы 3G, а значит нужно заниматься оптимизацией сетевого трафика. Помимо оптимизации трафика нужно оптимизировать и интерфейс мобильных приложений: на небольшой площади экрана нужно разместить максимум информации и соблюсти все зоны, куда пользователь попадает пальцем. У кого-то пальцы меньше, а у кого-то больше; и тут встречается очень распространённая ошибка, когда программисты считают, что кнопка должна быть такого же размера, что и её изображение, а ведь на самом деле «touch zone» правильной кнопки многим больше, чем она нарисована. Нужно считать, сколько приложение потребляет процессорной мощности и сколько оно занимает места в памяти и на диске. Эта оптимизация знакома программистам старой закалки, но неизвестна новым разработчикам. При разработке «Кинопоиска» мы изначально планировали по-максимуму кешировать данные, чтобы при отсутствии сети пользователь мог посмотреть какую-то информацию, но мы столкнулись с проблемой, когда скачать изображение из интернета по 3G получается быстрее, чем прочитать её из внутреннего хранилища — о таких проблемах изначально очень сложно догадаться. В первых версиях «Кинопоиска» мы сначала искали изображения в кеше, и если их там не было, сперва скачивали их и загружали в кеш, а потом показывали из кеша. Сейчас мы кешируем только те изображения, которые появляются на первом экране — все остальные материалы сразу грузятся из Сети.

— «Кинопоиск» — это приложение-панорама (Windows Phone Panorama Application). Какое впечатление сложилось о Metro UI? Вызывал ли новый интерфейс трудности в проектировании?

У нас ушло приблизительно три недели на проектирование и понимание того, как разложить все данные, отображающиеся в приложении, на правильный Metro-интерфейс, чтобы вся информация вместилась и чтобы приложение не было копией iPhone-версии «Кинопоиска». К сожалению, последней проблемой страдают очень многие приложения в Marketplace, чьи разработчики не потрудились адаптировать их под новую платформу, а просто стянули дизайн с существующей версии под iPhone или Android.



В «Кинопоиске», конечно же, мы использовали панорамы. Всё приложение устроено таким образом, что в любой панораме самая важная информация отображается на первом экране, информация, чуть меньшая по важности, всегда отображается при одном скролле вправо, и ещё чуть меньшая по важности — при одном скролле влево. И в этом огромный плюс панорам и Metro UI. Такого нет ни в iOS, ни в Android.

— Были ли при разработке использованы какие-нибудь хинты, о которых можно рассказать и которыми хотелось бы поделиться?

Какое-то время мы потратили на создание правильной инфраструктуры для разработки приложений — некоторой нашей внутренней базовой платформы по тому, как строить мобильный софт. Есть такой архитектурный паттерн Model-View-ViewModel, и существует несколько разных его реализаций в виде базовых библиотек. Мы на них посмотрели и написали свой шаблон MVVM. Сделали мы это потому, что у нас уже был некоторый набор базовых библиотек, с которыми мы привыкли работать, и на эти библиотеки концепция MVVM очень хорошо ложилась. В результате мы не думали, как, например, описать получение данных и ещё что-то — в основном работа шла над представлением.

— Как устроен API, были ли с ним какие-то проблемы? Если были, то как решались?

Для нашего приложения «Кинопоиск» написал отдельный API, отличный от оного для собственного iOS-клиента. По-хорошему, API разрабатывается под нужды клиента, и нам не были нужны вызовы, использующиеся в iOS-клиенте «Кинопоиска». Дело в том, что версия под iPhone использовала отдельные вызовы для каждого экрана — список популярных на сегодня фильмов, список популярных людей на сегодня, лента новостей и так далее. Нам же, в панорамах, все эти данные были нужны вместе, поэтому для «Кинопоиска» под Windows Phone часть запросов была переделана для более удобного, быстрого и компактного получения необходимых нам данных.

— Как происходило взаимодействие с Microsoft Marketplace? Сразу ли допустили приложение в магазин?

Так как «Кинопоиск» разрабатывался по инициативе Microsoft и Nokia, у нас ещё до похода в Marketplace был обзор проекта, где мы представляли нашу дизайн-концепцию и информационную архитектуру ребятам из Microsoft, и после их одобрения уже разрабатывали приложение. После разработки они тестировали «Кинопоиск» и смотрели на выполнения ряда строгих, но справедливых требований. Собственно, в Marketplace все проверки проходили очень быстро.



— Что можно посоветовать начинающим разработчикам приложений под Windows Phone?

Начинающим разработчикам я могу дать два совета.
Первый совет: никогда не пренебрегайте возможностью сэкономить себе массу времени и нервов на всём пути разработки, вложив это время и нервы в начале. Не стоит бросаться в разработку мобильного ПО с нуля и всё делать своими руками — лучше подумать, как можно использовать либо уже знакомые вам вещи, либо созданные ранее.

Второй совет: используйте сторонние системы управления ошибками. Есть один замечательный сервис с названием BugSense — это единая система сбора и обработки ошибок, которые возникают при работе приложения. Сервис доступен не только для Windows Phone, но и для iOS и Android. При возникновении какой-либо ошибки BugSense показывает пользователю окно о проблеме, а на сайт отправляет данные о самой ошибке и всю техническую информацию о состоянии смартфона, при котором эта ошибка возникла. В итоге на сайте вся эта информация собирается и обрабатывается, позволяя быстро реагировать на возникающие проблемы. Данный сервис гораздо удобнее того, что предлагает Microsoft в своём App Hub. Сервис платный, но имеет и бесплатную версию подписки с рядом ограничений, которой, впрочем, вполне хватает.
Tags:
Hubs:
+61
Comments 36
Comments Comments 36

Articles

Information

Website
www.microsoft.com
Registered
Founded
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Финляндия