Pull to refresh
0
ALEE Software
ПО стандартизации и управления качеством

Как преподается электронный документооборот в техническом ВУЗе

Reading time 4 min
Views 5.9K
ECMХочу рассказать о семилетнем опыте ведения курса Enterprise content management (ECM) в питерском электротехническом универе.

Предмет: СЭД и ECM


Последние годы отмечены весьма интенсивным развитием ECM-рынка. Многие государственные и коммерческие организации переходят на электронный документооборот и электронное хранение документов. В этой связи возрастает потребность в специалистах, обладающих актуальными знаниями и умениями в области ECM.
Инженеры и программисты должны уметь обеспечить техническую сторону вопроса. Документоведы должны знать специфику электронного документооборота. Финансистам и экономистам нужно знать тонкости работы с электронными финансовыми документами. Переход на электронный документооборот влечет за собой и изменения в юридической практике — следовательно, возникает необходимость дать соответствующие знания будущим юристам.
Задачи преподавания курса ECM в вузе можно сформулировать следующие образом: во-первых, это формирование у студентов представления о теоретико-методологических основах управления информацией, а во-вторых — изучение специфики использования современных средств и методов управления информацией в конкретных предметных областях.

При подготовке курса перед преподавателем неизбежно встает вопрос: где взять материалы? Учебная литература по ECM на русском языке практически отсутствует. Имеющиеся в Интернете материалы, как правило, «заточены» под вполне конкретные продукты конкретных компаний и для обучения в вузе слабо подходят. Поэтому без обращения к зарубежным источникам не обойтись. Из зарубежных интернет-сайтов можно обратить особое внимание на следующие:

www.aiim.org — Сайт ассоциации по системам управления обработки информацией и изображений (на английском языке);
www.piaf-archives.org/espace-formation/course/view.php?id=9 — курс лекций по современному архивному делу (на французском языке),:;
www.arma.org — сайт Американской ассоциации по управлению записями (на английском языке);
dlmforum.eu/index.php — сайт Европейской организации по управлению жизненным циклом документов (на английском языке);
archivesonline.wordpress.com — блог по использованию цифровых технологий в архивном деле (на французском языке).
fileformats.wordpress.com — блог по вопросам хранения цифровой информации.

Участники карнавала


Студент: Я бы в «сэдовцы» пошел. Пусть меня научат. Где и кто этому учит?
Преподаватель и кафедра: Хотим преподавать электронный документооборот в родном институте. Куда обратиться, кто поможет подготовить учебный курс, какое ПО выбрать?
Разработчик ПО: Что мы готовы дать ВУЗам? Какую выгоду с этого получим?

Наш опыт реализации: заручившись поддержкой кафедры, найти ИТ-партнера, а лучше нескольких.

— Ваш чемодан?
— Этот без ручки? Мой!


Кому-то по наследству достаются квартиры и машины, а мне достался «Электронный документооборот и платежи». 2004 год, с кафедры уходит руководитель направления со своей командой преподавателей, в срочном порядке оставшимся на кафедре преподавателям раздаются «освободившиеся» предметы. К тому моменту в своей компании мы уже несколько лет как разработали и внедряли клиентам систему электронного архива АЛЕЕ Архив (позднее переименована в STOR-M). Но разрабатывать и внедрять информационные системы еще не значит быть готовым их преподавать студентам.

Как намывалось золото


Даже сегодня в российском интернете мало академической информации по предмету, одна сплошная реклама. Зарубежные ресурсы конечно богаче, однако перевод и локализация под нужды ВУЗа — колоссальная работа, требующая много времени, специальных навыков и мотивации. В поисках чего-либо готового обратились к двум компаниям ЭОС и DocsVision, но на тот момент ничего кроме лицензий нам не было предложено. Готовых академических курсов или близких к ним бизнес-курсов не имелось. Тогда мы обратились в Документум Сервисиз Раша (Documentum Services Russia) ныне EMC Documentum.

Была проведена встреча с менеджерами, отвечающими за партнерскую активность и учебный процесс. Их основное сомнение заключалось в фразе: «Мы вас отучим, как и нескольких вузовских преподавателей ранее, а вы через некоторое время растворитесь в тумане». Решающим аргументом стало, то что наш основной бизнес лежит в области электронного документооборота и у нас есть серьезные стимулы не сворачивать проект. Согласие было получено.

В январе 2007 года прохожу обучение на курсе «Технические основы Documentum», 40 часов, преподаватель Константин Бажухов, итоговый экзамен-тест сдавал наряду со всеми слушателями (сисадминами и внедренцами), пришлось попотеть, но минимальный проходной бал я честно получил, чем остался крайне доволен. В ноябре 2008 года курс «Основы ЕСМ» + «Внедрение ЕСМ решений», 40 часов, преподаватель Альберт Бертяков. Курс имеет много общего с аналогичным AIIMовским, был локализован и значительно дополнен Альбертом аналитикой и российской практикой.

Что получилось


Полученная от Documentuma программа была адаптирована под студентов старших курсов специальности 0719 «Информационные системы в технике и технологиях». Теория «Основы ЕСМ» + «Внедрение ЕСМ решений» + «Технические основы Documentum» + «Система электронного архива STOR-M» + лабораторные работы, суммарный объем курса – 160 часов. С переходом на двухуровеную подготовку курс разделен на два: для бакалавриата и магистратуры. Студенты получают знания и навыки, которые вне стен института можно получить только за деньги. Наших выпускников с удовольствием берут в компании внедряющие ECM, не только Documentum и STOR-M.

Вывод


Таким образом, факторами успеха данного курса стали:
1. Хорошая теория. Переводные материалы, материалы вендоров, рыночная аналитика, опыт реализованных проектов в собственной компании.
2. «Правильный» софт и полноценный практикум.
3. Сопутствующие предметы. Одна яблоня еще не вишневый сад. Для полноценного развития специалиста мы читаем: «Проектирование информационных систем», «Сбор требований SRS», «Управление ИТ инфраструктурой ITIL» и многое другое.
4. Повышение квалификации преподавателя. Самостоятельно обновлять материалы не хватает времени, периодические курсы и семинары очень помогают.
5. Техническая поддержка. Осуществляется собственным сисадмином.
6. Работа преподавателя по профилю предмета. Являюсь генеральным директором ООО АЛЕЕ СОФТВЕР внедряем электронные архивы и промышленно оцифровываем документы.
7. Маркетинг и PR читаемого курса. Я неоднократно участвовал в совместных с EMC Documentum семинарах и конференциях, интерес огромный как среди коллег, так и среди студентов.

Готов поделиться информацией со всеми заинтересованными.

P.S. Приглашаем преподавателей ВУЗов на очную встречу и обсуждение проблем преподавания информационных технологий на EMC Academic Forum Russia, который пройдет в Питере 21-22 ноября. Места вроде еще есть.
Tags:
Hubs:
+28
Comments 13
Comments Comments 13

Articles

Information

Website
www.alee.ru
Registered
Founded
Employees
31–50 employees
Location
Россия