Pull to refresh
0
ALEE Software
ПО стандартизации и управления качеством

Как запустить стартап при ВУЗе

Reading time 8 min
Views 16K

Почти все студенты еще с институтской скамьи мечтают о запуске собственного стартапа, который выстрелит не хуже, чем у Цукерберга или, как минимум, у Дурова. Социальные сети, игры, новые сервисы открываются тут и там. По какому пути пойти, какую форму бизнеса выбрать, как развиваться на самом важном начальном этапе и наломать поменьше дров? Расскажу об одном опробованном варианте.

Я хотел бы посвятить эту статью тому, зачем мы создали ООО совместно с СПбГЭТУ (ЛЭТИ) и что получили в итоге. Буду рад поделиться опытом, который, надеюсь, поможет реализовать ваши идеи.

В любом бизнесе есть этап «индивидуальный предприниматель», но настает момент, когда вы понимаете, что дальнейшего развития не будет без открытия юридического лица. Решение организационных проблем при открытии может накрыть вас с головой настолько, что времени и сил на развитие самой бизнес-идеи может не оказаться. Помощь может прийти с совершенно неожиданной стороны — обратитесь в институт, который вы закончили (или заканчиваете). 10 лет назад наша команда так и поступила, лаборатория в 30 метров стала нашим первым офисом, а сотрудники стали преподавать на кафедре информационные технологии. С тех пор много воды утекло и многое изменилось.

За последние два года резко возросла активность российских ВУЗов в направлении создания хозяйственных обществ совместно с бизнес-структурами и частными лицами. Одной из причин тому стало вступление в силу Федерального закона N 217-ФЗ 15 августа 2009 года.

Интерес бизнеса


Создание совместно с ВУЗом инновационного предприятия несёт в себе ряд замечательных возможностей. С одной стороны ВУЗ — монстроидальная, неповоротливая и крайне бюрократичная структура, в лучших традициях советских госучреждений. С другой — это организация со сформированной инфраструктурой, включающей сотни помещений, тысячи единиц оборудования, ЛВС, силовые сети и т.д. Даже если не учитывать преимущества от 217-ФЗ, сотрудничество с ВУЗом даёт ряд преимуществ:
  • ВУЗ может предложить аренду помещения на льготных условиях,
  • ВУЗ может предоставить оборудование,
  • в ВУЗе есть юридический отдел, бухгалтерия, маркетинг и другие подразделения, в которые можно обратиться за советом и помощью,
  • в конце концов, ВУЗ может оказать помощь при регистрации общества.
Но едва ли не самое главное: вы можете получить доступ к госбюджетным проектам, которые могут выполняться только предприятием с государственным участием. Такие проекты, зачастую крупные, как вода необходимы стартапам. Не меньше в них заинтересован и сформировавшийся бизнес.
Помимо этого, ряд преимуществ предлагает 217-ФЗ:
  • Во-первых, это льготное налогообложение. Согласно Федеральному закону N 310-ФЗ, компаниями, созданными по 217-ФЗ, может применяться Упрощенная система налогообложения (УСН). Это означает, что у компании отсутствует НДС (18%), общая ставка по страховым взносам составляет лишь 14 % (против действующих для остальных организаций 34) и при выборе объекта налогообложения — «Доходы», ставка налога составит 6%, которая может быть уменьшена до 3%.
  • Во-вторых, закон даёт возможность без длительных конкурсов арендовать помещение в своём ВУЗе или НИИ.
Не менее важно и то, что закон выступает катализатором для ВУЗа, побуждающим его создавать совместные предприятия.

Наш шкурный интерес


Почитав вышеуказанную информацию в середине 2011 года, мы решили открыть совместное предприятие под новые бизнес-направления. Наши чаяния были следующими (некоторые поясню):
  • Легализация коммерческой деятельности в ВУЗе
    Долгое время наша команда «сидела» на площадях кафедры как группа действующих преподавателей. Больше всего вопросов возникало у комиссий, проверяющих деятельность кафедры. Еще недавно заниматься бизнесом в стенах альма-матер было зазорно.
  • Оптимизация расходов на аренду
  • Снижение налогового бремени
    Зарплатные налоги — наиболее серьезная статья расходов компании. Сэкономленные средства можно пустить как минимум на развитие или просто увеличить сами зарплаты.
  • Доступ к ВУЗовским проектам
  • Доступ к оборудованию
    Расстраивает факт неиспользования дорогого аппаратного и программного обеспечения, закупаемого учебными заведениями по различным грантам и целевым программам. Малое предприятие при ВУЗе нуждается в нём и может найти ему правильное применение.
  • Возможность участия в государственных конкурсах и программах
    Мы, например, до создания предприятия с ВУЗом, не имели доступа к минобровским проектам, не работали со многими государственными ведомствами, в том числе и ВПК. Теперь же ситуация меняется в лучшую сторону. И, наконец, у нас появляется возможность участвовать в различных региональных и федеральных программах и конкурсах, направленных на поддержку инновационного малого предпринимательства и субсидирование его расходов.

Интерес ВУЗа


А нужно ли это ВУЗам? Да, нужно, и причин несколько. Для начала — не самый позитивный, но типично российский момент. Принятие 217-ФЗ сопровождалось громкими выступлениями Дмитрия Медведева и Андрея Фурсенко, призывавших ВУЗы дружно создавать малые инновационные предприятия. В России пожелания руководящих лиц обычно воспринимаются как приказы. Соответственно, Рособразование оказывало некое давление на ВУЗы в этом направлении, требуя создавать компании. Ситуацию усугубил 83-ФЗ, согласно которому госучреждения нынче обязаны зарабатывать деньги и вести коммерческую деятельность.

Далее более очевидные причины:
  • ВУЗы получили возможность коммерциализировать свои научные разработки, привлекать внебюджетные инвестиции.
  • ВУЗы могут проводить через малые предприятия заказные НИОКР в целях использования налоговых льгот и целевого использования прибыли.
  • Через малые предприятия ВУЗы могут осуществлять закупки оборудования и материалов без проведения длительных конкурсных процедур.
  • Малое предприятие — это более высокооплачиваемые чем преподавание рабочие места для сотрудников и студентов ВУЗа.
  • ВУЗы имеют большой опыт участия в конкурсах, умеют «выбивать» проекты. Но, к сожалению, многим ВУЗам не хватает исполнителей проектов. Малые предприятия же имеют ресурсы для выполнения проектов, и они могли бы отлично закрыть эту «дыру».
  • Наконец, ВУЗы могут использовать деятельность малого предприятия в образовательном процессе. Так при обучении студентов появляется больше практических занятий, больше «примеров из жизни». На базе предприятия студенты могут проходить практику, выполнять аттестационные работы.
Таким образом, очевиден интерес всех сторон. Решение на поверхности: создать совместно с ВУЗом малое инновационное предприятие.

Как открыть компанию?


Учредителями малого инновационного предприятия являются 2 стороны: ВУЗ и бизнес. Последний может быть представлен двумя вариантами:
  • Коммерческая компания (юридическое лицо)
  • Частные учредители (физические лица)
Большинство из созданных при СПбГЭТУ малых предприятий учреждены по форме: «ВУЗ + физические лица». Все они являются стартапами сотрудников и выпускников. Кстати, люди, пришедшие «с улицы» также могут получить рабочее место для реализации своих идей. В СПбГЭТУ для этих целей есть МИЦ — Молодёжный инновационный центр. Для получения оснащённого рабочего места и помощи бизнес-инкубатора, претендент должен представить свои идеи и наработки. После прохождения инкубационного периода, любой участник МИЦ может также организовать совместную с ВУЗом компанию.

Имея сформировавшийся бизнес (и по некоторым политическим соображениям), мы выступили учредителем малого инновационного предприятия как юридическое лицо.

Формирование пакета документов

Ознакомившись с 217-ФЗ и другими нормативными документами по теме, заручившись поддержкой двух ключевых лиц (заведующего кафедрой и проректора по научной работе), мы начали готовить документы. Оперативная работа велась с начальником управления инновационной деятельности ВУЗа, который и курировал работы по открытию как нашей, так и ранее созданных компаний. Получив от него пакет «заготовок» учредительных документов, мы отредактировали их под свои задачи и отдали на регистрацию ООО сторонней компании.

Обзор необходимых документов:
  • Служебная записка ректору ВУЗа с просьбой рассмотреть предложение кафедры и компании-соучредителя о создании при СПбГЭТУ общества с ограниченной ответственностью — это самый первый документ. На основе служебной записки ректор выносит данный вопрос на заседание Ученого совета.
  • Презентация предприятия. Необходимо провести презентацию создаваемого предприятия на заседании Ученого совета. Для этого мы приготовили короткую, строгую и невзрачную презентацию по форме ВУЗа и сопроводительную речь к ней. Ученый совет ВУЗа одобряет предложение о создании предприятия.
  • Протокол собрания учредителей общества. В документе перечислены постановления учредителей о существенных аспектах общества, в том числе постановление создать общество, заключить договор об учреждении и согласовать устав общества.
  • Договор об учреждении общества.
  • Устав общества. Детальное описание всех граней общества.
  • Лицензионное соглашение на передачу вновь созданному обществу неисключительных прав на использование РИД.
На что следует обратить внимание
  • Согласно 217-ФЗ доля ВУЗа в уставном капитале общества должна быть более 33,3%
  • Права на результат интеллектуальной деятельности, вносимый ВУЗом в качестве вклада в уставной капитал, обязательно должны принадлежать ВУЗу.

Выбор места нахождения (ex. юрадрес)

Учитывая, что в дальнейшем компания будет располагаться на территории ВУЗа и будет официально арендовать помещение, в качестве места нахождения общества целесообразно указать адрес ВУЗа, как мы и поступили.

Налогообложение

При открытии компании необходимо сразу сообщать в налоговую (отдельным заявлением) о типе налогообложения, которое будет использоваться компанией (упрощенная УСН или общая ОСН). Тут надо советоваться с бухгалтерами — начинающим компаниям рекомендуем выбирать упрощенку.

Счет в банке

Необходимо было предоставить нотариально заваренные копии уставных документов всех учредителей. Документы института можно получить в юридическом отделе или как в нашем случае, сделать нотариальные копии с оригиналов, выданных под расписку сотруднику ВУЗа. Затруднение вызвало отсутствие договора аренды помещений (есть такое требование Центробанка РФ по противодействию отмывке и терроризму). Как временное решение вопроса помогло гарантийное письмо из ВУЗа о предоставлении помещений в аренду. Факт открытия счета обязательно должен быть сообщен в налоговую и фонды, иначе последуют огромные штрафы.

Письмо в ЦИСН

Решение о соответствии созданного предприятия Федеральному закону 217-ФЗ выносит Центр исследований и статистики науки. До внесения предприятия в ресстр хозяйственных обществ, созданных по 217-ФЗ, компания не сможет пользоваться льготами и преимуществами, прописанными в законе. Поэтому очень важным этапом будет подготовка и отправка Письма-уведомления в ЦИСН о создании малого предприятия. Вместе с письмом нужно отправить пачку заверенных копий учредительных и некоторых других документов. Кстати, заверять их у нотариуса не обязательно (чтобы не тратить деньги): копии всех учредительных документов могут быть заверены генеральным директором созданного общества, а копии документов, относящихся к ВУЗу, заверяются в ректорате.

Помещение

Чтобы ваша компания не была виртуальной и сотрудники не были разбросаны по кафедре, необходимо решить вопрос с помещением. Прямой, но не самый оптимальный вариант — заключить договор аренды с ВУЗом. Кстати хозяйственно-административной службе ВУЗа он не понравится, т.к. вы имеете права на льготы и они не дополучат внебюджетных средств. Вариант который устроит всех — создание специализированной учебно-научной лаборатории на кафедре. Кафедральные помещения не входят в арендный оборот, хозяйственники без претензий, да и с кафедрой проще договориться, закрыв частично учебный и научный процесс, улучшив отчетность, не говоря уже о хоздоговорных работах.
Процедура формирования лаборатории в документах: Служебная записка о создании учебно-научной лаборатории УНЛ → Договор о сотрудничестве → Приказ Ректора → Положение об УНЛ

Результаты в соответствии с поставленными задачами

  • Коммерческая деятельность внутри ВУЗа легализована совместным ООО и рядом договоров о сотрудничестве.
  • Помещения: отдали 100-метровое арендуемое помещение, получили 140-метровое в виде УНЛ.
  • Снижение налогового бремени
  • Доступ к ВУЗовским проектам уже получили: начали разрабатывать систему учета и регистрации научной и инновационной деятельности университета. О ней подробно расскажем в отдельном посте.
  • Доступ к оборудованию. Нам повезло: новый УНЛ институт решил оснастить новейшей мультимедиа и серверной техникой, с нас — ремонт помещения.
  • Возможность участия в государственных конкурсах и программах — еще впереди.
Как ни сокращал, статья получилось большая, а еще больше — осталось за кадром. Так что спрашивайте, с удовольствием отвечу.

P.S. Новую компанию назвали УРАНСОФТ


Благодарю staskin1 за помощь в подготовке статьи
Tags:
Hubs:
+52
Comments 32
Comments Comments 32

Articles

Information

Website
www.alee.ru
Registered
Founded
Employees
31–50 employees
Location
Россия