Pull to refresh
0
ALEE Software
ПО стандартизации и управления качеством

Что год грядущий нам готовит: тенденции развития ECM в 2012 году

Reading time 5 min
Views 2.9K
Original author: Joe Shepley
imageОт переводчика. Начало Нового года — прекрасный повод для подведения итогов и анализа дальнейших перспектив. Не так давно на сайте компании Doculabs нами была найдена интересная статья Джо Шепли (часть 1 и часть 2). Мы не могли не обратить внимания на эту статью: занимаясь разработкой и внедрением собственной системы электронного архива, мы стараемся отслеживать все актуальные мировые тенденции и изменения. Предлагаем несколько сокращенный перевод этой статьи вниманию наших читателей. Автор статьи размышляет о текущих трендах на зарубежном рынке ECM-систем. Приглашая наших читателей к дискуссии, предлагаем поразмышлять о том, какими будет тенденции развития ECM в России в ближайшие несколько лет.



1. Рост интереса к теории и методологии

Вопросы теории и методологии ECM сегодня являются предметом оживленных дискуссий. Переход на электронный документооборот сам по себе не является панацеей для решения текущих проблем организации: для того, чтобы грамотно и эффективно использовать программные продукты класса ECM-систем, необходимо знать, как и с помощью каких методов осуществляется управление информацией вообще. Внедрение ECM-систем не должно являться самоцелью; оно должно помочь решению наиболее сложных проблем с учетом специфики конкретной организации.
Интерес к теоретическим вопросам растет еще и потому, что в настоящее время наблюдается парадоксальная ситуация в сфере информационной культуры: основанные на «бумажном» мышлении подходы к работе с информацией стремительно устаревают, но во многих областях еще сохраняют свои позиции, а новые подходы и методы еще не сформировались. Поэтому повсеместный переход на электронный документооборот и электронное хранение документов неизбежно влечет за собой переосмысление многих вопросов организационно-методологического характера.

2. Расширение сферы применения ECM-технологий

ECM-системы внедряются в организациях, занимающихся самой разнообразной деятельностью. Если раньше основными пользователями ECM-систем были банки, финансовые организации, страховые и фармацевтические компании (т. е. организации, в деятельности которых основной акцент делается на работе с документами), то сегодня их внедряют на машиностроительных, горнодобывающих, химических предприятиях и т. п., то есть там, где работа с документами не является ключевым элементом деятельности: все эти организации что-то выпускают и продают, а работа с информацией при этом имеет второстепенный (сопутствующий) характер. Более того, в названных организациях в течение долгого времени соответствующие автоматизация соответствующих процессов велась с помощью не ECM-решений, а иных технологий.

Из сказанного не следует, что в этих организациях произошла кардинальная смена бизнес- моделей. Скорее, произошло другое: изменилось отношение к работе с информацией и, как следствие, возникла потребность во внедрении ECМ. Этому способствовали, в частности, следующие факторы:
  • рост числа информации, хранимой в электронном виде
  • расширение взаимодействия с аудиторией через социальные медиа
  • интенсивное развитие самих ECM-систем, расширение их функциональности


3. Повышенное внимание к совместной работе и социальным медиа

Яркой тенденцией последних лет является включение социальных элементов в ECM-системы. В настоящее время ECM-системы мыслятся не только и не столько как средства автоматизации документооборота и хранения документов, сколько как средства, позволяющие создавать пространство для совместной работы. К инструментам совместной работы относятся, например, средства для одновременного редактирования документа несколькими удаленными пользователями, средства для создания и поддержания корпоративного портала, для работы с корпоративными блогами и вики, для интеграции с социальными сетями и т. п.
Комментарий переводчика.Данная тенденция развития ECM представляется нам несколько противоречивой. Во-первых, введение «социальных» функций зачастую не способствует решению реальных проблем, с которыми приходится сталкиваться организациям, а скорее являются данью моде, нередко приводящей к тому же чрезмерному усложнению ECM-систем. Во-вторых, все социальные функции в принципе могут быть реализованы при помощи других программных средств. В-третьих, как заметил в своей статье маркетинговый директор корпорации Open Text Любор Пташек, ПО, ориентированное на совместную работу и социальность, вряд ли может быть отнесено к классу ECM-систем в строгом смысле. Велика опасность возникновения терминологической путаницы, вводящей в заблуждение всех участников ECM-рынка.

4. Формирование реалистичного подхода к сохранению записей

Одна из причин, по которым внедрение систем управления записями (англ. records management, RM) в крупных организациях часто завершалось провалом, заключается в некомпетентно выстроенной системе политик и процедур хранения записей. Во многих организациях система правил сохранения записей настолько сложна, что ее сложно соблюдать и поддерживать с помощью каких-либо технологических средств. Кроме того, подходы к управлению записями, созданные для информации на бумажном носителя, совершенно не подходят для работы с информацией, хранимой в электронном виде.

В результате записи в электронном виде сохраняются раз и навсегда, в нескольких разных системах, на нескольких разных носителях — и это несмотря на все усилия по наведению порядка.

В настоящее время во многих организациях внедряются более практичные подходы к управлению записями, заключающиеся не в обходе существующих норм и правил, но в попытке обеспечить соблюдение норм и правил с помощью существующих технологий. Одним из наиболее перспективных подходов является укрупненная классификация по сроку хранения документов(англ. big bucket classification, дословно «классификация по принципу „больших ведер“), в соответствии с которой информация разделяется на 3 больших категории, а не на 300, а также в отказе от подхода к сохранению записей, основанного на событиях (англ. event-based retention).

Сложно предугадать, какое дальнейшее развитие получат названные выше тенденции, однако думается, что число организаций, использующих новые подходы к управлению записями, в 2012 и последующие годы будет только расти.

5. Enterprise 2.0 ?

Проблематика Enterprise 2.0 в последнее время является предметом оживленных дискуссий как в зарубежном, так и в российском ECM-сообществе. Однако все эти дискуссии пока что имеют сугубо умозрительный, нежели практический характер, и причины этого заключаются в следующем:
  • технологии Enterprise 2.0 пока что вряд ли можно назвать зрелыми
  • нет никакой уверенности в том, что технологии Enterprise 2.0 действительно способствуют решению актуальных проблем, стоящих перед организациями
  • примеров успешного внедрения технологий Enterprise 2.0 практически нет; исключение составляют отдельные попытки в областях брендинга и маркетинга


Нельзя, однако, не признать, что в последнее время появились реальные возможности использования технологий Enterprise 2.0 для оптимизации бизнес-процессов Enterprise 1.0 (например, в таких областях, как взаимодействие с клиентами и партнерами, управление продуктами, подбор персонала). Представляется, что в ближайшие годы эта тенденция получит дальнейшее развитие.

6. Выход новых игроков на рынок: у крупных игроков появляются конкуренты

Когда-то на рынке ECM-систем для крупных организаций было огромное количество игроков, предлагавших системы на любой вкус.
Начиная с 2009 года этот рынок был окончательно переделен между основными крупными игроками: IBM, EMC, OpenText, Oracle (В англоязычных источниках эти компании называют Большой четверкой, The Big Four).
В настоящее время небольшие и средние компании(например, Hyland) выходят на рынок, пытаясь конкурировать с Большой четверкой, предлагая продукцию для крупных корпораций, а не только для организаций небольшого размера.

В 2012 году количество небольших компаний, бросающих вызов Большой четверке, существенно увеличится.
Tags:
Hubs:
+7
Comments 3
Comments Comments 3

Articles

Information

Website
www.alee.ru
Registered
Founded
Employees
31–50 employees
Location
Россия