Pull to refresh
0
ALEE Software
ПО стандартизации и управления качеством

Как вырастить ИТ-менеджера в вузе?

Reading time10 min
Views20K
В ходе подготовки к Летнему Аналитическому Фестивалю 2012 родилась эта статья, в которой поднимаются следующие вопросы:

  • Кто такие ИТ-менеджеры?
  • В каких вузах их могут готовить?
  • Что в вузе им должны прочитать?
  • Как подготовить в вузе сотрудника для своей компании?

Как перед стартапами, так и перед компаниями, давно и успешно ведущими бизнес, стоит дилемма: искать готового специалиста или выращивать его в своих стенах. И мы, в 1997 году начав собственный софтверный бизнес, тоже практически сразу ощутили дефицит продавцов ПО, консультантов и менеджеров проектов. Предлагаемый нами альтернативный вариант, с одной стороны, требует на начальном этапе некоторых усилий и времени, а с другой – позволяет получить квалифицированного специалиста.


Основной вопрос: Можно ли вырастить толкового ИТ-менеджера в вузе?

Наиболее частый ответ: Нет, особенно учитывая нынешний уровень высшего образования и бешеную потребность рынка в квалифицированных ИТ-сотрудниках.

Опрос, проведенный кафедрой АПУ СПбГЭТУ в 2010 году среди 30-ти питерских ИТ-компаний показал, что в основном они предпочитает растить менеджеров самостоятельно, по большей части из программистов и других технических специалистов. ИТ-менеджер — междисциплинарная специальность, поэтому процесс выращивания будет длительным, трудоемким и крайне дорогостоящим для компаний. Альтернативы, к сожалению, никто пока не видит. Уровень подготовки специалистов в российских вузах оставляет желать лучшего. Старые образовательные программы, профессорско-преподавательский состав, дающий теорию двадцатилетней давности, и отсутствие практики в сумме дают крайний дефицит на российском рынке менеджеров по продажам решений и сложных технических систем, системных и бизнес- аналитиков, а также других менеджеров в сфере информационных технологий.

Рунет пестрит статьями хэдхантинговых «экспертов» о способах получения и удержания квалифицированных специалистов. Советы сводятся к переманиванию перспективных сотрудников у коллег по цеху, выплате зарплат выше средних по рынку, постоянному мотивированию интересными и нерутинными задачами. Но лично я не понимаю, как такие замечательные варианты помогут увеличить количество квалифицированных специалистов на рынке.

Наш ответ: Бизнесу необходимо наладить взаимодействие с техническими вузами.

Для начала давайте определимся с терминологией.

Кто такой ИТ-менеджер?

manage гл. общ. руководить; управлять; заведовать; стоять во главе; уметь обращаться (с чем-либо)
manager сущ. общ. руководитель; администратор; директор; менеджер

«Менеджер» повторил судьбу многих заимствованных слов, несколько потеряв исходное значение и приобретя новые оттенки. Так, обыватели, да и многие айтишники, называют менеджерами любого офисного работника. Для ясности обратимся к официальным классификаторам и другим авторитетным источникам.

Давно составленный, но еще действующий документ:

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ (ОКПДТР) был принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367
  • Менеджер в подразделения (службах) компьютерного обеспечения
  • Заведующий отделом (компьютерного обеспечения)
  • Начальник отдела (компьютерного обеспечения)
  • Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
  • Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра
  • Научный сотрудник (в области информатики и вычислительной техники)
  • Начальник электронно-вычислительной машины
  • Стажер-исследователь (в области информатики и вычислительной техники)
  • Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра


Профессиональные стандарты в области ИТ
На сайте Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) выложены 10 стандартов на ИТ специальности.
1. Программист
2. Системный архитектор
3. Специалист по информационным системам
4. Системный аналитик
5. Специалист по системному администрированию
6. Менеджер информационных технологий
7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
8. Специалист по информационным ресурсам
9. Администратор баз данных
10. Специалист информационной безопасности

Нельзя сказать, что они совершенны, но ориентироваться на них в процессе определения требований к специалистам можно совершенно точно.

Статистика
Что говорит Яндекс всея Руси?
Ключевая фраза Частота запросов в месяц
менеджер 904700
менеджер +по продажам 96669
менеджер +по персоналу 37396
офис менеджер 29268
клиент менеджер 15553
топ менеджер 13440
менеджер организации 12410
менеджер управления 11440
менеджер +по рекламе 11298
менеджер +по работе +с клиентами 11295
менеджер +по закупкам 11217
менеджер проекта 8536
контент менеджер 4993


Цифирь напротив каждой позиции — не зарплата.

ИТ-хедхантеры
ориентируются на потребности и устоявшиеся формулировки рынка, так например
IT-Доминанта в своем обзоре за 2011 год упоминает следующие манагерские позиции:
  • Контент менеджер / Администратор сайта
  • Менеджер по тестированию ПО (ручное и/или автоматизированное)
  • Инженер по качеству / Менеджер по качеству
  • Директор ИТ департамента / Менеджер по информационным технологиям
  • Менеджер Web проекта / Менеджер проекта в Web студии
  • Менеджер проекта по разработке ПО
  • Менеджер направления по разработке ПО / Менеджер продукта (ПО)
  • Менеджер по работе с клиентами (ПО)
  • Менеджер по продажам коробочного / легко масштабируемого ПО / web-порталов
  • Менеджер по продажам индивидуальных масштабных решений под конкретного заказчика (ПО)
  • Менеджер по работе с ключевыми клиентами (ПО )
  • Специалист отдела маркетинга / Менеджер по маркетингу / Маркетолог-аналитик
  • PR менеджер / Менеджер по рекламе
  • Менеджер по персоналу
  • Секретарь / Офис менеджер


Хабрахабр
Авторы Хабра менеджерам-людям предпочитают
менеджеров, которых можно покодить:
  • менеджер пакетов
  • менеджер задач
  • менеджер настроек
  • менеджер разделов
  • менеджер развертывания
  • менеджер рассылок
  • менеджер событий
  • файловый менеджер
  • веб-менеджер


И мы, в свою очередь, не будем отменять или править устоявшиеся на рынке формулировки, попробуем их немного причесать. Обобщив и систематизировав данные, имеем следующую таблицу:

Среда Объект управления Должность
Бизнес-процессы Консалтинг и продажи Менеджер по работе с клиентами (ПО),
Менеджер по продажам коробочного и заказного ПО
Ведение проекта Менеджер Web-проекта,
Менеджер проекта по разработке ПО
Управление качеством Менеджер по тестированию ПО (ручное и/или автоматизированное),
Менеджер по качеству / Инженер по качеству
Маркетинг и PR Менеджер по маркетингу / Специалист отдела маркетинга / Маркетолог-аналитик,
PR менеджер
Информационные системы/продукты Сайт Контент менеджер / Администратор сайта
Программный продукт Менеджер направления по разработке ПО / Менеджер продукта (ПО)
Административное деление ИТ департамент CIO / Руководитель ИТ департамента / Менеджер по информационным технологиям
HR Менеджер по персоналу
Секретариат / АХЧ Офис менеджер / Секретарь


Таким образом, ИТ-менеджер — специалист информационных технологий, управляющий не только людьми, но и бизнес-процессами, программными продуктами и другими информационными объектами и активностями компании.

С тем, какие бывают менеджеры, вроде разобрались, давайте разберемся и с тем, в чем заключается их деятельность, и, чему, соответственно их можно и нужно учить в вузе. Обратимся снова к АПКИТовским стандартам.

Менеджер информационных технологий

Перечень должностных обязанностей:
1. Управление внутренними проектами
2. Взаимодействие с заказчиками/поставщиками продуктов и услуг
3. Согласование работы системных аналитиков, программистов и других специалистов
4. Контроль качества выполняемых работ
5. Контроль заполнения необходимой документации
6. Анализ текущих сообщений и подготовка промежуточных отчетов
7. Обеспечение информационной безопасности
8. Заказ необходимого оборудования и материалов
9. Саморазвитие

Менеджер по продажам решений и сложных технических систем

Перечень должностных обязанностей:
1. Ведение базы данных клиентов
2. Ведение документооборота
3. Ведение реестра реквизитов клиентов
4. Ведение учетной документации
5. Демонстрирование возможностей ИТ-продукции
6. Документарное сопровождение сделок
7. Информирование клиентов об условиях гарантийного и послегарантийного обслуживания
8. Информирование клиентов об условиях поставки
9. Информирование клиентов о новых продуктах
10. Поиск реквизитов потенциальных клиентов
11. Получение и обновление релевантных знаний в обл. ИТ
12. Соблюдение принципов корпоративной культуры
13. Саморазвитие

Таким образом у нас получились следующие базовые для менеджеров дисциплины:

  • «Управление требованиями к программному обеспечению SRS».
  • «Проектирование информационных систем»,
  • «Управление проектами по стандарту ANSI PMI PMBOK»,
  • «Корпоративные информационные системы ERP/CRM»,
  • «Управление корпоративным конентом ECM (EDM/ERM)»,
  • «Организация и управление ИТ-инфраструктурой ITIL/ITSM»


В каком вузе это читать?

На ЛАФ 2012 несколько коллег из других городов поделились своим опытом, в том числе и негативным. В частности, были указаны следующие моменты:
  • ИТ-менеджеры плохо получаются из гуманитариев;
  • Очень сложно и неблагодарно готовить ИТ-менеджеров на «программерских» кафедрах и факультетах, все-таки туда идут ради программирования;
  • Из экономистов получаются хорошие менеджеры, если им читать ИТ-дисциплины в должном объеме;
  • И однозначно хорошие специалисты получаются из «системотехников», им читают теорию управления и многие другие олдскульные, но крайне необходимые менеджерам предметы, а еще учат мыслить системами, «квадратиками\блок-схемами», объектами управления;


И опыт, сын ошибок трудных...

Нашей компании АЛЕЕ СОФТВЕР повезло. Волею судеб нашей академической базой еще в 90-х стал Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), кафедра Автоматики и процессов управления (АПУ). Кафедра является одной из ведущих в РФ кафедр в области прикладной теории и проектирования систем управления на основе современных информационных технологий, базовой кафедрой Министерства образования и науки по направлениям «Автоматизация и управление» и «Управление в технических системах».

Студентам мы читаем следующие дисциплины:

Курс «Управление проектами по стандарту ANSI PMI PMBOK»
Академический партнер: Agilidea Group
Теория: стандарт от версии 2005 года до 4-й редакции. Курсы: базовый (бакалавры), управление рисками, стоимостью, длительностью, качеством (магистрам)
Практика: выбор ИТ-проекта, обоснование, устав, разбиение на работы, календарно-ресурсное планирование, планирование рисков, качества и т.д.

Курс «Управление требованиями к программному обеспечению SRS»
Теория: «Разработка требований к программному обеспечению» Карл Вигерс
Практика: Выбор тем, определение образа границ проекта (бизнес-требования, видение решения, границы и ограничения, бизнес-контекст), защита проектов

Курс «Проектирование информационных систем. UML»
Желательно после курса по SRS
Теория: Введение, история, основы, структура UML, далее диаграммы:
Детально: вариантов использования, классов, состояний деятельности, последовательности, развертывания
Обзорно: взаимодействия компонентов.
Практика: Простейшие проекты с известными процессами (интернет-магазин, заверение документов онлайн и т.п.)

Курс «Электронный документооборот ECM: EDM/ERM»
Академические партнеры: АЛЕЕ СОФТВЕР и корпорация EMC Documentum
Теория: Document & Records Management
Практика: платформа Documentum, система электронный архив STOR-M

Курс «Корпоративные информационные системы ERP/CRM»
Академические партнеры: компания Компас
Теория: Управление запасами по точке перезаказа, MRP/MRPII, точно-вовремя, Теория ограничений Голдрата, ERP. Отдельно теория управления взаимодействием с клиентами
Практика: CRM

Я намеренно не затрагиваю информатику с программированием, базы данных и другие базовые для айтишников дисциплины: их вполне успешно читают и без нас. Список не полный и не окончательный, учебные программы постоянно модернизируются и дополняются новыми курсами.

Самая важная для бизнеса часть статьи:
Новая схема двухуровневого образования позволяет брать на «бесплатную» стажировку магистров первого года обучения, получивших в бакалавриате базовые теоретические знания. По новым образовательным стандартам магистр обязан до 20 часов в неделю уделять научно-исследовательской работе (НИР).

За первый месяц магистратуры студент должен определиться с примерной темой, выбрать научного руководителя, составить план-содержание магистерской диссертации, а также план НИР, которая выполняется под контролем научного руководителя и руководителя магистратуры. Выбирается место прохождения производственной практики. Кстати, научный руководитель может быть и внешним, тогда со стороны кафедры может быть назначен куратор.

Проходя производственную практику, за 4 семестра магистр должен собрать достаточно теоретико-методологического и практического материала для написания магистерской диссертации.



Семь шагов по «выращиванию ИТ-кристаллов»

Итак, мы проанализировали наш собственный опыт и опыт петербургских ИТ-компаний, которые также успешно растят менеджеров в вузах. Предлагаем вашему вниманию следующие шаги, которые надо предпринять, если вы хотите вступить в наши стройные ряды.

Шаг 1. Презентация бизнеса
Заранее в июле-августе подбивается пул компаний, заинтересованных в новых сотрудниках. В сентябре проводятся встречи с бакалаврами четвертого года и магистрами первого года обучения. Обычно это две встречи: первая проходит в вузе, вторая — в офисе компании. Менеджеры компании рассказывают об основных направлениях деятельности, интересных проектах, открытых вакансиях и возможностях профессионального роста в компании. Подбиваются предварительные списки (кто куда идет стажироваться), проводятся консультации с преподавателями по претендентам (успеваемость, дисциплина, коммуникабельность и т.д.)

Шаг 2. Заключение договора с вузом (кафедрой)
Формальная сторона вопроса. Т.к.кафедра или факультет не являются обособленными юридическими лицами, подписывается соглашение о партнерстве с вузом. На основании данного договора закрывается вопрос бесплатной работы студента.

Шаг 3. Прием студентов на практику
Подготовка рабочего места, выделение куратора-наставника, отчетность.

Шаг 4. Прием студентов на работу
По данному пункту задают много вопросов: «Когда оформлять стажера на ставку? Ведь студент может не показать результат и через полгода-год!». Все правильно, когда он начнет показывать результат, тогда и начинайте платить. В этом-то и ценность и справедливость данной схемы. Вы не платите, пока специалист не начал генерировать добавочную стоимость.

Шаг 5. «Отблагодарить» вуз
Участие вуза в данной схеме не бескорыстно, в противном случае, больше года такое партнерство не продлится. Варианты: оплата труда преподавателей, участие в учебном процессе, материально-техническое обеспечение и т.п.

Шаг 6. Повышение квалификации действующих сотрудников компании
Пока вы ждете осеннего урожая стажеров, можно улучшить квалификацию имеющегося персонала, отправив на курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Причем заказать курсы, скомпонованные именно под ваши бизнес-задачи, мы в вузе такое практикуем.

Шаг 7. Маркетинг и PR
В современных условиях рынка труда не компании выбирают сотрудников, а наоборот, поэтому участие в образовательных программах повышает рейтинг компаний среди соискателей. Соответственно, такой PR и HR-брендинг полезен компаниям, и тем более вузам.

Минусы такого подхода:
  • Трата времени квалифицированных сотрудников на преподавание и менторство;
  • Отложенность результатов выращивания специалиста;
  • Необходимость бизнесу договариваться с руководителями ВУЗов, стимулировать их к сотрудничеству.


Плюсы такого подхода:
  • Большой объем необходимой теории и практики дается еще на студенческой скамье;
  • Экономия на ЗП: беря на практику магистра по договору с вузом, компания не обязана выплачивать зарплату;
  • Участие в формировании учебных программ;
  • Есть возможность выбора кандидата для заключения долгосрочного контракта;
  • Рекомендации преподавателей;



За годы работы мы убедились в эффективности описанного в статье подхода к подготовке ИТ-менеджеров. Конечно, многое нужно совершенствовать, что мы и делаем постоянно. Приглашаем к обсуждению:

1. /для преподавателей и работодателей/ Какие курсы, по вашему мнению, должны прослушать в вузе будущее ИТ-менеджеры? Чем бы вы дополнили приведенный в статье список учебных дисциплин?
2. /для ИТ-менеджеров/ Какие из прослушанных вами курсов оказались действительно полезными для вашей профессиональной деятельности? Каких теоретических и практических знаний вам не хватает в вашей нынешней работе? Чему, как вам кажется, вас должны были научить в вузе, но не научили?
Tags:
Hubs:
Total votes 45: ↑31 and ↓14+17
Comments46

Articles

Information

Website
www.alee.ru
Registered
Founded
Employees
31–50 employees
Location
Россия