Pull to refresh
0

5 принципов работы со знаниями для инженера

Reading time5 min
Views39K


Думаю, никто не будет спорить, что знания нужны (я про те, которые имеют определение «профессиональные»). Нужно ли высшее образование? Вот тут-то можно подискутировать. Что же касается знаний, ответ достаточно очевиден, во всяком случае, мне так кажется. Вопрос их качества, глубины и широты оставим за кадром. Очень многое зависит от контекста, где они применяются. Предлагаю поговорить о закономерностях, связанных с профессиональными знаниями. А так как область деятельности носит определяющий характер их состава и качества, сразу оговорюсь, речь пойдёт про знания инженеров в системном интеграторе.

Лучший способ разобраться в чём-то – попытаться это что-то объяснить другому

Ситуация. Нужно в чём-то разобраться. Для инженера в интеграторе практика стандартная. Взял книжку, почитал, открыл профильный сайт, почитал, может быть, в форум заглянул. Вроде впитал все необходимые молекулы знаний. Собрал в голове пазл. Всё понял. А точно ли всё? И достаточно ли это для понимания картины Мира? Как проверить?

Первый вариант задавать себе разные вопросы. Тут главное до раздвоения личности не доиграться. Но не все это умеют делать. Лично я испытываю с этим трудности. Что ещё поможет? Пойти сдать тест (главное не крови, хотя это тоже периодически стоит делать). Не всегда применимо, точнее даже редко применимо. Есть ещё один вариант – попробовать рассказать кому-нибудь, например, коллеге о том, что только что-то познал. Данный способ действенный, так как если есть пробелы в знаниях по новой теме, в процессе рассказа они точно всплывут.

В рамках данной закономерности в своей компании мы практикуем проведение внутренних семинаров. Проповедование новых технологий в массы – это хорошо. Но ещё один жирный плюс – получение более глубоких знаний при подготовке к такому семинару. Понимание того, что тебе нужно будет рассказать о чём-то новом, ответить на вопросы, очень хорошо стимулирует процесс познания. Более того в процессе семинара докладчик может понять, что ещё ему стоит подтянуть.

Да, кстати ещё один вариант – подготовить статью на Хабр. Тут тоже придётся подразобраться в вопросе.

ИТ, как спорт, если перестаёшь тренироваться быстро теряешь форму

Мир ИТ трансформируется и видоизменяется с большой скоростью. Всё время появляется что-то новое. Новые технологии, протоколы, языки, оборудование. Ещё вчера я думал, что программно-определяемые сети (SDN) – это что-то заумное, придуманное назло Cisco (прим. мнение автора может не совпадать со мнением разработчиков SDN). А уже сегодня на рынке много решений, реализующих эту концепцию, причём такие решения есть и у Cisco. В ИТ отсидеться в сторонке не получиться. Если не следить за новыми тенденциями очень быстро вылетишь из большого спорта обоймы.

Единственное что ты можешь в этой ситуации делать – непрерывно изучать. Понятное дело, фанатизм тут не нужен (хотя здоровый фанатик – это скорее плюс). Но периодически необходимо вникать во что-то новое. Например, посещать конференции, слушать вебинары и прочее. Каждый выбирает тот способ получения знаний, который наиболее подходит именно ему (кто-то хорошо воспринимает текстовую информацию, кто-то звуковую, кому-то нужны картинки).

Знания имеют свойство вымываться. Быть на пике не просто

Если ты не пользуешься какими-то знаниями они забываются. Такова природа человеческого мозга. Поэтому мало того, что нужно в чём-то разобраться, необходимо прилагать усилия, чтобы это не забыть.

Как мне кажется, объём знаний можно охарактеризовать следующим рисунком.



В процессе изучения нового материала объём наших знаний начинает быстро расти, достигая некоторого пика. Пик знаний приходится на момент, когда мы для себя решаем, что всё познано и больше изучать предмет не нужно. Например, пик может совпасть со сдачей тестов для получения сертификата. После этого начинается вымывание знаний. Так как в процессе изучения мы поднабрали «лишнего», оно начинает уходить. Конечно же, «лишнее» не совсем и лишнее. Просто чтобы в чём-то разобраться, нам приходится изучать вопрос чуточку шире, чтобы получить полную картину. Но так как изначально стояла цель понять скелет и мозг фокусировался именно на этом, всё дополнительное быстро забывается. В конечном итоге мы спускаемся до нового базового уровня. При этом, если периодически не вспоминать как работает наш «скелет», мы в конечном итоге скатимся к начальному уровню.

Лично мне поддерживать новый базовый уровень помогает периодическая сдача сертификационных экзаменов. Часто сертификат имеет ограниченное время действия, например, 2 года. Для его продления требуется пересдача экзамена. Честная подготовка к экзамену позволяет вспомнить подзабытый материал. А это в свою очередь обеспечивает поддержание необходимого уровня знаний до наступления следующей даты продления сертификата.

Склероз в 30 лет?

imageСтоит отметить ещё одну локальную особенность указанной ранее закономерности. Думаю, все попадали в ситуацию, когда в какой-то момент времени детально разобрались с определённым вопросом. Но прошло время, и перед вами снова встал этот же вопрос. Тут с ужасом понимаешь, что у тебя склероз (хотя вроде, лет то ещё не много). Ты точно знаешь, что разбирался с этим вопросом, но что в итоге выяснил, не помнишь. Причём, хорошо, если ответ на вопрос содержится в каком-то одном источнике. Обычно, достаточно легко вспомнить, где ты это искал и быстро это просмотреть. Хуже, если ответ размазан по многим источникам и более того требуется, например, какое-то небольшое тестирование. Тут становится сложнее. Первый вариант – сходить к врачу и попросить таблетки от ИТ-склероза. Ой не придумали ещё, тогда придётся всё записывать. В данной ситуации может помочь ведение внутренней базы знаний, где можно будет быстро найти информацию о том, с чем уже приходилось сталкиваться.

То никому не было интересно, и тут вдруг всем это понадобилось

Периодически в процессе изучения новых вещей возникает интересная ситуация. Ты находишь какую-то новую для себя информацию, практически случайно. Причём сама по себе эта информация давно известная и не является каким-то ноу-хау. До этого тебя никто об этом не спрашивал или же просто не приходилось с этим сталкиваться в процессе работы. Поэтому ты с вопросом никогда не разбирался. Но тут тебе стало интересно (так сказать «just for fun»), и ты начал изучать предмет. Проходит неделя и неожиданно коллега или заказчик задаёт тебе вопрос именно по этой теме. Ты с блеском отвечаешь, растёшь в глазах заказчика или коллеги. Всё супер. Хотя про себя понимаешь, спроси меня об этом на неделю раньше, толком бы ничего и не ответил. Пришлось бы по-инженерски, вися на трубке, искать запрашиваемую информацию. В такой ситуации глубоко проработать вопрос вряд ли удастся. После этого проходит ещё какой-то кроткий период времени и тебя снова спрашивают по той же теме. И вот тут ты задаёшься вопросом. Совпадение, магия? То никому это не было интересно, а тут вдруг всех заинтересовало. Конечно же, многие остановятся на первом варианте, что это совпадение. Но само ощущение данной ситуации достаточно интересное. Сначала я думал, что такое происходит только со мной. Но потом выяснил, что такая же магия происходит периодически и с моими коллегами.

В заключение хотел бы отметить несколько обще известных рекомендаций, которые помогают нам работать со знаниями, причём без привязки к ИТ-отрасли:
  • Лучше всего мы познаём, когда у нас хорошее настроение.
  • Приобретать знания стоит тогда, когда наш мозг ещё свеж или наиболее активен, например, утром.
  • Не стоит очень долго, что-то изучать. Нужно обязательно делать перерывы. Мозг имеет свойство уставать.
  • Не стоит делать большие перерывы при изучении какого-то материала. Это может испортить восприятие целостности изучаемого предмета.

Уверен, каждый из вас добавит ещё в этот список далеко не одну рекомендацию по поводу работы со знаниями.
Tags:
Hubs:
+19
Comments18

Articles

Change theme settings

Information

Website
cbs.ru
Registered
Founded
1997
Employees
51–100 employees
Location
Россия