Pull to refresh
0
Дарудар
Сервис дарения вещей и услуг

Обращение к сообществу Хабра

Reading time10 min
Views38K
Приветствуем сообщество Хабрахабра!

Друзья, мы запустили кампанию народного финансирования Дару-дара! За 80 дней мы хотим собрать средства, которые позволят нам радикально улучшить и преобразить наш сервис. И сегодня мы просим сообщество Хабрахабра поддержать нашу краудфандинговую кампанию, помочь нам собрать нужную сумму.

В этой статье мы хотим рассказать о том, что Дару-дар представляет собой сейчас, каким путём мы пришли к нынешнему его состоянию, а также каким мы хотим видеть его ровно через год после того, как соберём необходимые средства.

image
Братья Максим karaboz и Антон brutto Каракуловы, основатели Дару-дара



О Дару-даре и том, как он родился


Дару-дар — это интернет-сервис, с помощью которого люди дарят друг другу свои вещи и услуги, не требуя чего-либо взамен.

Мы запустили наш сервис в конце 2008 года, вдохновлённые идеей того, что интернет позволяет создавать сервисы, с помощью которых люди могут сотрудничать там, где раньше это казалось невозможным. Мы подумали, что если люди уже научились с помощью интернета безвозмездно делиться друг с другом информацией, то точно так же они могут научиться делиться своими материальными ресурсами. Достаточно создать для этого подходящий инструмент. И мы создали Дару-дар.

И вот, спустя 4 года, Дару-дар — это довольно большое и активное сообщество, в котором более 150 тысяч участников из России, Украины, Беларуси и Казахстана. На сегодняшний день подарено почти 2 миллиона даров, а ежедневно их дарится более 2 тысяч.

image
География почтовых направлений Дару-дара и их интенсивность

Дару-дар смог зародиться и начать свой путь прежде всего потому, что сразу после его запуска откликнулись и стали присоединяться люди, разделяющие наши чаяния и готовые экспериментировать с новой социальной практикой, которую мы предложили. И одними из первых первопроходцев Дару-дара стали участники сообщества Хабрахабра!

И сегодня мы вновь обращаемся за поддержкой к вам. Просим вас стать меценатами Дару-дара, поддержать развитие сервиса суммой, которую вы сочтёте возможной для себя.




Чего мы достигли за 4 года


Дару-дар позволяет дарить людям, которых ты никогда до этого не видел. Какое-то время назад это казалось невозможным и непонятным. Мы все привыкли дарить лишь тем, кого лично знаем. Однако на Дару-даре нам удалось создать условия, при которых дарение незнакомым людям стало абсолютно реальным. В этом мы видим настоящую социальную инновацию нашего сервиса.

Достигается это в том числе благодаря тому, что в профиле каждого участника сохраняется история всех даров, которые он дарил, желал и за которые благодарил. Эта история позволяет дарителю познакомиться с каждым желающим и выбрать того, кто ему более симпатичен.

Также каждый участник сообщества может оставить отзыв о другом участнике. Так вокруг каждого профиля создаётся набор мнений. Эта публичная репутация помогает в том числе отгораживать потенциальных мошенников или неадекватных пользователей от других участников.

Нужные вещи можно искать с помощью классического поиска. А можно обнаруживать интересующие тебя дары через призму заранее настроенных фильтров. Дополнительно можно отслеживать дары через группы, участники которых коллективно отбирают дары по заданным тематикам. Ещё можно следить за дарами людей, добавленных в контакты.

Можно оставлять желания, которые Дару-дар показывает дарителям при публикации их даров, если обнаруживает сходство в описаниях дара и желания. Даритель может рекомендовать свой дар тем, чьи желания ему показаны, и эти желающие получат личное уведомление.

В течение четырёх лет мы, небольшая команда друзей-единомышленников, создавали и развивали сервис с огромной энергией и энтузиазмом. Но мы убедились, что одного энтузиазма недостаточно, чтобы реализовать задуманное. Мы понимаем, что тот Дару-дар, который есть сейчас — лишь упрощённая модель сервиса, который мы хотим сделать и который мы видим в будущем.

image
Логотип Дару-дара по случаю его четырёхлетия. Все праздничные дудлы 2012




С какими трудностями мы столкнулись


Нам повезло. На старте проекта был меценат, который поддерживал разработку сервиса в течение первых полутора лет. В течение этого времени мы заложили основы Дару-дара — создали его базовые функции и спроектировали начальный интерфейс.

Но с начала 2010 года мы оказываемся без средств, на которые рассчитывали, и без модели монетизации, выработку которой отложили до поры, когда разберёмся с основным продуктом. Вдруг становится нечем платить за хостинг и более того — неясно, как далее развивать сервис, ведь мы уже не можем содержать команду. Наилучшее решение, которое мы видим тогда — это попросить поддержки у нашего сообщества и открыть раздел регулярной помощи проекту.

Мы не знаем наверняка, какой размер помощи нас может ждать. Но после нескольких месяцев очевидно, что такая форма финансирования не поддерживает необходимый темп развития. В течение многих следующих месяцев мы пытаемся найти альтернативные источники финансирования, в том числе занимаемся сторонними проектами в надежде, что сможем благодаря им обеспечить Дару-дар.

К сожалению, план с внешними проектами сработал неэффективно. Это практически полностью отвлекло нас от разработки и улучшения нашего любимого сервиса. Новости в блоге разработчиков всё реже анонсировали улучшения и новые возможности. За полтора года, с начала 2010 и по середину 2011, из более менее значимого мы сделали только следующее:


За этот период наши ресурсы истощаются настолько, что мы принимаем коллективное решение, что каждый из нас находит себе стороннюю работу и по мере сил продолжает поддерживать и развивать проект. Благодаря тому, что мы сделали контекстную рекламу максимально агрессивной, у нас оказывается возможность оставить одного разработчика в Дару-даре на постоянной основе. Мы надеемся, что сил и энергии одного человека хватит, чтобы поддерживать сервис.

image
Почтовая открытка по случаю четырёхлетия Дару-дара. Все открытки 2012

Однако на практике выясняется, что сил одного человека хватает лишь на поддержку уже существующего сервиса, а какая-либо разработка или улучшения движутся крайне медленно и неэффективно. Ещё становится ясно, что человеку сложно заниматься сервисом и сообществом в одиночку, без постоянного общения с коллективом. Поэтому спустя полгода после роспуска команды, человек, оставшийся в Дару-даре, тоже вынужден уйти в другой проект. В какой-то момент ему на смену приходит другой, но и он не выдерживает более полугода. Из значимого мы за всё это время успели только:

Около года назад мы начали искать инвестора, но результата пока не достигли. С тех пор у нас появилось несколько дельных идей по монетизации сервиса, но для их воплощения требуется сосредоточенная командная работа. Сейчас Дару-дар получает деньги из двух источников: контекстной рекламы и меценатских взносов участников сообщества. Это около 70 тысяч рублей в месяц. Но чтобы развивать Дару-дар, нам ежемесячно нужно порядка 300 тысяч рублей.

image
Диаграмма меценатской помощи за февраль 2012

Мы оказались в тупике — идут месяцы, а сервис стоит на месте, равно как и сообщество, которым необходимо заниматься, чтобы оно не костенело и оставалось живым и динамичным.

Примерно полгода назад мы увлеклись идеей краудфандинга, который стал невероятно популярен за рубежом за последнее время. Также нас вдохновил опыт Википедии, которая ежегодно проводит кампании народного финансирования и собирает 70% от суммы, необходимой для поддержки и развития сервиса в течение целого года.

Мы подумали, что Дару-дар по своей природе близок Википедии. В Википедии люди дарят знания, а на Дару-даре люди безвозмездно дарят услуги и вещи. Опыт Википедии показывает, что нам проще и эффективнее объединиться раз в год, чтобы собрать нужную сумму, нежели заниматься этим регулярно и разрозненно в течение всего года. И вот, мы решили рискнуть и привлечь нужные средства именно таким образом.




Чего мы хотим достичь через год


Есть три направления, которыми мы хотим заняться в Дару-даре в будущем году:


Удобство (дизайн и проектирование)

Мы хотим, чтобы Дару-дар стал проще и доступнее.

Требуется основательная переработка интерфейса с учётом замечаний пользователей и наших собственных наблюдений, чтобы сделать яснее основную механику сервиса, упростить и ускорить реализацию основных сценариев дарения: от публикации дара до выбора одариваемого, обещания и передачи дара — с одной стороны, и от поиска и обнаружения необходимого дара до его желания и получения — с другой.

Мы хотим фундаментально пересмотреть принципы взаимодействия человека с сервисом. Чтобы человек мог меньше времени тратить на ручное обнаружение нужного, а мог бы больше озвучивать свои конкретные желания и откликаться на желания других. Т.е. чтобы ты мог просто один раз поискать нужную тебе вещь или услугу, и если она сразу не найдётся — забыть на время о Дару-даре вообще. А сервис сам найдёт человека, который будет готов подарить тебе то, что нужно, пусть он даже сам раньше не думал предложить это в дар. Т.е. мы хотим применить на Дару-даре концепцию социального поиска.

Мы хотим сделать качественный скачок в снижении уровня шума «ненужных» даров, который индивидуален для каждого сообщника. Для этого мы хотим перестроить принципы циркуляции информации в сообществе. Например, дары будут распределяться по темам, соответствующим нынешним «ключевым словам», и эти темы будут редактироваться коллективно — их вручную будут наполнять тысячи других людей. Ты сможешь подписываться на темы, которые тебя интересуют, а не настраивать фильтры, которые находят всё, что содержит указанное тобой слово. Другими словами, мы хотим реализовать свою версию графа интересов, причём задача усложнена тем, что большинство желаний краткосрочны и регулярно сменяют друг друга — в отличие от увлечений или хобби.

image
Шкаф почтальона Дару-дара с общими посылками

Мы хотим создать полноценный инструмент для добровольных почтальонов — людей, которые дарят свою услугу по перемещению даров между городами. Почтальонство должно стать более доступным — чтобы участвовать в этом мог любой человек, когда у него есть такая возможность, и менее жертвенным — чтобы почтальон в большей степени дарил свою услугу, нежели выполнял общественные работы. С новым инструментом дары будут отправляться не бесформенной массой в общих посылках, а как конкретные дары между конкретными людьми. История почтальонства будет накапливаться, станет видно, какие именно дары данный человек помог переправить. Наконец-то почтальона можно будет поблагодарить! Мы ожидаем, что новый инструментарий поможет значительно увеличить поток даров между городами и сократить время их передачи.

Помимо глобальных изменений, мы будем заниматься улучшениями и исправлениями того, что есть уже сейчас: увеличение прозрачности и наглядности профиля, разделение лент даров на глобальные/групповые/индивидуальные, упрощение формы публикации дара, возможность объединения однотипных даров в серии, рекомендация даров друг другу, возможность модерировать участников групп и их активность, упрощение работы с большим количеством одариваемых, создание ролей хранителей и распорядителей даров, более прозрачная работа с инструментами самоорганизации, частичная блокировка возможностей пользователя.

image
Встреча дарителя и одариваемого. Москва, Трубная площадь, 2012. Фотограф: Дарья Каракулова


Устойчивость (рефакторинг и масштабирование)

Мы хотим, чтобы Дару-дар стал стабильнее.

Для этого требуется модернизация внутренней архитектуры с полноценным выделением и атомизацией внутренних сервисов. Нам нужно создать прогнозируемую масштабируемую платформу, устойчивую к случайным сбоям.

В первую очередь, выделить сервис, обслуживающий медиа файлы (иллюстрации к дарам и благодарностям). Это позволит полностью выделить уровень приложения, сделав его независимым и легко масштабируемым. Для пользователя работа с загрузкой изображений станет приятной и безболезненной: ему перестанут досаждать внезапные сбои, периодически происходящие из-за закончившегося пространства на жестких дисках, для добавления которого требуется остановка всего сервиса.

Затем модернизировать систему хранения данных и интерфейсы работы с ними. Подготовить их к разделению, вынести часть вычисляемых данных в noSQL хранилища для ускорения доступа к ним. Сделать возможным масштабирование этого уровня путём простого добавления новых баз, таблиц, коллекций — без того, чтобы дополнительно вмешиваться в логику приложения и периодически останавливать сервис для увеличения вычислительной мощности серверов, которые обслуживают этот уровень. Это позволит ускорить запись и чтение данных, и как следствие ускорит отклик приложения. Избавит от ошибок и пауз, связанных с недоступностью ресурса хранилища данных в моменты пиковых нагрузок.

image
Непредвиденная ситуация 26 октября 2009 года

Также крайне необходимо реорганизовать логику приложения, связанную c асинхронным выполнением некоторых задач. Это нужно для лёгкого масштабирования при пиковых нагрузках на внутренние сервисы — чтобы обеспечить их непрерывную доступность при обработке любой пользовательской активности и значительно сократить время отклика приложения в такие моменты. Например, загрузка изображений, с последующим созданием миниатюр, отправка электронных писем-уведомлений, учет активности пользователей, своевременное индексирование публикуемых даров для поисковой выдачи, обработка голосований и рекомендаций и т. п. Введение очередей позволит решить подобные вопросы и сделать Дару-дар более живым и быстрым.


Доступность (API и мобильные приложения)

Мы хотим, чтобы Дару-дар стал существенно ближе.

Дару-дар должен выйти за пределы браузера и войти в повседневную жизнь. Чтобы совершить этот прорыв, нам нужно сделать механизмы сервиса доступными сторонним разработчикам — открыть API и постепенно наращивать его возможности. Это позволит каждому создавать собственные сервисы с похожей механикой, делать локальные или нишевые «дару-дары», встраивать их в свои сообщества.

Более того, на базе этого API мы хотим создать удобные мобильные приложения, которыми люди смогут пользоваться, невзирая на то, где они сейчас находятся, чем занимаются, какие устройства используют.

Эти приложения, в первую очередь, должны будут облегчить момент передачи даров между дарителем и одариваемым, предоставить им быстрый доступ к контактной информации друг о друге, а так же напоминать о предстоящих встречах или общих посылках. Они упростят публикацию даров, сделают оцифровку вещей, которые человек хотел бы подарить, лёгким процессом. Они также позволят участнику оперативно получать информацию о событиях, связанных с дарами, которые он дарит, желает или обещает. Такие приложения сделают Дару-дар частью нашей повседневной жизни.




К чему ещё мы стремимся


Мы стремимся к тому, чтобы Дару-дар был полезен не только непосредственным участникам сервиса, но и приносил пользу более широкому сообществу.

Технологиями социального взаимодействия, которые мы открываем и опробуем в Дару-даре, мы будем делиться со всеми командами, которые тоже создают новые инструменты сотрудничества. Так, например, некоторое время назад мы создали Лабораторию социального проектирования, с помощью которой мы хотим организовать более тесное взаимодействие и обмен опытом между социальными сервисами.

image
Активисты Дару-дара. Трубная площадь, 2012. Фотограф: Дарья Каракулова

Краудфандинг по-русски


Краудфандинг — новая социальная практика в русскоязычном пространстве, которую мы сами формируем прямо сейчас. Этот способ финансирования представляется нам интересной альтернативой тем способам, что распространены сейчас повсеместно. Нам очень любопытно исследовать эту малоизученную территорию и затем поделиться приобретённым опытом с другими. Мы приглашаем вас поддержать Дару-дар и пройти этот путь вместе!

Мы выбрали для своей кампании краудфандинговый сервис С миру по нитке, потому что увидели в его команде настойчивое желание и смелость творить новую социальную практику народного финансирования. И мы хотим помочь им в этом, привнести свой опыт и энергию в создание такого сервиса, с помощью которого русскоязычные люди тоже научатся быть меценатами проектов, создающих будущее. Поддержите нас!
Tags:
Hubs:
+34
Comments54

Articles

Information

Website
darudar.org
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Representative
Максим Каракулов