Pull to refresh

Методы оценки стартапа

Reading time 4 min
Views 29K
Стартапы — тренд популярный не только в IT-среде… Уже более 10 лет наблюдается бум стартапов, не снижающийся, не смотря на рискованность этого вида инвестиций.
Авторы проектов, впрочем, как и ряд инвесторов, порой не обладают элементарными экономическими и управленческими знаниями, отсутствие которых мешает нормальному диалогу Стартапер — Инвестор.
Мы бы хотели поделится нашим опытом инвестирования и менторства стартапов в серии аналитических статей, призванных помочь в оценке экономического потенциала стартапа, а также его целевой аудитории.
Серия статей — необычный опыт коллективной работы людей, знакомых заочно, но заинтересованных данной темой.
Данная статья является лишь малой частью того, что нужно знать стартаперу о финансовой оценке своего стартапа.

Для чего нужна оценка стартапа.

Вопрос денежной оценки стартапа волнует обе стороны процесса венчурного финансирования. Автору проекта, равно, как и инвестору, важно оценить текущую стоимость проекта и его ожидаемую рыночную цену и капитализацию проекта.
Стоимость самой идеи (если она не является оформленной интеллектуальной собственностью в виде патента, авторского свидетельства, лицензии и т.д.) принимается равной нулю. Оценке подлежит только творческий потенциал автора/команды и предпринимательская инициатива.
Авторам и инвесторам важнее оценить промежуточную (на стадиях подключения к проекту следующей ступени инвестирования) и конечную стоимость проекта, то есть при выходе из проекта инвесторов текущей стадии и входе инвесторов следующей.
Об этом и написана данная заметка.

Методы оценки традиционного бизнеса.

Рыночный подход (market approach) — (стандарт BSV-VI )
Общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными уже проданными капиталовложениями.

Доходный подход (income approach) — (BSV-VII )
Общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.

Подход на основе активов (asset based approach) — (BSV-IV )
Общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств.

К сожалению, ни один из этих подходов не дает объективную оценку эффективности инвестиций в стартапы. Принципиальное отличие стабильного бизнеса от стартапа, в том, что в то время, как доходность стабильного бизнеса стремится к конечной доходности, доходность стартапа стремится к величинам фантастическим для стабильного бизнеса. При оценке стартапа принципиальным моментом является не оценка текущего финансового состояния проекта, а оценка его будущего состояния, на следующем этапе, с учетом рисков развития проекта.

Оценка стартапа с точки зрения венчурного инвестора.

На стадии зарождения стартапа, т.е. на стадии идеи (Pree-seed) наиболее адекватная оценка текущей стоимости рассчитывается по восстановительному методу.

Обоснование высокой нормы прибыли венчурного инвестирования в стартапы
Задача любой инвестиционной деятельности — получение дохода на вложенные деньги. В принципе, деньгам все равно где работать (для кого-то действует принцип «Деньги не пахнут», для кого-то важны моральные аспекты извлечения прибыли — сути это не меняет). Деньгам важно получать доход. Естественно, любой инвестор хочет получить доходность на свои вложенные средства не ниже, чем обычно.
Что такое «обычно»? Это ставка мало рискованного вложения денег: Банковские депозиты, облигации «голубых фишек и т.д. (Заметьте — мы не рассматриваем условно безрисковые инвестиции — гос.бумаги, и т.д.)
Любое повышение доходности сопровождается повышением риска инвестиций. Здесь нет линейной зависимости, что и привлекает инвесторов в область рискованных (венчурных) инвестиций. Обычный консервативный доход для России в настоящее время дает до 10% годовых. (Для Европы — пока 3%). Если принять устоявшуюся статистику успешности стартапов — 10% от стартовавших, учесть плату за риск, долю инвестора в проекте и принять средний срок выхода стартапа на следующую ступень финансирования в 3 года, мы получим желаемую доходность инвестиций — 200 — 500%% годовых, что означает ожидаемый рост стоимости проекта в 6 — 15 раз.

Пример расчета: Консервативная ставка (10%)* Плата за риск (30%)* Процент успеха (10%) / Доля инвестора (50%) = ((1+0,1)*(1+0,3)*(1+0,1))*100/0,5= 315 %

Основные факторы, определяющие привлекательность стартапа для инвестора.
При принятии решения об участии в проекте инвестор оценивает его по следующим параметрам:
  1. Разумность и востребованность проекта, его ЦА (целевая аудитория)
  2. Риски проекта, возможность их минимизации
  3. Возможность контроля за ходом проекта
  4. Предполагаемая норма прибыли проекта
  5. Глубина анализа прогнозов по финансовым и маркетинговым параметрам проекта
  6. Стабильность роста области бизнеса, на которую нацелен проект
  7. Возможность выхода из проекта (ликвидность успешного проекта, минимизация убытков в случае провала)

Глубина проработки и точность ответов на приведенные вопросы сильно зависит от стадии, на которой находится проект. Очевидно, что проект на стадии идеи не может похвастаться глубиной анализа рынка, и так же очевидно, что проект на стадии роста обязан сопровождаться вменяемым БП (Бизнес-Планом).

Продолжение следует

Предположим, Вы уже выяснили что привлекает инвестора в стартапе.
Далее Вам потребуется:
  1. определить стадию стартапа
  2. расчитать финансовую привлекательность различными методами
  3. составить портрет целевой аудитории
  4. и многое другое

К этим вопросам мы перейдем в ближайшее время в продолжении статьи. Во второй части статьи будут описаны методы оценки: «Метод Брукса», «Метод нормы прибыли», «Метод оценки по мультипликаторам» и т.д.

Помните, чем раньше Вы оцените финансовую привлекательность своего стартапа, тем эффективней будет ваше общение с инвестором!

Автор: Черняк Дмитрий (бизнес-ангел, info@findstartup.ru)
Соавторы:
  1. Бобков Роман (инвестор, rbobkov@gmail.com)
  2. Журавлев Иван (бизнес-ангел, info@findstartup.ru)
  3. Ратунин Олег (создатель проекта www.napartner.ru, okolovas1@gmail.com)


P. S. Продолжение серии «Методы оценки стартапа. Продолжение», «Время выхода стартапа на рынок»
Tags:
Hubs:
+3
Comments 6
Comments Comments 6

Articles

Information

Website
www.findstartup.ru
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия