Pull to refresh

Обзор литературы прочитанной за два года

Reading time19 min
Views55K
Привет Хабра! Когда я только начинал заниматься веб-разработкой, то даже не мог представить, сколько литературы нужно прочесть и какой объем знаний получить, чтобы стать нормальным специалистом. Кроме того, сфера постоянно меняется, и знания устаревают.

Для меня проблема заключалась в том, что я не люблю читать и чтение расцениваю исключительно как неизбежную работу, которую необходимо проделать, чтобы добыть материал из печатного вида. Но так получилось, что для повышения своей квалификации читать приходится. Я установил для себя норму — одна книга в месяц. С одной стороны, это мало, с другой, — много (если действительно придерживаться плана). Ну и раз уж мне приходится читать в принудительном порядке, это должно давать какую-либо выгоду. Каждая книга — это мучение, и я не вижу смысла тратить время на литературу, которая мне ничего не даст после. Поэтому каждый раз, попадая в книжный и держа в руках очередную книгу, я задаю себе вопрос: «А зачем?! Какой толк от этих кусков бумаги?! Что я вообще тут делаю?!». Чтобы вы не тратили время на книги, которые мне кажутся бесполезными, я решил написать небольшой обзор прочитанной за два года литературы и прочих найденных источников знаний. Весь материал ниже так или иначе связан с веб-разработкой и различными её аспектами. Ниже описаны только те книги, которые я прочитал. Те книги, которые «не осилил»/не дочитал (например, про NodeJS и пару фреймворков) не привожу.

Критерии оценки книг:

  • Количество кода. Чем больше кода в книге, тем она хуже. Это значит, что автор приводит бессмысленные листинги программ вместо того, чтобы описать словами алгоритм работы.
  • Толщина книги. Чем толще книга, тем хуже. Скорее всего, её будет трудно дочитать до конца. Почему она стала толстой?
    • Потому что там много воды.
    • Потому что автор не умеет излагать свои мысли коротко и четко.
    • Потому что автор работает в каком-либо университете, так что писать тонкую книгу — не серьёзно: коллеги с кафедры будут смеяться, поэтому он раздувает ещё бессмысленными вставками.
  • Иллюстрации. Чем меньше иллюстраций, тем книга хуже. Одна и та же информация, представленная в графическом и текстовом виде, легче воспринимается в графическом. Так же играет роль глубина переработки информации. Текст с иллюстрацией воспринимается лучше, чем текст без иллюстрации. Наличие качественных иллюстраций показывает, что автор работал над книгой «с душой».
  • Дизайн и верстка. Хороший дизайн ускоряет чтение и позволяет лучше усваивать информацию. В этот пункт входит соблюдение правил типографики, верстки и структурирования информации.
  • Хорошая книга легко читается: глаза не должны уставать, а страницы должны быть приятными на ощупь (в этом плане глянцевые издания для дизайнеров, конечно, вне конкуренции). Качественный дизайн, опять же, показывает, что над книгой работали «с душой».
  • Идеи, а не методы. Хорошая книга должна учить тому, что не устареет в ближайшие несколько лет, а то и больше. Для всего остального подходят статьи в соответствующих изданиях. Зачем платить 1000 руб. за книгу об API очередного модного фреймворка, о котором все забудут через полгода? Лучше почитать об идеях, которые воплотили авторы в фреймворке, о том чего они хотели, как этого добивались, к чему пришли. Как проектировали архитектуру и почему именно так.

Начнем с основных представителей жанра.

JavaScript: Подробное руководство

(JavaScript: Definitive Guide. David Flanagan)


Итого: 982 страниц / средний дизайн

Очень толстая книга, в которой описано что, как и почему работает. Читать её, возможно, нет смысла, т.к. появилась альтернатива от Ильи Кантора.

Современный учебник JavaScript

Сайт: JavaScript.ru


Собственно, альтернатива Девиду Фланагану. Написано все и обо всем. Читается в два/три этапа — первый раз ты понимаешь основы JavaScript, а второй раз осознаешь все его тонкости. Честно говоря, так часто обращаюсь к справочной информации на этом сайте, что даже не представляю интернет до него.

Далее ряд книг, которые читали все JavaScript-разработчики. Книги нужно читать не потому, что в них конкретные мысли, а потому, что они учат, как надо писать на JavaScript`е. В них рассмотрены паттерны проектирования и объясняется суть различных библиотек. Именно эти книги учат думать, как веб-разработчик. Я не могу сказать, что это отличные книги, в основном они скорее хорошие, но все они обязательны к прочтению.

Веб-приложения на JavaScript

(JavaScript Web Applications. Alex MacCaw)


Основные мысли:
  • Бейте все на модули и инкапсулируйте (function() {… })();
  • Чтобы сделать цепочку вызовов, возвращайте объект, с которым работаете
  • Используйте библиотеки

Итого: 1000 руб. / 300 страниц / средний дизайн / нормальная книга

Повсюду в содержании написано слово MVC, хотя книга скорее о модулях и модульном подходе. Много написано про события, но скорее справочной информации. Много отсылок к jQuery, да и вообще автор поверхностно пробегает по разным библиотекам, объясняя, как они появились и зачем были нужны. В конце книги идет приложение, в котором, например, есть справочник по CSS3. Складывается ощущение, что автор стремился добить книгу текстом до нужного объема.

JavaScript. Шаблоны

(JavaScript Patterns. Stoyan Stefanov)


Итого: 900 руб. / 200 страниц / средний дизайн / нормальная книга

Книга целиком и полностью об ООП в JavaScript`е. Ну и конечно есть такие темы, как: каррирование, фасад, прокси-объект, стратегия, декоратор, итератор и т.п. Книга вряд ли когда-либо устареет, т.к. основана на алгоритмах, а они не меняются. Из минусов — это опыт читателей. Многие приемы, описанные в книге, на практике появляются только в сложных проектах. Для того, чтобы сделать визитку для ООО «Рога и копыта», такие знания конечно не нужны.

Ну и просто список того, что выглядело более-менее хорошо на общем фоне книг, на книжной полке в магазине.

Читаемый код или Программирование как искусство

(The Art of Readable Code (Theory in Practice). Dustin Boswell, Trevor Foucher)


Основные мысли:
  • Одна функция — одна задача
  • Полные имена переменных
  • Разбивайте длинные выражения на короткие
  • Выделяйте блоки кода

Итого: 500 руб. / 200 страниц / средний дизайн / остался доволен

Ну, тут многие скажут, что книжка совсем уже для тех, кто только начинает программировать. Не соглашусь. Конечно, любители Java выберут «Чистый код. Создание, анализ и рефакторинг» (Мартин Р.), а вот веб-разработчики часто не следуют даже базовым принципам. Например, постоянные сокращения btn вместо button и подобные. Да и статьи в стиле Армина Ронахера «Хватит быть милым и умным» (Stop Being Cute and Clever, http://habrahabr.ru/post/205616/) не появлялись бы. Одним из самых запоминающихся для меня примеров из книги, был пример сокращения вложенности:
function(name, age) {
	if(!name || !age) return false;
	...
}
Вместо:
function(name, age) {
	if(name && age) {
		...
	}
}

Уж очень часто у любителей jQuery вложенность сильно возрастает. Да и факт появления библиотеки «Q» для NodeJS (https://github.com/kriskowal/q) для меня является скорее отрицательным показателем. Почему? Если у вас одна функция выполняет одну задачу, факт появления многократной вложенности маловероятен.

JavaScript сильные стороны

(JavaScript: The Good Parts. Douglas Crockford)


Итого: 250 руб. / 250 страниц / средний дизайн / отличный справочник

Многие ведутся на название книги «сильные стороны», хотя в самой книге этих самых сильных сторон нет.

По сути это некий справочник, в котором более-менее коротко описаны большинство объектов JavaScript`а.

Такой справочник хорошо пролистать перед собеседованием или чтобы вспомнить редко используемые методы. А так, Илья Кантор вам в помощь.

CSS3. Руководство разработчика

(The Book of CSS3: A Developer's Guide to the Future of Web Design. Peter Gasston)


Итого: 500 руб. / 170 страниц / средний дизайн / нормальный справочник

Книгу дали на конференции. Сначала думал — очередная подборка копирайта, но, как оказалось, это вполне нормальный справочник. Все примеры проиллюстрированы, автор пишет коротко и по делу, воды нет. Очень напоминает книгу «JavaScript сильные стороны», только по части CSS3.

Ошибки веб-дизайна или как их устранить до того, как вы лишитесь посетителей

(Defensive Design for the Web. Matthew Linderman, Jason Fried).


Основные мысли:
  • Сообщение об ошибке должно быть заметно
    • Используйте цвет, условные значки и текст, чтобы ясно обозначить проблемное место
    • Всегда обозначайте ошибки одним и тем же способом
  • Сообщение об ошибке должно быть понятным
    • Не используйте язык, который не понятен вашим клиентам
    • Текст должен быть коротким и понятным
    • Извинительный тон
  • Работа с формой:
    • Выделяйте обязательные и дополнительные поля
    • Принимайте ввод во всех распространенных форматах
    • Давайте примеры ввода, списки, подсказки
    • Ясно устанавливайте ограничение на количество символов
    • Если клиенту не доступны некоторые варианты — не предлагайте их
    • Проверяйте ввод как можно быстрее
    • Уберите кнопку «Очистить» и делайте недоступной после нажатия кнопку «Отправить»
    • Сохраняйте информацию
  • Работа со страницей 404
  • Перенаправляйте частично неверные URL
  • Предложите альтернативную версию информации и сведения об обновлении для старых браузеров
  • Отвечайте на вопросы на той же странице
  • Создайте раздел «Помощь»
  • Предусмотрите несколько вариантов поддержки
  • Отвечайте на e-mail быстро и информативно
  • Уберите ненужную рекламу
  • Лучше быстро, чем красиво
  • Не заставляйте регистрироваться
  • Уберите лишнюю навигацию
  • Помощь при поиске:
    • Четко объясняйте, почему при поиске не найдены результаты или показаны неточные совпадения
    • Предугадывайте типичные ошибки и показывайте подходящий результат
    • Дайте возможность отфильтровать результаты
    • Посоветуйте, как улучшить результаты поиска
  • Если продукт будет доступен позже, объясните когда
  • Предлагайте уведомление по e-mail
  • Анализируйте логи сервера
  • Изучайте обращения в тех. поддержку
  • Анализируйте конкурентов

Итого: 170 руб. / 200 страниц / дешевый дизайн / отличная книга

С первого взгляда книга не внушала доверия, но я остался очень доволен. Нет воды. На каждый совет по три-четыре хороших и плохих примера. Все примеры со скриншотами и коротким описанием. Основная мысль — «безопасный дизайн». Учит предупреждать ошибки пользователей. Можно использовать как чеклист перед сдачей сайта. Даже несмотря на то, что все советы довольно избиты, тем не менее, большинство программистов им не следует. В книге чувствуется взгляд не со стороны программиста, а со стороны специалиста по решению конфликтных ситуаций.

Веб дизайн

(Designing Web Usability: The Practice of Simplicity. Jakob Nielsen)


Итого: цену не знаю / 500 страниц / средний дизайн / бессмысленно

С одной стороны, содержание книги в целом уже не актуально, с другой — в тексте в основном вода. Возможно, совсем зеленым студентам следует бегло пробежаться по разделам. Как и в любой «книге про web» расписаны интуитивно понятные вещи:
  • Лучшие сайты — быстрые
  • Тексты: краткость, грамотность, четкость и т.п.
  • Делайте нормальное меню
  • Делайте нормальные URL
  • Тестируйте на ошибки
  • Используйте alt для изображений

Даже несмотря на то, что это сам Якоб Нильсен, — рекомендовать не буду.

На работе мне постоянно делали замечания об отсутствии «чувства прекрасного», поэтому решил пройтись по дизайну:

Универсальные принципы дизайна.

(Universal Principles of Design. W. Lidwell, K. Holden and J. Butler)


Основные мысли:
  • Высокий процент результатов в любой крупной системе зависит от низкого процента переменных
  • Объекты и среды следует разрабатывать таким образом, чтобы максимальное количество людей могли использовать их без модификации
  • Привлекательные с точки зрения эстетики разработки кажутся проще в использовании, чем непривлекательные
  • Внешний вид объекта должен подсказывать способ его использования
  • Люди находят более привлекательными формы, которые напоминают человека или обладают антропоморфными характеристиками
  • Выравнивать объекты следует по центру масс
  • Богатая пейзажами окружающая среда снижает стресс, улучшает сосредоточенность и концентрацию
  • Использование блоков информации
  • Цветовая схема Иттена
  • Предотвращение непреднамеренных действий путем их предварительной верификации
  • Система удобнее для использования, когда одинаковые элементы представлены одинаковым образом
  • Метод установления границ для операций, которые можно производить над системой
  • Тенденция отдавать предпочтение объектам с плавными контурами, а не с острыми углами или заостренными элементами
  • Уровень контроля, обеспечиваемый системой, должен соответствовать навыкам и умением её пользователя (expert / normal mode)
  • Глубина переработки информации
  • Проектирование, основанное на нахождении консенсуса
  • Следы использования или износа указывают на методы взаимодействия с объектом или окружающей средой, которые предпочитает пользователь
  • Всегда должна быть точка входа
  • Аварии — следствие ошибок в конструкции. Действие и бездействие, приводящие к непредумышленному результату.
  • Использование элементов в большем количестве, чем необходимо, с целью компенсировать влияние неизвестных переменных и предотвратить сбой системы
  • Отношение фигура/фон
  • Время, необходимое для наведения указателя на цель, является функцией размера цели и расстояния до нее (закон Фиттса)
  • По мере увеличения гибкости системы, её практичность снижается
  • Упорядоченная последовательность реакции людей на острый стресс
  • Качество выходных данных системы зависит от качества входных данных
  • Диаграмма Гутенберга (движение глаз по странице)
  • Время, необходимое для принятия решений, возрастает с увеличением количества альтернатив (закон Хика)
  • Не стоит заполнять пустые места из-за страха пустоты. Минимализм в дизайне.
  • Используйте пиктограммы в интерфейсе для лучшего распознания и вспоминания
  • Эффекты замедления обработки информации из-за конфликта психологических процессов.
  • Метод подачи информации в порядке снижения её важности.
  • Модульный принцип управления сложной системой.
  • Средство прогнозируемого изменения поведения без ограничения вариантов или значительного изменения стимулов.
  • Картинки запоминаются лучше, чем слова.
  • Сигнальный шум. Отношение релевантной информации к нерелевантной, выводимой на дисплей.
  • Одинаковые элементы воспринимаются как более связанные между собой.
  • Система становится удобнее в эксплуатации, когда её назначение и методы использования четко различимы.
  • Использование слабого элемента, который выходит из строя, чтобы защитить другие элементы от аварии.
  • и т.п.

Итого: 1 200 руб. / 250 страниц / отличный дизайн / отличная книга

Сначала смутила цена, но после прочтения готов был отдать в три раза больше. В книге нет воды. Каждый принцип описан очень кратко, ясно и точно. Всегда с примерами и ссылками на работы других авторов в этой области. Каждый совет оканчивается отсылкой к другой книге или серии книг, в которых конкретная тема раскрыта более широко. Советы покрывают множество направлений дизайна — от проектирования интерфейсов до правил типографики.

Графический дизайн от идеи до воплощения

(Graphic Design Thinking (Design Briefs). Ellen Lupton, Jennifer Cole Phillips)


Основные мысли:
  • Рисуйте ассоциативные карты ваших идей
  • Проводите интервью с клиентами, возможно, им нужно совсем другое

Книга, по сути, представляет собой сборник копирайта на тему «Как определить задачу» и «Откуда брать идеи». Много слов, картинок и банальных штампов. Её интересно пролистать, но остаточных знаний она не несет. Когда её покупал, повелся на раздел «Исследование места». В нем шла речь о расстановке рекламных щитов и информационных указателей в различных сооружениях. Эта тема была мне интересна ещё с момента обучения на PR`е, но книги по теме не попадались. Впрочем, и тут нельзя сказать, что автор раскрыл эту тему. Скорее слегка приподнял завесу.

Итого:800 руб. / 200 страниц / отличный дизайн / покупать не советую

Кажется, в этой книге попалась ещё одна интересная мысль — нужно слегка интересоваться всем подряд в самых различных областях, чтобы можно было заимствовать идеи из чужой области. То есть, если идеи кончились, стоит заняться совсем другим направлением деятельности и, может быть, у вас появятся новые идеи.

Школа графического дизайна. Принципы и практика графического дизайна.

(Graphic Design School: The Principles and Practices of Graphic Design. David Dabner)


Основные мысли:
  • Разбор шрифтов
  • Разбор цветов и оттенков (цветовую схему Иттена автор пропустил)
  • Блоку текста можно придавать различную форму и использовать сам текст как украшение страницы

Итого: 750 руб. / 200 страниц / отличный дизайн / средне, много воды

Довольно странная книга. Вроде и написано много, но остаточных знаний снова мало. Можно было бы отнести её к очередному банальному копирайту, но книгу вытягивает раздел о шрифтах и способах верстки страницы, используя сам текст как украшение. В любом случае, своих денег она не стоит. А про шрифты — лучше почитать у Иннокентия Келейникова в книге «Дизайн книги: от слов к делу».

Книги «Универсальные принципы дизайна» и «Ошибки веб-дизайна» помогают осознать, как надо проектировать систему так, чтобы люди совершали как можно меньше ошибок в ней, а также как свести к минимуму негативные последствия ошибок, если они все-таки произошли.

Под впечатлением этих книг решил покрыть полученные знания учебными курсами на тему дизайна. Нормальные курсы стоили не менее 30 000 руб. и по времени растягивались на полгода. Решил сэкономить (и пожалел). Выбрал два учебных центра, стоимостью в среднем 9 000 руб. за курс длинною в 1.5 месяца.

Графический дизайн



Чему учат: Corel, Photoshop

Что узнал:
  • RGBA, CMYK — в чем разница и как появились
  • Какие проблемы могут возникнуть в печати
  • Как градиентами создать объем и эффект стекла
  • Как создать объем через размытие и прозрачность
  • Как вырезать сложный объект
  • Как «добавить уют» и т.п.

При чем тут дизайн? Не знаю. Преподаватели просто показывают, как нажимать на кнопки. Хотя были и положительные моменты. На курсе Corel разобрали цвета и предпечатную подготовку. Это гораздо шире статей в интернете, которые читал до этого. На курсе Photoshop было много чего, но в памяти осталось разложение цветов по каналам (RGBA) и польза от цветокоррекции. Показали, как добавить «+20% тепла и уюта» и «+17% к объему и глубине снимка». В целом оно того стоило. Да и на собеседованиях часто встречаются вопросы про PNG, которые требуют знаний чуть больше, чем «нарезать макет».

Курс академического рисунка и живописи (рисование карандашом)



Что узнал:
  • Толщина линии с одной стороны рисунка должна быть меньше, это придаст иллюзию падения света

Фотошоп фотошопом, а рисовать надо учиться. Поэтому посчитал, что курсы рисования прокачают это умение. А по факту оно того не стоило. Минус 9 000 руб. и время. Мне кажется, тут была проблема в преподавателе. Курсы были очень похожи на школьное ИЗО. Ты приходишь, рисуешь куб два часа, и в голове остается только один вопрос: «И чё?!». Никаких методик и техник, никаких объяснений, только постоянное рисование квадратов, кружков и натюрмортов. Остаточных знаний ноль. Поэтому, если пойдете на рисунок карандашом, спросите про учебный план и какие остаточные знания у вас будут.

Но вернемся к программированию.

Когда начинал писать игры на JavaScript, спросил у коллег, что они могут посоветовать. Посоветовали следующую книгу:

Секреты разработки игр на macromedia Flash MX

(Flash MX 2004 Game Design. Jobe Makar)


Итого: 250 руб. / 600 страниц / плохой дизайн / одна из лучших прочитанных мною книг

Сначала отпугивала фраза macromedia Flash MX в названии книги, но я ошибся. Основные мысли выделить не могу, т.к. книга построена скорее как учебник. Вся книга является одной сплошной мыслью. Автор рассказывает о различных игровых жанрах, объясняет, зачем нужна тригонометрия и как обсчитывается физика столкновений. Пробегает по методам оптимизации, показывает, как использовать «сетку» для упрощения физических расчетов, перечисляет виды AI и рассказывает об алгоритме поиска пути. Автор также описывает этапы проектирования игры, улучшения графики, принципы создания изометрических миров, наложения и роли звука в играх. В общем, книга расширяет сознание и заставляет смотреть на игры по-другому. В отличие от других авторов (например, Рафаэло Чекко), Джоб Макар практически не пишет код в книге. Иногда, конечно, пишет, но мало. Джоб объясняет, как и зачем, смотрит в суть, а как вы это реализуете в коде — выходит за рамки книги. Секреты разработки игр — это одна из тех книг, которые больше по алгоритмам и идеям, чем по коду.

Когда искал информацию о книге, наткнулся на такую статью http://www.8bitrocket.com/tag/electrotank/. Поэтому перед покупкой проверьте, перевели на русский следующие его шедевры или нет. Возможно, лучше купить их, т.к. сам автор пишет, что у него было мало времени для работы над книгой «Секреты разработки игр на macromedia Flash MX» и он не очень доволен её качеством.

Лекции Андрея Короткова



После прочтения шедевра выше, стал искать информацию по разработке игр и случайно наткнулся на русского парня по имени Андрей Коротков. У Андрея есть канал на YouTube, где он поэтапно читает курс лекций на тему, как писать игры и создавать игровые движки http://www.youtube.com/user/megadrone86/videos. Да, это не JavaScript, это C++. Но это не имеет значения, т.к. суть лекции — идеи и алгоритмы.

Основные мысли:
  • Пишите диз. док.
  • Продумывайте концепцию игры в целом
  • Движок должен состоять из модулей

Но, как и у Джоба Макара, тут основные мысли размазаны. Лекции нужно воспринимать полностью, т.к. в каждой лекции рассказывают о конкретных проблемах и о том, как их надо решать.

Собственно, после ознакомления с этими двумя авторами я и стал писать свой игровой движок. Когда движок был доведен до какой-то стадии, когда уже был виден результат, всплыла неожиданная проблема. Все уровни, которые я пытался создать, были, мягко говоря, неиграбельными. Стал искать информацию об архитектуре уровней в интернете и наткнулся на ещё одного замечательного русского автора.

Дизайн уровней. Теория и практика

Михаил Кадиков


Миша пишет серию статей, которые постепенно формируются в книгу. Все коротко, ясно и хорошо структурировано, каждая статья подкреплена кучей примеров. Познакомиться с книгой можно тут (http://pro.level-design.ru/). Читал взахлеб.

После предыдущих примеров резко возросло доверие и уважение к Flash-разработчикам. Стало очевидно, что они много знают, у них большой опыт и пора его перенять. Да, сейчас многие стонут то тут, то там в интернете, что Flash умирает, Flash — отстой и т.д., но! Сообщество Flash-разработчиков имеет очень большой опыт казуальных игр. Нельзя этим пренебрегать. С этими мыслями я купил следующую книгу о Flash.

Flash реклама

(Flash Advertising: Flash Platform Development of Microsites, Advergames and Branded Applications. Jason Fincanon)


Основная мысль — хм… не уловил.

Итого: 800 руб. / 300 страниц / отличный дизайн / вода, но красиво

Довольно странная книга. Вроде и написано много, но остаточных знаний мало. Все, в принципе, довольно банально. Очередная подборка советов о том, как делать сайты правильно и красиво. Возможно, кому-то будет интересно, но мне не было. Большая часть книги легко перекрывается опытом работы в каком-либо рекламном агентстве, которое штампует одноразовые сайты и продвигает их. В защиту автора могу разве что привести раздел «Рекламные игры и приложения». Автор рассказывает, как с помощью игры вдалбливать в мозг игроков бренд какой-либо компании. Так что, если вам будет необходимо убедить Иван Иваныча из ООО «Рога и копыта» купить разработку мини игры для сайта, прочтите этот раздел книги.

Графика на JavaScript

(Supercharged JavaScript Graphics: with HTML5 canvas, jQuery, and More. Raffaele Cecco)


В первой главе описано разворачивание циклов и приведены графики скорости работы до и после в различных браузерах. Далее автор объясняет, как работать с CSS спрайтами (пишет функцию, которая постепенно меняет background-size). Рассказывает о погрешности таймеров. Ну а дальше начинается работа с плиткой и вода на тему написания игры. Если работу с плиткой в принципе можно осилить, т.к. вроде все верно, то пример игры (расписанный на полкниги) — это ужас. После книги Джоба Макара и лекций Андрей Короткова прямо таки хочется кричать: «Стой Рафаэль! Не делай так! Это немасштабируемо! Рафик, мамой клянусь, ты не прав!»

Итого: 800 руб. / 250 страниц / средний дизайн / вода

Это очередная книга из серии «должен прочитать» для веб-разработчиков. Стандартное животное на обложке, стандартное повествование. Но на фоне предыдущих авторов после прочтения книги хочется сказать: «И чё?! Рафаэлло, где алгоритмы?» С одной стороны, книга пробегает по новому API HTML5, с другой стороны, по нему пробегают все дешевые копирайтные книги. Беда с остаточными знаниями и выводами. Автор приводит полотна кода, которые не нужны, но раздувают толщину книги, обильно заливая все пастой на тему «есть такая библиотека». В защиту же автора можно привести главу «Использование векторов в играх и компьютерных моделях». Почему-то никто не удосуживается разобрать её в стиле «для чайников». Но опять же — где проекции векторов?

Собрание сочинений о флэше



Это интернет ресурс, в отличие от предыдущих книг об игрострое, наконец, покрыл тему обсчета столкновений (коллизий). Вот тут http://noregret.org/tutor/n/collision/ авторы (Raigan Burns, Mare Sheppard) написали то, чего не осилил Raffaele Cecco в своей книге. Суть: сторона многоугольника — это вектор. Делаете проекцию этого и другого вектора на плоскости координат. Если проекции пересеклись — у нас есть столкновение. Если векторы под углом — делаете их проекции на нормали друг на друга.

HTML5

(HTML5 for Masterminds. J.D. Gauchat)


Итого:710 руб. / 500 страниц / плохой дизайн / покупать не советую

Это очень толстый справочник API HTML5. Как справочник — так себе, просто подборка воды и копирайта. Толщина книги тут явно не соответствует качеству. Найдите что-нибудь потоньше.

Ajax для профессионалов

(Professional Ajax. Nicholas C. Zakas, Jeremy McPeak, Joe Fawcett)


Итого:1000 руб. / 500 страниц / плохой дизайн / отличная книга

Книга — огонь! Возможно, её читали не все, но её определенно стоит прочесть. Авторы постепенно знакомят с асинхронной работой и трюками в старых браузерах. Я не могу выделить ключевые мысли, т.к. книгу нужно воспринимать целиком. Один из примеров, о котором говорятся в книге, это принцип работы подсказок при вводе в строку поиска.

Проектирование веб-интерфейсов

(Designing Web Interfaces. Bill Scott, Theresa Neil)


Основные мысли:
  • Предлагайте редактирование объекта около него самого
  • Добавьте возможность перетаскивания
  • Предотвратите переход между страницами
  • Добавьте анимационных эффектов. Это сделает интерфейс более живым
  • Увеличьте скорость отклика интерфейса

Итого: 950 руб. / 350 страниц / средний дизайн / среднее качество, мало информации

Много воды, постоянное вдалбливание одних и тех же мыслей. Хотя, с другой стороны, это сейчас мысли кажутся очевидными, а на момент написания книги они таковыми не являлись. Книга может показаться устаревшей, т.к. сейчас вроде web 2.0 и все советы, описанные в книге, и так применяются на практике. Но не соглашусь. Каждый день в интернете я вижу огромное количество сайтов, которые этим советам не следуют.

  • Раздел «Не уходя со страницы», как бы подкрепляет книга «Ошибки веб-дизайна» (Matthew Linderman, Jason Fried). Только в этой книге описана практическая реализация: оверлеи, инлеи, виртуальные страницы.
  • Раздел «Легким касанием» обоснован в книге «Универсальные принципы дизайна» (W. Lidwell, K. Holden and J. Butler)

Вообще по тексту очень много переплетений с книгами «Ошибки веб-дизайна» и «Универсальные принципы дизайна»

Как уже писал выше, веб-разработчик должен знать много и в разных областях. Вот ещё две области, которые помогут сделать сайт для людей, а не для программистов: типографика и связи с общественностью.

Дизайн книги: от слов к делу

Иннокентий Келейников


О чем книга:
  • Сетка. Модульная сетка.
  • Оформление текста и разбор шрифтов

Основные мысли:
  • Все, что размещено по сетке, выглядит лучше
  • Фон и шрифт должны контрастировать
  • Строка не более 70 символов, текст разбит на абзацы, шрифт крупный
  • Избегайте частого использования выделений
  • Если делаете колонки, следите чтобы строки в разных колонках совпадали по высоте
  • Делите текст на основной, вспомогательный и т.д.
  • Текст должен быть такой, чтобы по нему можно было быстро пробежаться взглядом и уловить суть

Итого: 800 руб. / 300 страниц / отличный дизайн / отличная книга

Купил практически сразу, т.к. при пролистывании попался следующий текст:

Отбивка пробелами:
Не отбиваются пробелом:
  • точки и запятые от предшествующего текста;
  • многоточие, как знак паузы, от предшествующего или следующего за ним слова
  • короткое тире между цифрами, обозначающее пределы какой-либо величины, например: 20-30 человек;
  • дефис между словами и при переносе
  • кавычки от заключенных в них слов
  • ...

Мне показалось это идеальным. Все коротко, четко, понятно и по пунктам. После прочтения книги остался доволен результатом. Много переплетений с «Ководством» Тёмы Лебедева. Ещё одним толчком к покупке данной книги стала предыдущая работа в рекламном агентстве. Там постоянно пинали за косяки в тексте на сайтах, за « вместо ", за +79112223344 вместо +7 (911) 222-33-44, за N вместо №, за — вместо -.

После прочтения этой книги чувство и понимание типографики стало лучше.

Ководство

Артемий Лебедев


Итого: 2300 руб. / 450 страниц / отличный дизайн / отличная книга

Честно говоря, не купил, а читал в интернете. Воды в тексте нет. Оно того стоит, т.к. там мысли, выводы и авторский взгляд. Все эти вещи не стареют. Даже если сама персона Лебедева вас раздражает, это ничего не значит. Вот пример статьи про фото http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/169/, вполне логичный вывод. Каждый раз, когда мне попадается дизайн на Bootstrap, мозг выдает http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/147/ т.к. сайты на Bootstrap, как правило, примитивны.

Теория и практика связей с общественностью. Учебник для вузов

Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С.


Итого: 300 руб. / 350 страниц / средний дизайн / отличная книга

Одна из тех книг, прочитав которую, можно понять суть профессии PR. Наверное, многие сейчас скажут: «Что за ересь для гуманитариев ты советуешь?!» На самом деле книга четко излагает суть профессии PR и тесно связана с книгой «Читаемый код или Программирование как искусство» (Dustin Boswell, Trevor Foucher). В последней был совет: «лучший код тот, которого нет». Как раз этот учебник помогает понять, что очень часто вашим клиентам сайт вообще не нужен. А значит, нет смысла его делать. Более того, вы начинаете обращать внимание на способы выхода программного продукта на рынок и осознаете, что у него все очень плохо с PR продвижением, а значит он не пойдет и денег за него вы не получите, а значит и писать его нет смысла.

Что ещё нужно для полного счастья:




Лекции Яндекса помогают взглянуть на многие вещи по-другому. Но опять же, все зависит от докладчиков. В любом случае, почерпнул для себя много нового. Самое значимое для меня видео на данный момент — Миши Давыдова о паттерне медиатора (http://tech.yandex.ru/events/yasubbotnik/chlb-feb-2012/talks/154/). Также радуют выступления Вадима Макеева, самое любое на данный момент, пожалуй, о CSS фреймворках (http://pepelsbey.net/2008/04/css-frameworks/).

Почему я не привожу в пример западные аналоги видео-лекций, которые до этого постились на хабре:
  • Я не знаю английский, поэтому не понимаю, о чем в них речь.
  • Многие из них рассчитаны на начальный уровень, а это уже не интересно.
  • Все самое лучшее, как правило, тут же переводят на русский.

Цифра или бумага.
Все книги по возможности покупаю в бумажном виде. В электронном почему-то не могу читать. Да и когда они стоят на полке и постоянно попадаются на глаза, их можно просто взять и пролистать. А ещё когда приходят знакомые разработчики, можно достать книгу с полки и дать им в руки со словами: «Вот эта збсь!»

Почему книги надо перечитывать:
Объем информации довольно большой. Все принципы и советы постепенно забываются. Время от времени нужно освежать воспоминания простым пролистыванием уже прочитанных книг. Прочитать и использовать по умолчанию — разные вещи. Многие читали про русские кавычки «, но часто продолжают использовать стандартные ". Многие читали про модульность, но продолжают писать «лапшу» и т.д.

P.S.: Жду вброса книги Алана Купера «Об интерфейсе» от UI специалистов. Ещё не читал её, поэтому описания нет. А также вброса знаменитого в узких кругах Огилви «О рекламе» на тему затронутую в книге «Flash реклама»
Tags:
Hubs:
+51
Comments36

Articles

Change theme settings

Information

Website
www.i-free.com
Registered
Founded
Employees
501–1,000 employees
Location
Россия