Pull to refresh

Anti Rework: Путь от стартапа до бизнеса

Reading time 5 min
Views 21K
Мое дело - бухгалтерия онлайн Полтора года назад я нажал кнопку «Опубликовать» и в блоге «Я Пиарюсь» появилась статья, определившая судьбу сервиса, являющегося сегодня лидером на российском b2b SaaS рынке. С тех пор изменилось многое: позиционирование, дизайн, размер компании, город дислокации, но главное осталось прежним. Мы делаем бухгалтерию малого бизнеса удобной, понятной, обеспечиваем клиентам высокий уровень сервиса и поддержку специалистов-экспертов.

Моё дело — это бухгалтерия онлайн, в которой есть всё необходимое для ООО или ИП, находящихся на упрощённой или вменённой системе налогообложения.

Под катом расскажу о главных моментах, позволивших нам за полтора года вырасти от стартапа с 4-мя сотрудниками до компании с представителями в 40 регионах России, засветившейся на РТР, Эхе Москвы, Ведомостях и Форбсе. Еще я напишу, чем мы отличаемся от наших конкурентов, и дам промокод на скидку.


Сразу оговорюсь, что все написаное далее — не руководство к действию. Более того, все принципы противоречат сложившимся в стартаперской среде стереотипам.

Успех Моего дела обусловлен тремя составляющими:

Продуманность деталей

Каждая новая фича «Моего дела» очень глубоко прорабатывается методологами. Да, при реализации мы иногда отказываемся от каких-то частностей, или сознательно упрощаем определённые моменты. Но при этом у нас всегда есть ТЗ от методологов, описывающее, как всё должно быть правильно. И если частный случай оказывается не таким уж частным, программисты не тратят время на то, чтобы заново вникнуть в ситуацию, а просто открывают написанное ранее ТЗ.

Главное — распараллелить процессы, иначе будет тормозить разработка. Продумывание должно опережать разработку на 2-3 месяца. Например, сейчас создается концепт функциональности, старт разработки которой начнётся только в сентябре, а программисты раз в две недели выкладывают фичи, которые были придуманы несколько месяцев назад. Сама разработка построена по системе, очень близкой к Agile: двухнедельные итерации, TDD, Code Review и прочие прелести. Работа в таком режиме неизбежно потребует пункта номер два.

Четкое планирование и контроль

Чем старше компания, тем более долгосрочным должно быть планирование. Сейчас мы остановились на варианте очень подробных полугодовых, сокращённых годовых и оценочных трёхлетних планов. То есть, сейчас я могу с достаточно высокой точностью сказать, какая функциональность будет в «Моём деле» через год и сколько компания будет зарабатывать через три года.

План помогает каждую неделю видеть, какие показатели должен делать проект, чтобы через какое-то время он начал приносить приличную прибыль, и даёт возможность вовремя заметить, если что-то пошло не так. Никакой надежды на «авось, попрёт» никогда не было. Всё считалось и продумывалось с самого первого дня разработки. Ну и попёрло, конечно, не без этого :)

Опять же очень важно при таком планировании не превратится в олдскульную компанию где много думают, но ничего не делают. Это решается так:
  • Все планы формулируются в виде конретных, измеряемых, законченных действий
  • Каждую неделю планы корректируются на адекватность, при этом можно отказываться совсем от некоторых задач, но нельзя переносить сроки выполнения каждой задачи более одного раза

Две этих простых вещи помогают сохранить гибкость и высокий темп, при этом держать под контролем все ключевые показатели компании.

Команда

Есть два, к сожалению, взаимоисключающих подхода к формированию команды. Первый: брать на работу талантливую, с шилом в заднице, креативную молодёжь, которая должна будет расти вместе с проектом. И второй: отдавать предпочтение матёрым, но ещё не потерявшим блеск в глазах профессионалам с опытом работы в крупных компаниях. Я выбрал второй вариант, и это было ключевым решением, определившим наш успех. Немного потеряв в мобильности, мы приобрели «способность убивать». Пиар «Моего дела» в федеральных СМИ, премия Рунета, партнёрство с крупными компаниями по обмену данными, трафик, растущий даже в «не сезон», — всё это плоды ежедневной системной работы, делать которую учат в успешных, крупных (не государственных!) компаниях.

С матёрыми профессионалами немного сложнее всё поставить на рельсы, но стоит «паровозу завестись», как компания начинает ехать вперед, сминая под собой всё, что попадается ей на пути.

Вот собственно и все. Полное противоречие Реворку и тому чему учат на всех стартап-тусовках. И тем не менее оглядываясь назад, могу сказать что отступание от любого из этих принципов привело бы к очень неприятным для проекта последствиям.

Самое главное при таком подходе — не потерять гибкость, это на самом деле сложно, но наш пример показывает, что возможно.

Про конкурента


Все написанное про конкурента ниже является моим личным оценочным суждением и не более того.

Через три месяца после старта «Моего дела» компания «Контур», предоставляющая сервис по сдаче отчётности через интернет, запустила свой проект Эльба с той же идеей, что и у нас. Каждый инновационный стартап-эксперт считал своим долгом написать мне письмо «Максим, с Контуром воевать бесполезно, вы проиграете». Психологически это был один из самых сложных этапов. Но вместо впадания в депрессию, мы погрузились с головой в работу, параллельно выяснив, что, несмотря на всю свою мощь, Контур пока не сделал ни одного проекта имеющего клиентскую базу сравнимую со своими сервисами по сдаче электронной отчетности. В итоге никакой катастрофы не произошло, и, более того, анализ показывает, что Эльба вообще никак не повлияла на нашу базу платных клиентов. Также, впрочем, как и мы для них.

Представьте себе Москву на одном конце которой открылся Макдональдс, а на другом Бургер Кинг. Формально они конкуренты, но фактически никак не влияют на доходы друг друга. Здесь ситуация такая же. Рынок велик, а проникновение услуги пока достаточно низкое.

Чем мы отличаемся

Если въедливо разбираться, то, конечно, можно найти какие-то функциональные отличия. Но всё-таки, по большому счёту, мы делаем одно и то же. Отличия — в подходе. Наш подход к бизнесу я описал выше: продуманность деталей, долгосрочное планирование, профессиональная команда. Возьмите противоположность — получите наших конкурентов.

Все это находит отражение как в способах реализации основной функциональности сервисов так и в том, что делается для пользователя. Конкуренты — креативят с любительским роликом в главных ролях снимая своих сотрудников, мы же в этоже время страхуем нашу ответственность ради спокойствия пользователей.

Ни один из моих сотрудников, тем более руководителей, никогда не снимется в кустарном ролике, не появится на публичном мероприятии с серьгами в ушах или хипстерских кедах, и не даст разместить в официальном твиттере компании фотографию упоротого сотрудника, — в итоге всё это и выливается в разницу между подходами.

По функциональности сравнивать нас бесполезно, даже в малом бизнесе существует такое количество нюансов, что лист для объективного сравнения будет состоять не менее чем из 1000 пунктов. Более того, даже если это сделать, то информация устареет сразу после публикации. Субъективно же кому-то нравится одно, кому-то другое.

Пожалуй, всё. Если сегодняшней аудитории «Хабра» интересны бизнес-темы, я готов писать в этот блог статьи по бизнесу примерно раз в месяц. Если нет, то, пожалуй, этот текст будет последней статьёй в блоге «Моего дела». Напишите в комментах, плиз, — интересно что-то помимо технических статей, или нет. Если да, то с удовольствием буду делиться многими интересными вещами с ресурсом, без которого «Моему делу» на старте было бы очень сложно.

Обещенные промокоды для скидок:

1) envd2500 — годовой тариф для ип без сотрудников за 2500 рублей (вместо 3800)
2) ooo8200 — Полный тариф для ООО за 8200 в год (скидка 75% от регулярной цены)
3) leto2011 — любой годовой тариф продлится до конца 2012 года.

PS. Ищу проджект-менеджера/аналитика умеющего передавать видение продукта, анализировать требования пользователей, задавать правильные вопросы, описывать интеграцию по партнерским программам и переводить требования с обычного на технический язык. Управление командой разработки в обязанности не входит — это делает техдиректор. Офис — Север Москвы. Резюме шлите на yaremko@moedelo.org

UPDATE

В каментах отличная мысль была высказана. Согласен с ней на сто процентов и повторю ее здесь

Спасибо за статью, на самом деле есть в ней (точнее в обсуждении ее) главная мысль. Не важно кто ты — Эльба или МД. Оба подхода могут быть успешными. Главное не быть чем то средним, а иметь ЕДИНУЮ команду с общими принципами подхода к делу.


UPDATE

В СНГ мы не планируем.

На Украине есть Где деньги
В Белоруссии Ассистент
Tags:
Hubs:
+45
Comments 212
Comments Comments 212

Articles

Information

Website
www.moedelo.org
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия