хабраиндекс
232,29
12 февраля 2013 в 17:18

Личный опыт: хобби = бизнес?

Я хочу поделиться с читателями Хабра своим опытом в достижении баланса между профессиональными и личными делами. Рассказать о том, как важно их разграничивать.

Я уверен, что любовь к своему делу — это прямой и самый короткий путь к счастью. История многих успешных компаний подтверждает этот факт. Огромные корпорации и мировые бренды начинались с увлеченных своим делом команд единомышленников, которые работали не ради финансовых отчетов и доли рынка, а потому что получали удовольствие от самого процесса. Можно сказать, хобби — это правильный стартовый капитал для бизнеса, у которого есть шансы на успех.



Как раз по такому сценарию развивалась компания, которую мы — выпускники технического ВУЗа — основали вместе со своими друзьями в 2004 году. Всё начиналось еще с детских увлечений физикой и программирования на инженерном калькуляторе. Потом радиотехнический институт и работа в сфере проектирования электроники.

В 2002 году я участвовал в проекте по разработке новой платформы для измерения волоконно-оптических линий связи. Вокруг этого амбициозного и сложного проекта собрались одни из лучших белорусских специалистов по системам на кристалле (СнК) и операционной системе Embedded Linux.

Для продуктовой компании, в стенах которой создавался новый прибор, было нерентабельно содержать в штате столько инженеров с глубокими специализациями. Но мы развивались дальше самостоятельно, собрали команду инженеров, которые хотят экспериментировать и проверять на практике свои идеи в области разработки новых устройств.

Promwad: от хобби к бизнесу


Постепенно мы подошли к границе, на которой заканчивается хобби и начинается бизнес. Конечно, можно было остаться на уровне дружной команды разработчиков. Но мы четко определились с приоритетами и решили, что создадим компанию. Тогда были сделаны первые осознанные шаги, появились цели.

В 2007 году мы осознанно взяли широкую нишу в области разработки электроники и охватили практически все типы потребительских устройств. Для проектирования устройств, рассчитанных на крупные серии, понадобилось много специалистов, в том числе узкопрофильных.

Итого за 8 лет компания Promwad выросла в один из крупнейших независимых центров разработки электроники в Восточной Европе. В нашей команде собралось около 100 человек, а организационная структура составила более 10 отделов.

ARF: от хобби к бизнесу и обратно


Одновременно с развитием бизнеса в электронике я занимался проектами в сфере активного отдыха. С 2002 года вместе с другими людьми, увлеченными маунтинбайкингом и туризмом, открывал велосезоны, занимался организацией фестивалей и велопробегов.

В 2007 году мы учредили Кубок приключенческих гонок «Промвад Тур», он включает серию мультиспортивных состязаний (бег, вело, лыжи, ориентирование и т.д.). Участниками этих мероприятий стали сотни людей. Мы действительно были увлечены своим проектом и решили поставить его на коммерческие рельсы. Разработали стратегию.

В 2008 году основали Федерацию приключенческих гонок Беларуси (ARF). План был такой: мы выходим на рынок с рекламой спортивных событий под брендом федерации, набираем опыт на бесплатных массовых мероприятиях и параллельно развиваем платный сектор — устраиваем тимбилдинги, корпоративный отдых и миниэкспедиции для компаний — все услуги на высшем уровне качества в высокой ценовой категории.

Все это делалось не ради коммерции как таковой, нам нужны были средства на развитие лучших спортсменов и маунтинбайкинга в целом. Мы планировали реинвестировать прибыль в некоммерческие проекты.



С появлением таких планов мое хобби снова превратилось в бизнес. Однако в этот раз стратегия завела нас в тупик. Большинство участников нашей команды — мультиспортсмены и путешественники — продолжали воспринимать проект как свое увлечение, поэтому не использовали новые правила бизнеса на практике. Стратегия осталась нереализованной.

Это был полезный опыт. Я увидел, что не все проекты нуждаются в долгосрочных планах и финансовых метриках. Приключенческие гонки снова перешли в разряд хобби и такое решение дало новый заряд энергии. Вокруг нашего проекта сформировалось целое сообщество, появились новые лидеры, которые работали просто для удовольствия, на голой инициативе.

Организаторы смогли свободно заниматься творчеством, генерировать идеи, не ограничивая себя жесткими рамками стратегий. Стало больше открытости, меньше конкуренции среди участников команды. Сформировалась самоподдерживающая среда. Со стороны компании Promwad — титульного спонсора мероприятий «Промвад Тура» и ARF — понадобилась только юридическая, финансовая и идеологическая поддержка.

Проект вернулся на некоммерческие рельсы, мы стали открыто делиться опытом с единомышленниками и получали от этого удовольствие. Наши гонки немного потеряли в качестве, но к ним вернулась своя душевная атмосфера. Именно ради этой свободы и дружеского отношения на события «Промвад Тура» приезжают профессиональные команды из России, где приключенческие гонки проводятся на высоком уровне, но как жесткий и высококонкурентный вид спорта.

В итоге нам удалось сохранить проект на базе ценностей, которые разделяют все участники: уважительное отношение к природе и соперникам на гонках, развитие силы духа, философия здорового образа жизни и мышления. Мы создали естественную среду, которая дает дополнительную энергию многим людям.



Выводы: отличия хобби и бизнеса


Очень важно вовремя сделать выбор: работа или хобби. Балансировать на грани сложно, да и не нужно, иначе вы рискуете перекрыть кислород своим развлечениям и не сможете далеко продвинуться в бизнесе.

Это прописные истины, но как ни странно, мой личный опыт — не редкость. Я был свидетелем того, как перспективные команды разработчиков сталкиваются с проблемами именно из-за смешения двух разных подходов. Они слишком долго остаются на уровне стартапов и не могут выйти на новый уровень развития.

Попробую провести параллели и выделить отличительные особенности хобби и бизнеса:

Бизнес
Хобби
  • Материальный и коллективный интерес

  • Творческий и личный интерес

  • Значительный горизонт планирования, зависящий от размера бизнеса

  • Плавающий горизонт планирования в зависимости от участия

  • Постоянное вовлечение в деятельность и развитие

  • Возможность отстраниться на время

  • Ответственность перед коллективом, клиентами и партнерами

  • Ответственность за личное время

  • Деловые отношения

  • Дружеские отношения


Жизнь человека — это стремление к гармонии, а жизнь бизнесмена — это стремление к балансу между личным и профессиональным. Поэтому в моем графике находится время не только для работы, но и личных увлечений. Хобби стало для меня источником возобновляемой энергии, которую я использую развитии бизнеса.

А как вам удается балансировать между работой и увлечениями?

UP. Спасибо за плюсы в карму. Благодаря вам статья добавлена в хаб Human Resources, т.к. затрагивает вопросы мотивации команды.
+104
64404
262
Promwad 116,9 G+
Похожие публикации
Наша электроника: топ-10 разработок компании Promwad 28 октября в 14:59
Спасение российской электроники — выход на внешние рынки 16 апреля в 14:07
Периферийное сканирование JTAG: тестирование опытных образцов электроники 20 марта в 13:35
Аутсорсинг разработки электроники: обзор подходов и тенденций в России и за рубежом 4 февраля в 15:44
Как создать концепцию продукта и написать ТЗ на разработку электроники 5 ноября 2013 в 17:32
Кому поручить производство электроники: от собственного завода до фаблесс-компании 8 октября 2013 в 15:00
Как поставить электронику на производство: разбор этапов и задач 24 сентября 2013 в 13:14
Прототип корпуса для электроники: вырастить или фрезеровать?! 4 сентября 2013 в 13:54
Промдизайн для электроники: как разработать корпус устройства 13 августа 2013 в 11:08
Как тестировать электронику на производстве: анализ современных технологий 2 июля 2013 в 15:09

Комментарии (32)

+5
vkolotov #
Отличная статья.
А как вам удается балансировать между работой и увлечениями?

Я их пытаюсь соединить воедино :)
+1
Roman_Pakholkov #
Да, с удовольствием читал вашу статью осенью прошлого года. Очень порадовался! Спасибо!
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
+8
vanxant #
… и через несколько лет запустите производство танцующих роботов:)
0
asnarskiy #
image

никак.
пришел к банальному выводу, что нужно «фолловить свой дрим», так сказать.
+2
Sterhel #
А как вам удается балансировать между работой и увлечениями?

Чудовищно. Вестибулярка такого долго не выдержит.

На увлечения нужны деньги.
Деньги дают за работу.
Работа занимает время.
На увлечения есть деньги, но нет времени.

Как всегда, в общем.

Сейчас хоть работа стала более или менее соответствовать интересам, но могу делать большее, чем делаю. А делать этого пока негде.
+7
andrewsh #
Ух ты, Промвад на Хабре! Круто!
+1
NobleJohn #
Много известных и успешных предпринимателей всегда говорят: «что бы быть успешным нужно заниматься любимым делом, тем, что тебе действительно нравиться». А доход от хобби — это сопутствующее развитие твоих интересов. Об этом уже не один десяток лет пишут в различных бизнес книгах. Счастье, когда хобби — это твоя работа, и ты можешь им заниматься постоянно и развиваться в нем.

Я с этим недавно полностью согласился. В данный момент учусь в институте, но решил то, что маловероятно, моя будущая жизнь будет связана с корочкой вуза. И собираюсь приложить усилия, что бы осуществить.
0
Jakeroid #
Советую на институт не надеется. На втором курсе понял, что с такими темпами я ничего не научусь и занялся тем, что нравиться. Сейчас 4 курса — овердох** проектов и комфортно себя чувствую. Половину «новых» предметов в вузе закрываю автоматом, благодаря накопленным знаниям дома.
0
avorsa #
Promwad, рад за тебя. Я уже лет 5 на байке не касался. Стоит, пылится.
Эх! Славные были времена — куда только «чуйка» не заводила :-)
0
eXodus #
Хорошая статья, спасибо. Но вы так и не конкретизировали, что разрабатываете/производите.

Или вы занимаетесь практически все м в сфере электроники?
0
seweb #
Загляните в профиль автора, к тому же у них есть сайт с подробной информацией.
0
avorsa #
погуглите сайт компании :-)
0
Roman_Pakholkov #
Нет мы не занимаемся всем в сфере электроники. С самого основания компании мы специализируемся, просто границы часто размываются и нам приходится находить новые границы и устанавливать их. Попробую пояснить.

С самого старта (с 2004 года) мы объявили, что мы компания которая проектирует сложную электронику на системах-на-кристалле с использованием Embedded Linux. В те времена мы намеренно отказывались от мелких разработок на микроконтроллерах. Работая в технически очерченной сфере мы начали работать в разных индустриях от автоматизации до мультимедийных пользовательских устройств. С 2007 года мы взяли курс на создание исключительно серийно- производимой электроники и уже отказывались от НИОКРов, которые не ведут к такому результату. Плюс в это же время мы предложили клиентам сервис по разработке не просто электронной начинки устройства, а сервис по разработке «коробочных» решений, который включал в себя разработку корпуса, электроники и софта. Нам стало понятно, что техническое позиционирование уже компании не годится и мы стали нишеваться по растущим в мире направлениям.

Сегодня мы разрабатываем преимущественно мультимедийные устройства и конечное оборудование для телекома. Но всегда держим в кармане «козырь» и возможно завтра мы предложим рынку, что-то новое.
+4
MATPOCKuH #
У меня увлечение — стрельба, вылилось в стрелковый клуб. Но я сразу поставил себя и людей перед фактом, что на этом никто не зарабатывает. Соответственно, на энтузиазме организаторов и волонтеров это движуха работает уже пять лет и потихоньку развивается. Если бы я из этого сделал коммерцию, то все бы умерло. Стабильно проводим соревнования, вплоть до всероссийских.

А деньги зарабатываются в другом месте, но увлечение дает большой круг общения из разных областей, что помогает решать самые разные проблемы. Плюс оттуда появился бизнес-партнер, который втянул меня в интересную тему, на которой можно делать деньги.
0
Roman_Pakholkov #
Спасибо за отзыв. Действительно за деньги нельзя создать «комьюнити», которое будет развиваться и само себя поддерживать.

Попробую рассказать в ответе несколько вещей, которые в статью не вошли. Дело в том, что сообщество Поехали!, которое зародилось в конце 90-х в РБ постоянно требовало внимания и нужны были реальные, а не виртуальные события. Мы много экспериментировали, чтобы таких как мы стало больше. После нескольких городских больших событий (к примеру, велофестиваль ВЫНОС -2004г.) я сделал вывод, что такие события не приносят морального удовлетворения организаторам, т.к. обратная связь с них от участников практически не идет, а если идет, то отрицательная.

Т.к. в нашем интернет-сообществе тогда было много не просто MTB-шников, но и туристов, то я искал новые виды хороших событий, которые будут приносить удовольствие и участникам, и организаторам. Выбор пал на приключенческие гонки. В очередном из летних велопоходов по Карелии у нас сформировалась команда единомышленников, которая хотела показать новые места посредством проведения приключенческих гонок. И в том же 2007-м мы организовали первые 2 гонки: «Окиньчицы» и «Гремячее». Количество участников постоянно увеличивалось и к 2008-му уже мы подошли к планке 200-т участников.

Работали все мы днем, а организацией гонок занимались по ночам (т.к. там много работы связанной с планированием, документами, спонсорами и т.п.). Самое приятное в процессе подготовок к гонкам это конечно разведки и незабываемое тестирование. Мне было абсолютно понятно, что этот энтузиазм не может длиться вечно и люди просто «сгорят». Такое я уже проходил при организации нескольких предыдущих событий.

Именно в 2008-м я задумался, что надо создавать самоокупаемую организацию целью которой должно стать развитие приключенческих гонок и маунтинбайка. Что всю административную работу по подготовке к гонкам, а к тому времени появилось и необходимость официального согласования (т.к. мы имели серию ЧП на гонках) должны выполнять сотрудники федерации, находящиеся на постоянной занятости. В 2009-м мы купили много экипировки для проведения гонок на более высоком уровне и начали передавать административную работу сотрудникам федерации. Ключевая мысль все же была не просто в организации бизнеса, я не питал иллюзий по этому поводу, а лишь хотел освободить увлеченных людей и себя, в том числе, от рутины, которая не добавляла нам энтузиазма. При этом чтобы федерация работала по законам бизнеса и свою прибыль направляла на свое же развитие, и развитие ценностей Тура.

Там было очень много тонкостей при переходе из одного состояние в другое. И мной, в том числе, допущены ошибки при организации ФПГ (федерации приключенческих гонок) и это тема отдельной статьи о том, как организовывать события и организации на волонтерских началах. Но сейчас мы имеем проект «Промвад Тур» — приключенческие гонки в Беларуси, жизнь которого продолжается уже 7-ой сезон и там собираются замечательные светлые люди. А проект является по сути самоорганизующимся со своими лидерами, которым хочется сохранить все самое лучшее и свое окружение.
0
MATPOCKuH #
Спасибо за ответ, интересно. Молодцы, что могу сказать. :) У нас тема менее многочисленная чем МТБ, самое большое, сколько собирали народу — это порядка 60 участников — с гостями около сотни человек. И вопросы легализации этого всего стоят до сих пор, пока не решенные, т.к.особой нужды нет. Если коому интересно — www.uralshooter.ru

На коммерческие рельсы не переводим сознательно, потому что сейчас на организации соревнований работает много волонтеров, а коммерция все это дела убьет на корню. Я про это писал пост когда-то — habrahabr.ru/post/137137/

У вас все по другому, по этому без специальных людей на полный рабочий день не обойтись, имхо. :)

Кстати, насчет коммюнити, которое создается за деньги. :) ИД Абак-пресс в свое время создал такое — сайт для женщин behappy.ru
Проект жил и развивался, пока платили деньги авторам, но когда финансирование закончилось, ключевые персонажи перестали писать, хотя им этот проект нравился, но разрыв шаблона «делать бесплатно то, что раньше за деньги» не позволил им продолжать так, как раньше.
0
czorny #
Сколько себя помню, всегда моя работа была моим хобби и наоборот. Для этого всего лишь надо делать то, что нравится — вот и весь баланс.
+2
asnarskiy #
ну что ж медаль дзен мастера ваша.
0
Roman_Pakholkov #
Абсолютно верно! Очень хорошо, что вам удалось найти такой простой баланс.

Тут хотел немного заострить внимание на сути статьи. Я говорил не просто про работу, а говорил именно про организацию бизнеса и там ответственность намного выше, а поэтому и перекос в жизни наступает гораздо больший. В таком случае, поиск баланса становиться нетривиальной задачей, хотя во всех книгах написано, что это прописная истина и это сделать легко.

На деле немного иначе. Думаю, что вы это хорошо понимаете!

Спасибо за отзыв!
+3
solarfly #
Если у человека есть созидательное хобби, которым он поглощен и которое гипотетически может приносить деньги, то скорее всего так оно и будет.
Проблема в том, что немногие имеют такое хобби. А для многих прожигание и убийство времени — основное хобби.
+1
vladob #
Привет автору-земляку!

Интересно, как меняются критерии.
— «С кем ты пошел бы в разведку» — 50-60-е прошлого века
— «Парня в горы тяни, рискни» — 70-90-е
— «Кто со мной на маунтбайке!» — наш век :)

Недавняя статья с видео через Linkendin — Cultural Fit Trumps Competence — может уже и упоминалась на просторах Хабрахабровщины.
Там о том, что на этапе стартапа — читай, когда неопределенный период времени предстоит поработать на пределе своих (человеческих?) возможностей — выбор партнера по соображениям соответствия культурных ценностей предпочтительнее выбора исключительно по профессиональным качествам. Наличе хобби — самый первый признак «несферичности».

По моему опыту — мне всегда хорошо работалось с людьми, у которых хобби были из разряда экстремальных спортов, рыбаками, охотниками, пчеловодами (сам такой).

Хуже, но терпимо — с «художественными натурами» и/или коллекционерами.

Реально опасаюсь «фриков», которых кроме работы (якобы?) ничего не интересует. Среди них действительно встречаются потрясающие специалисты. Но «в разведку» я с ними бы не пошел работать с ними бывает зачастую просто невозможно.
0
progchip666 #
Так я не понял Вы из Белорусии или из Москвы\области?
0
progchip666 #
Зачем минусовать, в аккаунте написано Москва и область
0
Roman_Pakholkov #
Вообще-то, это блог компании Promwad и надеюсь, что в нем скоро появятся статьи моих коллег, которые очень увлечены своим делом. Думаю будет интересно их почитать всем. Но т.к. это статья моего авторства, то я отвечаю на ваши вопросы от своего имени.

Что касается вопроса: «Откуда мы?» Дело в том, что компания наша потихоньку становиться интернациональной и у нас есть офис в Москве. В России наша компания очень много работает и как раз известна, как российская. Но при этом большая часть разработчиков живет и работает в Минске. Если вы пойдете на один из многочисленных сайтов нашей компании, то узнаете об этом больше.

Спасибо за вопрос!
+1
Burner #
У меня раньше тоже была работа и хобби. Теперь у меня две работы :)
Работа — IT, сетевой инженер.
Работа2- фотограф (да, да, завод по сжиганию фотографов не справляется)

Совмещать тяжело, но на каждой из работ я отдыхаю от второй. Благо деятельности очень разные.
0
asx #
В 2007 прочитал в интеренете отчеты с гонок промвад-тура, захотелось поучаствовать, купил велосипед. Принял участие в нескольких гонках, там с автором статьи Романо познакомился.

За 3 следующие года прошел путь от кроскантри к даунхилу в горах, а теперь вообще веломастерскую открываю в этом сезоне.

Поэтому искренне желаю и Роману, и ARF и компании Promwad всяческих успехов!
0
Roman_Pakholkov #
Большое спасибо за пожелание!

Безусловно будем стараться достичь этого успеха! :-)
0
bandit #
Привет Роман!
Promwad++
0
kurbik #
У меня работа (а занимаюсь фрилансом, то можно сказать — бизнес) — это занятие, которое приносит удовольствие.
Хотя само слово «работа» я давно убрал из оборота. У меня есть проекты, которыми мне интересно заниматься и которые меня кормят и спонсируют мое второе хобби — альпинизм и путешествия.
Плюс с недавних пор любовь к фотографиям, видео и иллюстрациям на тему экстрима совместил со своими проф навыками, что переросло в скромный проект по коллекции подобных записей — 4fun.in.ua.
0
Roman_Pakholkov #
Спасибо за ссылку! Классные фотографии и видео. Буду периодически посматривать с большим удовольствием!
0
kurbik #
Спасибо. В свою очередь буду обновлять :)

PS. Случаем на X-Крым не собираетесь приехать в наши края?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.