Pull to refresh
0

То, что вам нужно* (в сложном 2015)

Reading time 5 min
Views 31K
Эта статья одобрена Григорием bobuk Бакуновым и Чаком Норрисом**


Григорий как бы говорит нам: “01110011 01100101 01100101 00100000 01111001 01101111 01110101 00100000 01101111 01101110 00100000 01110100 01101000 01100101 00100000 01101111 01110100 01101000 01100101 01110010 00100000 01110011 01101001 01100100 01100101“

Вы стопудово прочитали (или, как минимум, видели в лентах) с десяток вангующих статей, но ни одна из них не была написана по материалам выступления “the geekiest geek в России”***

2015 – год фатально разрушенных планов или волшебно возникающих возможностей? Ответов столько же, сколько тех, кто задаёт себе этот вопрос. Ясно только одно – IT проекты имеют больше шансов взлететь, если обратят внимание на то, что рассказал нам Григорий Бакунов.



Гриша готовит выступления про IT-тренды для #tceh уже несколлько лет подряд, и большинство его тезисов сбываются. Вот, например, несколько из тех, что были предсказаны Бобуком и действительно случились в 2014 году.

Курирование контента подбороками и дайджестами в стиле “38 самых-самых попугаев”, которыми в 2011 славился Buzzfeed, в 2014 не использовал только ленивый и на Хабре.





Хотя нет, на Хабре тоже использовали.


Шифрование данных? Ну конечно – Телеграм растёт; интерфейс блокировки гаджетов по отпечатку пальца вводят всё больше производителей; взлетел стартап, использующий сердечный ритм в качестве пароля.

Машинное обучение! О, да! Это словосочетание прочно вошло в стартаперское Bullshit Bingo в этом году. В любой непонятной ситуации – кричи “machine learning!” – и будет тебе счастье. А возможно – даже инвестиции.

Вобщем, Григорий не промахнулся в прошлом году, а значит – ему можно доверять и в этом.

Так что приступим к разбору трендов 2015 года.

Интересно было увидеть результаты работы проектов в тренде прошлого кризиса (2008) – shared economy, который напрямую связан с новым нарастающим трендом года 2015. На его примере Григорий наглядно показал путь развития проекта в сложное время: проект растёт крайне медленно в кризис – ищет нишу, модель монетизации, комплектует команду. Зато потом, когда начинается общий рост экономики – БЭНГ! – и он уже стоит как единорог. Цикл занимает 5-6 лет. Пример? Посмотрите на Airbnb.

Тренд 2015, связанный с феноменом shared economy, на первый взгляд звучит ещё более странно: “дешевле не значит хуже” – и он уже применяется наиболее инновационными игроками. Такими, как Xiaomi. Китайская корпорация, выпускающая топовые гаджеты на андроиде, и уже сейчас входящая в четвёрку по количеству продаваемых устройств, использует модель предзаказа по цене дешевле рыночной.

Что это даёт? Как минимум – тестирование рынка, а на самом деле – возможность избегать кредитования под выпуск нового железа. Ведь когда у тебя заказывают по низкой цене – это не значит, что цена ниже себестоимости, что даёт возможность выпуска бОльших серий и запуска их с уже подтверждённым спросом. Так что, действительно – “дешевле” != “хуже”. Во всяком случае – для китайской корпорации.

Второй тренд немного похож на мнение Капитана О – “борьба с несовершенством мира” – но пример, которым иллюстрировал его Григорий, заставляет крепко задуматься и отказаться от ярлыков и оценочных суждений.

Те, кто пользовался WhatsUp на его заре, помнят, как наглядно этот мессенджер показывал наличие или отсутствие интернета. Именно эта фича и была той, которая решала настоящую проблему многих. Вопрос: “а ловит у меня сейчас 3G?” – решался идеально просто – без всяких дополнительных пинг-тестов. Заметьте – бонусом к этой фиче давался ещё и полноценный мессенджер!

Третий тренд вам точно понравится. Он называется “развлечения”. Кому не нравится развлекаться? И не говорите мне, что вы трудоголики – даже если это так, то значит работа и есть ваше развлечение (я помню, как просыпался по ночам, чтобы загрузить свой Spectrum с кассеты и вписать десяток-другой-третий строк, которые мне приснились). Но в этот раз Григорий говорил не о коде, а о развлечениях в самом широком смысле: смешные ролики, цитаты, котики, а самое главное – мобильные приложения.

Причём, “мобильные приложения” – это совсем не обязательно игры. Приложения стали самостоятельным медиа, которое развлекает нас, даже если их функции сводятся с выбору цвета фона и набору символов – да, он говорил о Secret. Этот маленький анонимайзер ненадолго, но интенсивно развлёк изрядную часть “диджитал тусовки” в конце весны – начале лета 2014.

Смежным с этим трендом является всё большая направленность контента в визуальную сторону. Возможно, у вас нет аккаунта в Фэйсбуке и вы не заметили, как они ввели возможность комментирования “стикерами” (новый подвид emoticons). Григорий отметил, что не удивится, если скоро (он не уточнил когда) интернет превратится в полностью визуальное медиа.

Обратная сторона тренда “развлечения” больно ударит по оптимизаторам человеческих душ и процессов – большинство CRM, to-do листов и прочих тайм менеджеров ждут падения продаж (а вот Танки Онлайн вырастут). В кризис никто не хочет работать больше – больше хотят развлечься и отвлечься. Если только вовремя не изменить коммуникацию.

Если ваш сервис что-то оптимизирует – не говорите, что он “упрощает жизнь” или “делает процессы прозрачными” – всё это тлен или даже хуже для людей, находящихся в стрессе. Скажите лучше, что ваш сервис “оптимизирует расходы”, а ещё лучше – “увеличивает доходы”, и тогда вы сможете выжить и, возможно, немного вырасти в продажах.

Четвёртый и, как я понял, самый любимый тренд Григория – децентрализация. Всего. Вычислений, обмена контентом, создания контента, хранения данных – говорю же – всего.

Примеры были хорошо раскрыты в части Q&A с аудиторией после сольного выступления. Так, выяснилось, что по мнению Гриши (и по здравому рассуждению тоже) уже упомянутый Airbnb просто должен стать децентрализованным сервисом для того, чтобы выжить. Ведь, как известно, этот сервис “банят городами” – то есть запрещают работу на уровне городских администраций. Чтобы побороть эту тенденцию, Airbnb достаточно начать продавать франшизу локальным энтузиастам, которым гораздо проще решать вопросы в родном городе, чем топам Airbnb из своей штаб-квартиры.

Децентрализация тесно переплетается с другим трендом, который был определён как “гиперлокальность”. Хорошим примером служит FireChat – да, то самое скандальное приложение на технологии peer-to-peer-mesh, использование которого открыто пиарили во время “революции зонтиков” в Гонконге.

Другим, гораздо более позитивным примером, неожиданно оказалось наше приложение – #tceh (пока только для зелёных дроидов), смысл которого заключается в знакомстве и общении в рамках конкретного мероприятия и уменьшается (но не исчезает) по мере того, как люди физически отдаляются друг от друга просто потому, что роль его – установление контакта с нужным человеком здесь и сейчас.

Последним (но не по значимости) трендом, раскрытым в выступлении были “ниши”. Думаете банально? Возможно. Но тенденции не обязательно должны быть потрясающими воображение. Они должны быть реальными. А использование ниш – более чем реально – оно спасительно для проекта в кризис.

Надите свою нишу, как это сделал Pinterest, став для начала сервисом обмена рецептами домохозяек. А после того, как освоите её – кризис пойдёт на спад, а вы сможете выстрелить отточенным продуктом в более масштабную аудиторию!

На этом я почти заканчиваю описание сольного выступления Григория. Вы можете оценить мою интерпретацию в комментах после просмотра 25 минут видео, которое стоит того, поскольку Гриша мастерски владеет словом и слушать его, как всегда, приятно и интересно (не мне вам рассказывать – вы же знакомы с Радио-Т).

Если же вы хотите узнать больше – посмотрите видео с вопросами зала и ответами Гриши. Не менее увлекательно!

Из него вы узнаете, например:

— оптимальную модель монетизации в кризис
— почему “русский FireChat” не должен быть связан с политикой
— что останется в интернете будущего: книги или “игровые” форматы
— когда умер тренд “упрощение”
— в чём причина того, что “Microsoft в очередной раз хакнул Apple”
— что убило Zlango
— почему Китай не нуждается в нашем IT (спойлер-намёк: в Китае 36 популярных сторов для андроида)

Спасибо, что дочитали до конца – я увлечённо писал этот текст до 4:04 утра.


Закончить хочу статистическим фактом (из поста) и цитатой (из презентации Григория) – пожеланием для всех нас в Новом Году.

Факт: в 1325 словах этого текста “тренд” используется 13 раз (включая этот).
Цитата: “Будь собой, остальные роли заняты.” Оскар Уайльд

____________________________________

* “То, что вам нужно” (What You Need) называется фантастический рассказ Генри Каттнера и Кэтрин Мур, написанный в 1945 году

** Чак Норрис — мифический персонаж, которому мы посвящаем наши рассылки.

*** (с) Николай ni404 Белоусов
Tags:
Hubs:
+26
Comments 16
Comments Comments 16

Articles

Information

Website
tceh.com
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия