При unit-тестированиии кода рано или поздно встает вопрос тестовых данных. И если в одном случае достаточно просто несколько жестко зашитых переменных, то в других случаях необходимы сколько-нибудь большие и случайные данные. В управляемом мире нет проблем с генерацией пользовательских типов (взять тот же Autofixture), но мир C++ зачастую вызывает боль и страдание (поправьте меня, если это не так). Не так давно я познакомился с замечательной библиотекой boost::di и под ее влиянием у меня начала созревать идея библиотеки, которая позволила бы C++ программистам генерировать пользовательские типы данных, забитых случайными значаниями, и это не потребовало бы предварительного их описания. Получилось что-то вроде:
struct dummy_member{
float a;
int b;
};
struct dummy{
explicit dummy(dummy_member val, std::string c) : val_(val), c_(c) {}
private:
dummy_member val_;
std::string c_;
};
int main(int argc, char* argv){
auto d = datagen::random<dummy>();
return 0;
}
→ Ссылка на код. Библиотека header-only,C++14. Всех интересующихся прошу под кат.
Основные возможности библиотеки
- Генерация встроенных типов
- Генерация пользовательских типов(==не встроенных)
- Ограничители на множество генерируемых значений
Генерация встроенных типов
Естественно поддерживается генерация встроенных типов (char,wchar_t и прочее). При этом целочисленные типы генерируются просто как набор битов, а float и double — как сумма случайного целочисленного (int32_t и int64_t соответственно) и случайного значений в интервале от -1 до 1. Для генерации bool значения используется сравнение двух случайных целых.
std::cout << "The answer to the question of everything is:" << datagen::random<int>() << std::endl;
Генерация пользовательских типов.
Для генерации пользовательских типов за основу была взята та же идея, что и в boost::di (спасибо ее автору), а именно возможность написания универсального типа any_type, неявно конвертируемого в любой другой(за редким исключения). Добавив НЕМНОГО шаблонов, получилась штука, генерирующая пользовательские типы, используя следующие средства:
- Определенный пользователем алгоритм генерации.
- Генерация на основе публичного конструктора с максимальным количеством параметров. Все как в примере в начале статьи (
struct dymmy
). - Генерация на основе {}-инициализации. Все так же, как в первом примере (
struct dummy_member
).
Для генерации объектов на основе определенной пользователем процедуры необходимо частично или полностью специализировать шаблон
template<> struct datagen::value_generation_algorithm<TType> {
TType get_random(random_source_base&);
};
Это добавляет возможность выносить некоторые параметры генерации типов в члены этого класса, что в свою очередь позволяет влиять на генерацию типов. Например, алгоритм генерации строк из std выглядит так:
namespace datagen{
template <class CharType, class Traits, class Allocator>
struct value_generation_algorithm<std::basic_string<CharType, Traits, Allocator>>{
using string_t = std::basic_string<CharType, Traits, Allocator>;
string_t get_random(random_source_base& r_source){...};
size_t min_size{0};
size_t max_size{30};
std::basic_string<CharType> alphabet{"abcd...6789"};
};
}
Ограничители на множество генерируемых значений
В библиотеке поддерживаются ограничители на генерируемые значения, например:
std::cout << "The answer to the question of everything is:" << random<int>(between(42,42)) << std::endl;
Есть 2 вида ограничителей:
- Ограничители на алгоритм генерации. С их помощью можно менять значения параметров в классе
value_generation_algorithm<T>
. - Ограничители (скорее корректоры) на уже сгенерированное значение.
При это они могут быть использованы 2 способами:
- Передача их в качестве параметра в функцию random, как в примере выше. В этом случае они будут применены только к текущему алгоритму/значению.
- Создание на их основе
scoped_limit
и применение его к набору типов. Тогда ограничитель применяется для всех указанных типов для всей глубины генерируемого дерева типов на протяжении жизни scoped_limit-а.
Для создания пользовательских ограничителей необходимо объявить структуру/класс ограничителя и реализовать одну или обе функции:
struct dummy_algorithm_limit{};
struct dummy_value_limit{};
namespace datagen{
namespace limits {
void adjust_algorithm(random_source_base&, dummy_algorithm_limit const& l, value_generation_algorithm<dummy>& a){
// здесь можно подправить параметры генерации dummy
}
void adjust_value(random_source_base&, dummy_value_limit const& l, dummy& a){
//здесь можно подправить сгенерированное значение dummy
}
}
}
Ограничения применяются в следующем порядке:
- scoped_limit для алгоритмов
- параметрические ограничители на алгоритм
здесь идет генерация дерева объектов - scoped_limit для значений
- параметрические ограничители на значения
Общая информация
Источником энтропии в библиотеке является класс random_source_impl, использующий <random>
. Но есть возможность переопределить это, предоставив на этапе компиляции специализацию структуры random_source_instance<int>
.
На сегодня реализована (собственно то, что необходимо мне в работе) генерация следующих контейнеров из stl:
- std::array
- std::map
- std::set
- std::string
- std::vector
пары типов из boost:
- boost::asio::ip::address (v4,v6)
- boost::optional
- boost::posix_time::ptime
- boost::posix_time::time_duration
Ограничители для них:
- between для встроенных типов и не только
- greater_than,less_than, odd, even
- container_size::between, container_size::less_than и т.д.
- alphabet::consists_of, alphabet::does_not_contain
Тестировалось на компиляторе msvc-14.0, требует c++14. К сожалению, gcc ведет себя немного по-другому, в следствие чего код библиотеки на собрался под mingw (gcc-6.3.0), но думаю те, кто имеет с ним постоянный контакт, смогут быстро это поправить.
Библиотека лежит в открытом доступе. Идеи и реализации новых типов приветствуются.