Pull to refresh

Семь красных линий

Reading time4 min
Views33K
Один из найденных в интернете вариантов решения задачи
Один из найденных в интернете вариантов решения задачи

Простите меня. Если не готовы прощать, не читайте дальше этих строк, прокляните меня и эту статью — не читая. Так делают многие. Я замахнулся на святое — на «Семь красных линий» Алексея Березина. Читая про них, вы, наверное, сопереживали несчастному Петрову, которому «вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение».

Это чувство я вышибаю из-под ног, как палач вышибает табуретку. Надо иметь жестокое сердце или не иметь его вообще, чтобы работать палачом, тем более — палачом, убивающим хорошую историю. А история Алексея Березина вне всякого сомнения хороша. Прочитайте её, если вы до этого её не читали. Или посмотрите снятый по её мотивам фильм.

Хорошая история подобна котенку с дверцей — её можно раскрыть, изучив составляющие её части. В этой истории их две — невозможное задание и поведение эксперта Петрова. Въедливые читатели, обычно сосредотачиваются на первом, предлагая разнообразные способы решения задачи. Я предлагаю остановиться на втором — и изучить поведение Петрова.

Читая рассказ, очень просто попасть под влияние авторского видения ситуации и согласиться с его оценкой Петрова — как жертвы. Для объективности, я предлагаю вам сменить фокус — рассмотреть поведение Петрова с точки зрения его руководства.

С чего всё началось? С задания: «Нам нужно нарисовать семь красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые — прозрачным. Как вы считаете, это реально?»

Вы поняли задание?

Скорее всего нет. Именно этого эффекта и добивался автор — придумав эту блестящую метафору. Подобные ситуации у меня на работе (а я работаю в строительной компании) возникают довольно часто — наши клиенты не владеют строительной терминологией, поэтому говоря «цоколь», «портал», «утеплитель» … они могут иметь в виду что-то своё.

Для меня ситуация из рассказа выглядит именно так: клиенты подразумевают под термином «линия», «красная» и далее… что-то свое. Задача специалиста в области рисования красных линий Петрова — понять замысел клиента, после чего решить поставленную перед ним задачу. Что для этого делает Петров? Он поступает самым худшим из возможных способов:

Нет, — говорит Петров.

Он не понял задачу. Но вместо того, чтоб начать задавать уточняющие вопросы — он начинает утверждать — что задача неразрешима. С точки зрения его коллег это выглядит как увиливание — главный специалист в области рисования красных линий не хочет рисовать красные линии просто потому, что не работать проще, чем работать.

В том, что Петров не признается, что не понял задачу — нет ничего удивительного. На его месте так поступили бы многие — признать ограниченность своих знаний, своего понимания очень непросто. В школе нас этому не учат. Но именно эта грань отличает, по моему мнению, профессионала от любителя. Профессионал знает границы своих возможностей.  Любитель узнает их в процессе.

Именно поэтому — Петров не профессионал. Даже когда у него появляется здравая идея всё-таки разобраться с заданием, он лажает:

Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.

— И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста? Как вы себе это представляете?

— Ну-у-у, Петро-о-ов! — говорит Сидоряхин. — Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?

— Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…

Думаете, почему ему не стали объяснять своё видение? Потому что Петров начал беседу с заявления, что не может выполнить задание. Не отменив своих слов, не признав, что он не понимает, о чем речь — с мертвой точки беседу не сдвинуть. Но именно это Петров делать категорически не желает.

Кончается рассказ именно так, как в реальной жизни. Наш герой в тупике. Он не понимает задания. Он не может признать, что не понимает задания. Он не нравится коллегам. И он — вместо того, чтоб задуматься о том, что он делает не так — «прячется в домике», повторяя:

— Я все могу, — Я могу абсолютно все. Я профессионал.

Традиционная книжная рекомендация:

Несколько лет назад я представил роман «Червь» Джона Маккрея на Хабре. Потом, спустя пару лет, я оповестил читающую публику о завершении перевода. В обоих обсуждениях, самым популярным вопросом было: «Что бы еще почитать такого?». Это закономерно. Червь великолепен — но все хорошее имеет свойство кончаться.

Обычно я рекомендую цикл «Пришествие ночи» Питера Гамильтона — такое же объёмное и сложное произведение. Другие читатели рекомендуют «Гарри Поттера и методы рационального мышления» и «Мать учения». Но при всех достоинствах этих книг — их нельзя назвать полноценной заменой Червя. В первую очередь по накалу страстей — эмоций, возникающих при чтении.

Ответ пришел откуда не ждали. Несколько дней назад, я посмотрел «Человека-бензопилу» — неплохую, но не выдающуюся анимешку. По крайней мере я так думал, посмотрев первые серии. Сюжет этого сёнэна был шаблонным — подросток обретает суперсилы, вместе с которыми к нему приходит ответственность. Но помимо банального сюжета, в анимешке было что-то, выбивающееся из серии стандартных боевичков.

Может быть образ главного героя — Дэндзи. При чтении Червя — меня немного царапал образ героини-бессребреницы, которую хлебом не корми, только дай принести себя в жертву на алтарь служения обществу. Так вот — наш Дэндзи не такой. Ввязался он во всю эту историю ради совершенно другой великой цели. Не буду спойлерить какой. Я вообще не буду обсуждать сюжет — он крайне чувствителен к спойлерам.

Просто берите и читайте — просмотрев все вышедшие серии экранизации, я перешел на мангу. В которой мне открылись неожиданные бездны. Давненько я не видел столь яркого и проработанного завершенного фантастического сюжета. Вне всякого сомнения — финал «Бензопила» не уступает по яркости финалу Червя. А может быть, даже немного и превосходит — потому что в отличие от Червя, «Бензопила» полна чернушечного и абсурдного юмора.

Человек-бензопила / Chainsaw Man
Человек-бензопила / Chainsaw Man

Вдогонку хочу отметить на редкость удачный образ Павы — полудевушки-полудемона. В отличие от стандартных героинь — Пава описана с оглядкой на реальных женщин. Она неидеальна — неопрятна в одежде, забывает смывать за собой, не любит овощи и обладает ЧУДОВИЩНО раздутым чувством собственной важности. Поэтому я с замиранием сердца следил за тем, как герои постепенно сближаются, становясь чем-то большим, чем просто дурными подростками.

Те, кто дочитал, знают чем это кончилось :(

Tags:
Hubs:
Total votes 36: ↑21 and ↓15+14
Comments170

Articles