Pull to refresh
35
0
Алексей Завьялов @AlexeiZavjalov

User

Send message

Краш-репорты в *nix: backtrace, SEGFAULT (и reinterpret_cast)

Reading time5 min
Views5.3K
Привет, уважаемый хабраюзер!

Все разработчики программ рано или поздно сталкиваются с проблемой падения программы у пользователя. Но далеко не все при этом могут получить доступ к конкретному компу, на котором что-то идёт не так, запустить там gdb и повторить падение. И даже получить информацию от пользователя бывает крайне сложно: в багтрекер (или техподдержку) приходит сообщение а-ля «программа падает, что делать?», а вот технической информации, так важной для разработчика, пользователь не прилагает к своему сообщению. Да ещё и не каждый напишет об этом! Просто перестанет пользоваться программой — и всё.

Некоторые ОС предлагают отправить краш-репорт разработчикам. Но! Разработчикам ОС, а не Вам, то есть совсем не тем людям, которым это действительно нужно! И тут на помощь приходят собственные краш-репорты, которая Ваша программа должна бы отправить на Ваш сервер. Но как их сделать? Как правильно обработать SEGFAULT и при этом отправить вразумительную информацию разработчику?
Читать дальше →
Total votes 60: ↑57 and ↓3+54
Comments42

О развязке питания с примерами

Reading time8 min
Views178K
Когда я участвовал в проведении конкурса 7400, я понял, что многим из представленных логических схем для надежной работы не хватает простейших защитных элементов. Одним из самых часто встречающихся недостатков конструкции было отсутствие блокировочных емкостей. Позже, прочитав статью о законе Мёрфи, я решил немного написать о развязке и блокировочных конденсаторах.
Читать дальше →
Total votes 75: ↑73 and ↓2+71
Comments25

Современное школьное образование, часть 1

Reading time7 min
Views14K
Вторая часть про типы видео-лекций.
Третья часть про технологии интернет-образования и разработку контента.

Хочу вынести на обсуждение несколько тем, касающихся современного школьного образования. Всё будет представлено на примере урока по физике.

  • Как должна быть поставлена школьная задачка? Какова должна быть сложность? Что должны представлять из себя лабораторные работы?
  • Интернет — образование. Возможно ли в России создание аналога онлайн архива лекций (и не только) khanacademy.org? Именно нормальных уроков и лекций, связанных в один программный курс, а не пособий по дрессировке к ЕГЭ. Как советская система образования может выглядеть в современных медиа (видео-лекции, интерактивные приложения)? Кто будет это делать?
  • ???


Здесь представлена первая часть, остальные будут позже.
Читать дальше →
Total votes 124: ↑110 and ↓14+96
Comments233

Делаем IBM PC на FPGA

Reading time3 min
Views82K
Думаю многие, кто работал с FPGA думали — а не сделать ли свой компьютер полностью на ней, с x86 процессором, периферией и прочим? 8-и битные компьютеры часто реализовывали в FPGA, но вот целый PC…

Для успешной работы помимо x86 процессора нужен еще BIOS со всеми реализованными прерываниями (включая доступ к «диску» на SD карте), BIOS VGA-совместимой видеокарты, вся периферия, контроллер памяти, таймер и многое другое. Задача намного сложнее чем кажется на первый взгляд, но тем не менее, в проекте ZetCPU она решена.

Из ограничений — работает только 16-и битный режим на 12.5Mhz, без математического сопроцессора.
Читать дальше →
Total votes 66: ↑62 and ↓4+58
Comments47

Диплом бакалавра в LaTeX, или ДСТУ 3008-95 в 150 строк

Reading time21 min
Views140K
image
Всем привет. Недавно меня тоже настигла переломная веха студенческой жизни — бакалаврская дипломная работа. Среди многих формальных деталей этого замечательного явления особо заметным стоит нормоконтроль. Нет, я понимаю и всячески поддерживаю, что стандарты необходимы, в том числе стандарты на оформление академического текста. Просто наши стандарты, в отличие от западных, достаточно идиотичны. Они не экономят ни чернила, ни бумагу, они не упрощают поиск литературы по номенклатуре, а усложняют чтение названия. Не говоря уже о том, что текст стандарта спроектирован и описан людьми, работающими в редакторе Microsoft Word. Опять-таки, я не имею ничего против Word, это мощнейшая система. Но технический текст в нем набирать неудобно, и по гибкости он во много раз проигрывает бессмертному творению Дональда Кнута — LaTeX.

Итак, мое написание диплома началось с того, что я потратил 4 часа на настройку преамбулы под нормы украинского стандарта оформления ДСТУ 3008-95. Насколько мне известно, он почти полностью соответствует русскому ГОСТу. Я знал, что существуют готовые решения (например, disser), но после пары проб предпочел настроить каждую деталь самостоятельно. Для тренировки. Тренировка удалась — я узнал бездну новых вещей о LaTeX, этого монстра невозможно выучить полностью :-)

Под катом я полностью опишу процесс настройки каждой конкретной детали и использование их при написании, а также разные мелочи, упрощающие написание диплома еще больше. Сразу предупреждаю: где-то мои решения могут показаться костылями. Где-то они не слишком универсальны. Я это знаю, понимаю, принимаю и приветствую критику и предложения в комментариях ;-)
Читать дальше →
Total votes 105: ↑101 and ↓4+97
Comments54

Любительский перевод игр: анатомия процесса, часть первая

Reading time17 min
Views90K
Любительская локализация — явление, затронувшее многих игроманов, и порой даже сыгравшее не последнюю роль в формировании их интересов и отношения к игровой индустрии в целом. Наверное, благодаря тому, что оно издавна преследовало в основном благие цели, у большинства любителей интерактивных развлечений при его упоминании возникают преимущественно положительные ассоциации, а порой даже и ностальгические эмоции.

В прошлый раз я излагал свой взгляд на явления как любительской, так и официальной локализации. Поскольку нашлись люди, которым эта тема близка или интересна, а также не обошлось и без желающих побольше узнать о технических деталях процесса, то мне ничего не остаётся, как об этом рассказать, пусть и в несколько специфичном стиле.


На картинке изображён логотип российского ромхакинг-сообщества по версии проекта Russian Romhacking.
Читать дальше →
Total votes 99: ↑96 and ↓3+93
Comments17

Советы по правильной настройке телевизора

Reading time6 min
Views909K
Для начала, что есть «правильная настройка». Если вы хотя бы раз были в магазине электроники, то наверняка замечали, что все выставленные телевизоры показывают по-разному. С чем это связано? Какой из них лучше? Давайте разберемся.

Я думаю, вы согласитесь, что телевизор должен не просто показывать какую-то картинку, но и вносить как можно меньше искажений в исходный контент. Сам контент всегда создается с оглядкой на стандарты и рекомендации индустрии, и главная цель любого телевизора — донести до вас именно то изображение, которое вам хотели показать. Тут важно всё: и оттенок кожи у актера, и цвет неба на закате, и какие детали изображения должны быть видны, а какие спрятаны. Существуют международные стандарты, описывающие каким должно быть изображение на экране вашего телевизора. Все вы, наверняка, встречали аббревиатуры PAL, NTSC, или HDTV, вот за этими буквами и скрываются свойства видеосигнала и различные параметры изображения. С приходом HDTV в нашу жизнь, большая часть стандартов сразу же устарела, и, фактически, наиболее актуальным сейчас является стандарт REC709, который используется в телевидении высокой четкости (HD) и в Blu-Ray видео.
Читать дальше →
Total votes 184: ↑171 and ↓13+158
Comments127

Многозадачность в микроконтроллерах на основе продолжений

Reading time8 min
Views27K
Программисты C и так не избалованы возможностями языка, а разработчики встроенных систем на микроконтроллерах ограничены еще больше, зачастую их программы работают на голом железе, без поддержки ОС.
Возможность использования в С сопрограмм, генераторов, кооперативной многозадачности часто может сильно упростить программу и сэкономить силы, но эти возможности языка не очевидны и многие про них не знают.
Продолжения (contionuation) позволяют запомнить состояние выполнения программного потока (функции), и вернуться к этому месту в дальнейшем.
Используя продолжения, мы можем получить сопрограммы (coroutine), а это уже практически готовые генераторы, итераторы и кооперативная многозадачность.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑66 and ↓1+65
Comments12

Нейросети для чайников. Начало

Reading time5 min
Views799K


Так получилось, что в университете тема нейросетей успешно прошла мимо моей специальности, несмотря на огромный интерес с моей стороны. Попытки самообразования несколько раз разбивались невежественным челом о несокрушимые стены цитадели науки в облике непонятных «с наскока» терминов и путанных объяснений сухим языком вузовских учебников.

В данной статье (цикле статей?) я попытаюсь осветить тему нейросетей с точки зрения человека непосвященного, простым языком, на простых примерах, раскладывая все по полочкам, а не «массив нейронов образует перцептрон, работающий по известной, зарекомендовавшей себя схеме».

Заинтересовавшихся прошу под кат.
Читать дальше →
Total votes 258: ↑226 and ↓32+194
Comments91

Ностальгия: роемся у «Танчиков» под капотом

Reading time12 min
Views103K
Многие из нас выросли на «Танчиках», «Марио» и прочих нетленных шедеврах времён рассвета игровой индустрии. Приятно порой вспомнить, как днями напролёт резались с друзьями у экранов телевизоров, меняя джойстики как перчатки. Но время не стоит на месте, и одни интересы сменяются другими. Однако, порой любовь к старым-добрым игрушкам не угасает.
Я отношу себя к людям именно таким, и мой интерес к старым играм пошёл в сторону реверс-инжиниринга, что и привело меня в IT-сферу, где я и осел с концами.

Я хочу рассказать вам о том, что же под капотом у железных монстров из знаменитой игры Battle City (в простонародье «Танчики») с не менее знаменитой приставки Nintendo Entertainment System (сокращённо NES, в России более известен её китайский клон «Dendy»). Мне в своё время эта информация показалась довольно любопытной — надеюсь, такой же она покажется и вам.
Читать дальше →
Total votes 233: ↑232 and ↓1+231
Comments72

Что общего у статического анализа и поисковиков? Хороший «top»!

Reading time5 min
Views1.3K
Разработчики поисковиков типа Google/Яндекс и разработчики инструментов статического анализа кода решают в каком-то смысле очень похожую задачу. И те, и другие должны предоставить пользователю некоторую выборку с ресурсами, которые «отвечают» желаниям пользователя. Нет, конечно, в идеале разработчики поисковиков хотели бы ограничиться кнопкой «Мне повезет!» (I'm Feeling Lucky). А разработчики инструментов анализа кода хотят выдавать только список реальных ошибок в коде. Но реальность как всегда накладывает ограничения. Хотите узнать, как мы сражаемся с жестокой реальностью при разработке PVS-Studio?

Читать дальше →
Total votes 25: ↑21 and ↓4+17
Comments5

Советы себе в прошлом

Reading time4 min
Views23K
У меня очень мало опыта (суммарно программистом я проработал 16 месяцев), тем не менее, я хотел бы дать несколько советов себе-в-прошлом, ну, или иными словами всем тем, кто сейчас учится в университете и планирует стать разработчиком ПО. Ни в коей мере не претендую на мудрость или опытность. Немного подумав, я понял, что все эти советы как никогда актуальны для меня и сегодня тоже. Первую заметку я опубликовал в своем блоге в прошлом году, а сейчас публикую здесь список, расширенный советами читателей блога.

Все советы автономны и их порядок не имеет значения.
Читать дальше →
Total votes 219: ↑193 and ↓26+167
Comments311

Фанаты собрали уже $1.3M на Wasteland 2

Reading time3 min
Views20K
imageБрайан Фарго (основатель Interplay) уже несколько лет хочет создать продолжение игры Wasteland (1988). В своё время игра стала прародительницей жанра постапокалиптических RPG, в первую очередь — культовых Fallout 1 и 2. Однако, найти издателя для продолжения оказалось непросто.

Несколько дней назад Брайан от лица его компании InXile начал проект по сбору средств для создания Wasteland 2 при помощи сервиса KickStarter.

«Пожалуй, это последний шанс создать продолжение Wasteland. Мы пытались убедить издателей не один раз, но они отказывались. Они не нашли ничего интересного в крепкой игре старой школы.»

Необходимая сумма в $900'000 была собрана за рекордные 42 часа.
Читать дальше →
Total votes 100: ↑96 and ↓4+92
Comments125

Участие в Google Summer of Code

Reading time7 min
Views19K
Приветствую всех!

Думаю, многие слышали о студенческой программе Google под названием Google Summer of Code (GSoC). Если кратко, то суть программы заключается в следующем: проекты с открытым исходным кодом подают заявки, Google их рассматривает и выбирает определённое количество для участия, а затем к участию отбираются студенты силами самих проектов. Естественно, людей надо как-то мотивировать к участию, поэтому в течение тех 3-х летних месяцев, в течение которых студент будет работать, ему выплачивается стипендия в $5000 (в случае удачного завершения работы), его руководителю — $500. Лето уже близится, а это значит, что студентам скоро можно будет подавать заявки на GSoC 2012. Так как я не помню, чтобы на Хабре делились опытом участия в данном мероприятии, я решил это исправить и расскажу подробно о том, что необходимо для подачи заявки, как ее подавать и о дальнейшем участии. Буду рассказывать на примере своего участия в 2010 году. Кому интересно — прошу под кат.
Читать дальше →
Total votes 61: ↑57 and ↓4+53
Comments34

Чем плох GNU make?

Reading time16 min
Views27K
GNU make — широко известная утилита для автоматической сборки проектов. В мире UNIX она является стандартом де-факто для этой задачи. Являясь не такой популярной среди Windows-разработчиков, тем не менее, привела к появлению таких аналогов, как nmake от Microsoft.

Однако, несмотря на свою популярность, make — во многом ущербный инструмент.
Читать дальше →
Total votes 120: ↑104 and ↓16+88
Comments84

О протоколах передачи данных

Reading time6 min
Views82K
В этой статье я хочу поделиться личным, не претендующим на академичность, опытом в работе с различными закрытыми протоколами передачи данными (в основном на прикладном-сеансовом уровнях).

Достаточно часто мне приходиться сопрягаться со специализированным ПО (и железом, хотя в конечном итоге идет сопряжение со вшитым на плату фирмвейром), изготовитель каждого из которых предоставляет свой протокол обмена данными.

Какими свойствами и особенностями обладает хороший, годный грамотный, качественный протокол?
Читать дальше →
Total votes 51: ↑48 and ↓3+45
Comments22

Общаемся с SIM-картой на низком уровне

Reading time5 min
Views49K

f: не могу представить, как крусач может работать) Наши курсачи обычно пыляться где-то на полках
m: Вот у меня есть плата. К ней нужно подрубить сим-карту, и эта плата должна прочитать смс оттуда)
m: плата покупная, а вот программируем ее мы)
f: а нельзя смс с телефона прочитать?

— из жизни, орфография сохранена





Ну а если вам все-таки интересно узнать больше о сим-картах, протоколах передачи и их файловой структуре, прошу под кат. Ну и куда же без кода…

Читать дальше...
Total votes 197: ↑191 and ↓6+185
Comments37

Скачиваем видео с YouTube

Reading time7 min
Views99K
Эта история берет начало в далеком 2006-м году… Я тогда был в начале своей программистской карьеры и работал в одной говноконторе развивающейся ноунейм фирме. Тогда у нас было несколько заказов на сайты с похожим функционалом: нужно было сделать портал, на который люди могли бы заливать видео/картинки/музыку и потом этот контент просматривать, комментировать, а заодно и смотреть рекламу принося прибыль доброму дяде владельцу. Все бы хорошо, но чтобы завлечь людей на сайт нужно чтобы там уже было много контента. Таким образом создавалось бы впечатление что сайт работает давно и успешно. И вот заказчик ставит грандиозную цель: наполнить новоиспеченный портал видео с youtube.com. Еще не зная, что меня ждет, я с радостью взялся за работу…
Читать дальше →
Total votes 82: ↑62 and ↓20+42
Comments80

Игровые циклы или ЭлектроКардиоГама

Reading time11 min
Views51K
Игровой цикл — это пульс каждой игры. Ни одна игра не будет работать без этого. Однако, к несчастью каждого нового разработчика игр, в сети нет хороших статей, в которых уделено достаточное внимание этой теме. Но не печальтесь, потому как только что вы получили возможность прочитать единственную в своем роде статью, уделяющую вопросу игровых циклов заслуженное внимание. По долгу службы мне часто приходится иметь дело с большим количеством кода мелких мобильных игр. И я каждый раз удивляюсь сколь много существует реализаций игрового цикла. Вы тоже можете удивиться как можно для такой, казалось бы простой, вещи можно придумать множество имплементаций. А ведь можно! И в статье я постараюсь рассказать о достоинствах и недостатках наиболее популярных вариантов игровых циклов. Также я постараюсь описать наилучший на мой взгляд вариант реализации игрового цикла.
(Thanks to Kao Cardoso Félix this article is also available in Brazilian Portuguese) (Thanks for me, in Russian also, прим. перев.)
Читать дальше →
Total votes 59: ↑57 and ↓2+55
Comments62

Повышение привилегий в Linux >=2.6.39

Reading time1 min
Views6.9K
После того, как Линус запатчил ядро 17 января, опубликовано подробное описание уязвимости с повышением привилегий через /proc/pid/mem в suid. Это довольно умный хак, который применим для всех версий ядра >=2.6.39. Можете проверить у себя или на каком-нибудь непропатченном удалённом сервере.

Автор описания уязвимости первоначально не выкладывал готовый код, но поскольку на основе его поста в блоге такие эксплойты всё-таки появились в открытом доступе, то он тоже выложил свой эксплойт Mempodipper. Вот также шелл-код для 32-битной и 64-битной версий. Здесь видео с демонстрацией хака.

Появление уязвимости стало возможным благодаря тому, что в ядре 2.6.39 было решено убрать «избыточную» защиту #ifdef.
Total votes 87: ↑83 and ↓4+79
Comments44

Information

Rating
3,619-th
Location
Milpitas, California, США
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Chief Technology Officer (CTO)
Lead