Pull to refresh

Нужны ли компаниям собственные домены?

Reading time 4 min
Views 937
Тема доменов не теряет своей актуальности — вчера холиварили сразу в нескольких топиках на главной. Самое горячее обсуждение вышло вокруг инициативы ру-центра о регистрации доменного имени .moscow.

В основном идею критикуют, саркастически предлагая варианты типа .petropavlovskkamchatskiy или .severodonetsk — мол, вот какая фигня получится, если все желающие смогут регистрировать свои домены. Идея понятна — придуманная некогда для систематизации интернет-пространства, доменная система не справляется с возложенными на неё функциями: деление на страны, деление на типы, теперь вот деление на города — бред, структура становится настолько сложной, что в ней легче запутаться — только и знай, что плати деньги за защиту своего trademark во всех возможных вариантах. Такое ощущение, что у киберсквоттеров мощное лобби в ICANN.

Надо понимать, что деление по странам хромает уже чисто с идеологической точки зрения — интернет наднационален, и интернет-бизнес — в частности. Выбор доменного имени невольно служит неким психологическим поводком — будем работать только в .ru или замахнёмся на .com? А если второе, то не нужно ли зарегистрировать своё доменное имя ещё в сотне национальных доменов, чтобы закрыть лазейку мошенникам? Решение есть, и даже не одно. У меня, по крайней мере, созрело два варианта:

Попроще


Систематизация — штука хорошая, и отказываться от неё совсем нельзя — бардак-с будет. Давайте подумаем, какой критерий имеет право на то, чтобы служить разделителем первого уровня? Страны? Интернет экстерриториален. Города? Тем более? Типы контента, типы бизнеса просто не охватывают и не могут охватить всё разнообразие этих категорий, что возвращает нас к доменам национальным и всем связанным с этим недостатками.

Кстати, надо учитывать тот факт, что страны, конечно, банкротятся не так часто, как компании — но, тем не менее, в масштабе десятилетий тоже достаточно динамично возникают и исчезают. Вот исчезнет страна — а домен останется. Но домен несуществующей страны — это мина под самой идеей территориального деления.

На самом деле, реально внутренние границы интернета давно определились, и пролегают мимо доменов — это языковые барьеры. И именно языковое деление и имеет смысл оставить — с чётким условием, что в домене .ru могут существовать только русскоязычные сайты, и русскоязычные сайты не могут существовать где-то кроме домена .ru. Таким образом проблема киберсквоттинга разом снимается — скажем, транснациональным корпорациям не составит труда зарегистрировать домены всех языков, на которых говорят их потребители. С другой стороны, интернет-магазину pupkin.ru, поставляющему матрёшки и балалайки по всему миру, не придётся бояться, что какой-нибудь pupkin.ro начнёт воровать клиентов — потому что такой сайт сможет быть только на румынском языке, а значит и работать на румыноязычную аудиторию.

При этом разделение такое уже практически состоялось — .com де-факто содержит англоязычные сайты, .ru — русскоязычные, .cn, .fr, .de и т.д.

Чтобы не доводить идею до абсурда, можно ограничиться правилом — не больше двух языковых доменов для стран с мультиязычным населением, кроме языков, являющихся официальными в других государствах — это снимет проблему доменов для редких и малоупотребимых языков — почти все носители таковых говорят на другом, более распространённом и являющимся государственным в той или иной стране, и им вполне подойдут сайты на этих языках.

Собственно, эта идея даже не отменяет существования чисто бизнесовых доменов типа .travel или .aero — главное, чтобы в языковых доменах было запрещено размещение сайтов на других языках. Тогда проблема киберсквоттинга снимется сама собой.

Кстати, этот же способ решит проблемы фишинга, возникающие в связи с плодящимися национальными, типа.рф, доменами — никакие подстановки будут невозможны..РФ? Извольте русские буковки использовать.

Посложнее


С любым явлением можно бороться двумя способами: запретив, или, наоборот, сняв все ограничения — тогда нежизнеспособная система разрушит себя сама. В случае с регистрацией доменов для этого можно просто поэтапно, но быстро снять все ограничения и условности для регистрации доменов. Просто ввести иерархию — первыми пойдут транснациональные корпорации и мегаполисы — домены .mcdonalds, .cocacola, .newyork опять же снимут проблемы с киберсквоттингом на мировом уровне и упростят жизнь пользователям. Затем — города помельче (областные центры, столицы штатов) и компании странового уровня, затем — все остальные обладатели trademark'ов всевозможных уровней, и, наконец, отпустить домены в свободную продажу. При этом возможны стычки из-за обладателей одинаковых имён сайтов в разных доменах первого уровня — но худшее, что может случится в этом случае — это то, что проигравший просто останется по прежнему адресу.

С точки зрения удобства пользователей это решение тоже оптимально — тенденция такова, что большинство юзеров доменами итак не заморачивается, все эти «точка.ру» и «дот.ком» стали модной частью словообразования и брендирования, но в реальной жизни пользователи просто забивают название нужного сайта без всяких доменов в поисковую строку и переходят по первой ссылке. Более того, совмещение поисковой и адресной строки стало безусловной находкой и мощным трендом — остаётся только довести идею до логического завершения, сократив количество кликов с двух — в поисковой строке и на результате поиска — до одного: в адресно-поисковой строке. Фигакс — и ты на сайте.

Идея немного сложнее в реализации — без косяков, судов и потраченных нервов не обойтись, но, зато, в отличие от идеи №1 переходный процесс конечный. А вот контроль за тем, чтобы языковые домены содержали только сайты на соответствующем языке, нужен будет постоянно.

В общем, все идеи хороши — выбирай на вкус. Зато тему доменосрачей так или иначе можно будет закрыть. Уже неплохо.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+6
Comments 37
Comments Comments 37

Articles