Pull to refresh

Что делать, если некогда писать бизнес-план

Reading time 4 min
Views 5.6K

Детальный бизнес-план или «на салфетке»?


Бизнес план — это документ, который инвесторы заставляют написать, но который они не читают" — Стив Бланк (Steve Blank)

Детальный бизнес-план новой идеи, проработанный, на нескольких десятках страниц, конечно, выглядит солидно. И, возможно, некоторым внушает больше доверия — ведь стопка бумаги предполагает, что есть не только идея, но уже было проведено и исследование рынка (вопрос качества этого исследования не затрагивается), конкурентов, в конце концов вложены силы и время!

Но насколько это актуально для бизнеса в IT сфере? Пока пишется бизнес-план стартапа, исследуется и наблюдается рынок, скорее всего, аналогичная идея уже реализуется другой командой, у которой не было бизнес-плана вообще. Или она проводит “разведку боем” так как на это у нее есть ресурсы. IT рынок меняется достаточно быстро, по сравнению с традиционными рынками, поэтому часто бизнес-план устаревает еще до момента его завершения.

Более простой и быстрый вариант, бизнес-план «на салфетке» в противоположность, включает в себя основные тезисы, как правило, описание проблемы, которая решается плюс ответ на главный вопрос — “где тут деньги”.

Но есть еще и инструменты, которые ищут компромисс между детальным планом и “салфеткой”, и я хочу рассмотреть три инструмента: SWOT анализ, Оценочная Таблица (Scorecard) и Канва Бизнес Модели (Business Model Canvas)

Они позволяют описать идею бизнеса на одном, максимум двух листах. Это наглядно, помогает сконцентрироваться на выражении сути бизнеса, а с другой стороны в таком виде удобно обсуждать и и вносить изменения.

SWOT анализ


SWOT анализ достаточно компактно описывает бизнес идею по четырем основным параметрам: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы соответственно.

Пример:


Минусы: параметры достаточно общие, нет четкого разделения на внутренние параметры бизнеса (например, команда) и внешние (рынок, маркетинг)

Плюсы: всего четыре параметра, толкование которых достаточно понятно. Подход можно использовать для оценки не только внешней деятельности компании, но и внутренней.

Оценочная Таблица (Scorecard)


Менее понятный инструмент для неподготовленного, суть подхода в том, чтобы не просто описать словами каждый из параметров, а произвести его оценку в баллах.

Пример:


Одна из известных оценочных таблиц предлагается Томасом МакНайтом, автором книги “А полетит? Как узнать, есть ли у Вашей бизнес-идеи крылья, прежде чем Вы прыгнете” (русский перевод издан в 2007 году). Автор книги, кстати, неоднократно проводил тренинги для топ-менеджеров российских нефтяных компаний.

Эта оценочная таблица включает в себя 44 параметра, каждый из которых оценивается в баллах от -10 до +10, и с разным “весом” параметра (мультипликатор, который выражает значимость” данного параметра от 1 до 3)

Параметры включают в себя как достаточно понятные (для России особенно), например, “Связи с правящими кругами”, так и более размытые как “Страсть” (насколько Вы оцениваете свою личную страсть к проекту). Каждый параметр подробно описан в книге.

Идея “взлетит”, если после заполнения таблицы набирается 70% от максимальной суммы баллов. Если нет — то Вы сами увидите на какой параметр нужно обратить внимание.

После небольшого опыта использования оценочной таблицы, можно добавить попробовать ввести несколько своих параметров. Саму таблицу можно (и нужно корректировать) по мере развития компании, и отслеживать текущие слабые и сильные стороны.

Минусы: для понимания каждого параметра нужно прочитать книгу.

Плюсы: хотя оценка и производится достаточно субъективно, различие двух бизнес идей может быть выражено в конкретных цифрах. После определенной тренировки, заполнять таблицу можно за 30-40 минут или быстрее. Как рекомендует автор книги — если Вы услышали какую-то идею, перед ее обсуждением, оцените идею по таблице и сами увидите, стоящая идея или нет.

Канва Бизнес Модели (Business Model Canvas)


Относительно новый подход, впервые предложенный Александром Остервальдером (Alexander Osterwalder) в 2004 году, и набирающий популярность, особенно среди стартапов. Истоки данного метода идут из классической книге Стива Бланка “The 4 Steps To Epiphany”. Осенью 2011 года планируется выход русского перевода книги А. Остервальдера ““Business Model Toolbox”.

Бизнес модель описывается на одном листе, разделенном на 9 блоков

Пример:

copyright www.businessmodelgeneration.com

9 блоков (параметров) охватывают основные стороны бизнеса:

  • Инфраструктура (ключевая деятельность, ключевые ресурсы, партнеры)
  • Предложение (основная ценность продуктов и сервисов, предлагаемых компанией)
  • Клиенты (сегменты клиентов, каналы продаж, развитие отношений с клиентами)
  • Финансы (основные затраты, входящие денежные потоки)


Плюсы: наглядно и достаточно для оценки идей стартапов и IT бизнеса. Может послужить хорошей основой для написания подробного бизнес плана. Удобно для постоянного внесения изменений.

Минусы: не проводится качественной оценки как в методе с оценочной таблицей.

Заключение:


Инструменты, перечисленные выше, не исключают друг друга и могут использоваться совместно. Главное их преимущество в том, что они доступны, не требуют много времени и специального образования. И нет сомнения в том, что набросав SWOT анализ, оценочную таблицу или канву бизнес модели Вы сможете лучше понять суть своей бизнес задумки, ее текущие преимущества и недостатки.
Tags:
Hubs:
+38
Comments 28
Comments Comments 28

Articles