Pull to refresh

Клуб школьников YES™ как научно-образовательное начинание

Reading time 8 min
Views 3.4K

Так получилось, что через год после окончания одного из лучших физ-мат лицеев России я стал работать там педагогом дополнительного образования (однако взаимодействовал я не только с лицеистами). Это дало возможность более внимательно присмотреться к проблемам нынешних школьников и к путям их решения, о чём сейчас и собираюсь поведать.

По собственному опыту могу сказать, что нынешние российские школьники (не все, но в большинстве своем)
  • плохо представляют, что такое инженерная и научная деятельность, считают ее скучной, неинтересной и бесперспективной;
  • редко встречают в ходе обучения интересные именно им знания в желаемом ими объеме;
  • не умеют использовать базовые ИТ в рабочих целях (исключения: расчеты задач в программных пакетах вместо бумаги и ручки, поиск готовых решений в интернете);
  • крайне редко работают в команде над чем-либо (исключение: команды по списыванию домашних заданий);
  • пассивны (скорее попадут в «крутую» тусовку с пивом и сигаретами, чем в кружок допобразования по интересному им направлению).

Всё это ведет к
  • незнанию, куда двигаться дальше/куда поступать => поступление наобум и превращение вузовского образования в добычу корочки (корочек – если учитывать Болонский процесс);
  • незнанию того, как и зачем работать в команде, как в рабочих целях использовать стандартные ИТ (почта, календарь,…) => неконкурентоспособность на современном рынке труда;
  • нехватке высококвалифицированных инженеров и ученых => техногенные катастрофы, окончательное превращение России в сырьевой придаток.

Вывод: интерес школьников к научной и инженерной деятельности надо поднимать, работе в команде и использованию в работе ИТ – обучать.

Как?


Если вам не безразлична тема – прочитайте эту статью, пожалуйста. Мне нужна Ваша помощь в развитии интересного начинания.

К сожалению или к счастью, мы с вами не чиновники из МинОбразования, а значит и возможные инициативы должны исходить «снизу», в виде дополнительного образования.

Начинания, которые в той или иной степени решают вышеперечисленные проблемы и которые можно реализовать «снизу» (буду рад, если дополните список):
  • чтение научно-популярных лекций по техническим тематикам (=> популяризация научной и инженерной деятельности);
  • проведение инженерно-направленных олимпиад/соревнований (=>популяризация инженерной деятельности, знакомство с ней);
  • создание научно-инженерных клубов/сообществ (=>обучение работе в команде, разработка школьниками научно-инженерных проектов).

Теперь, собственно, про то, как мной (при поддержке многих людей) был создан научно-инженерный клуб школьников и в каком направлении этот клуб планируется развивать. Есть наработки и по проведению инженерных соревнований. Если интересно – спрашивайте.

Клуб YES™


Young Engineers and Scientists in Theoretical Mechanics (клуб молодых инженеров и ученых в области теоретической механики). Идея создать клуб родилась по результатам 3х лет работы педагогом дополнительно образования в физцентре при ФМЛ №239 под руководством Кумачевой Н.К. и после поступления на вики-курс Сергея Дмитриева «Введение в индустрию ИТ», ныне GameChangers (курс оказал большое влияние на формат и содержательность клуба), за что им Спасибо.
За название Спасибо Виталию Кузькину и любимой кафедре.

Клуб был создан в конце сентября 2010г. на базе двух учреждений: ФМЛ №239 и кафедры Теоретической Механики СПбГПУ (Политех).

Набор

Целевая аудитория – старшеклассники (9-11ый классы) Санкт-Петербурга. На первой итерации в клуб было набрано 10 школьников и школьниц из ФМЛ №239. Де-факто отбора в клуб не было в связи с запоздалой агитацией и плохим PR (клуб задумывался как межшкольный). В ходе работы несколько человек потеряли активность, однако на их места пришли другие (через рекомендации знакомых из клуба), что можно считать успешным результатом, т.к. опыт говорит о том, что образовательные начинания со временем преимущественно теряют участников.

Обучение

В рамках клуба проводилось двухсеместровое обучение, в ходе которого школьники учились
  • правильно поставить перед собой цель и идти к ней;
  • работать с технической литературой и научными статьями;
  • писать тезисы к своим научным/инженерным изысканиям;
  • грамотно представлять свою работу перед аудиторией.

Формат общения, учебный процесс

Перед началом обучения была создана рабочая рассылка, через которую доводилась информация и в которой обсуждались время и место встреч, а также группа вконтакте, где выкладывались нестандартные задачки к решению.
Последующая работа выявила необходимость создания «неформальной» рассылки, в которой можно было бы делиться интересными ссылками, обсуждать что-то не по тематике клуба и т.п. Также в ходе работы была создана первая версия библиотеки клуба.

Встречи клуба проходили с октября 2010г. по май 2011г. раз в неделю в ФМЛ №239 или на кафедре Теоретической Механики Политеха (после окончания уроков + время на покушать и добраться).

Формат встреч варьировался: лекции, мастер-классы, общие обсуждения, решение задач; однако было одно сходство — чаепитие в середине занятия. Иногда после встреч собиралась анонимная обратная связь (с помощью Google Docs).

Заявленная продолжительность встречи: 2.5 часа. Почему заявленная? Потому что мы часто задерживались еще на несколько часов, а один раз нас даже закрыли в школе!

Содержание курса

Первый семестр школьникам читались лекции по различным научным и инженерным тематикам, школьниками решались нестандартные задачи по физике и механике, задачи на логику.

Конкретика:
  • лекция об истории механики (Б.А.Смольников);
  • лекция о биоинформатике (Николай Вяххи);
  • лекция о конструировании беспилотных летательных аппаратов (Игорь Веренинов);
  • лекция о моделировании физических процессов взаимодействующими частицами (Игорь Асонов);
  • задачи из книги Я.И.Перельмана «Знаете ли вы физику?»

К концу первого семестра школьники должны были выбрать интересное им научное и/или инженерное направление (скорее всего, это была тематика одной из прочитанных им лекций). Затем они сформировывались в команды по направлениям и придумывали себе проект или получали идею проекта от руководителя направления (=лектор по соответствующей тематике).

Проекты:
  • «Конструирование и программирование трикоптера»;
  • «Моделирование молекулы водорода на основании модели атома Резерфорда»;
  • «Запуск самодельного шар-зонда в стратосферу»;
  • «Проверка закона Менделеева-Клапейрона для модели газа, частицы которого взаимодействуют посредством потенциала Леннарда-Джонса»;
  • «Создание трехмерной физической модели Солнечной Системы»;
  • «Исследование зависимости механических свойств двумерных плотноупакованных решеток от используемого межчастичного взаимодействия»

Во втором семестре школьниками велась работа над проектами и, параллельно, им читались лекции по управлению проектами. Также школьникам проводился мастер-класс по составлению презентаций.

«Выпускным экзаменом» было выступление на XXI международной научной конференции школьников «Сахаровские Чтения» (от изначальной идеи оценки учеников выставлением баллов за посещаемость, д/з и т.п. было решено отказаться). Перед выступлением на конференции все проекты были представлены на кафедре Теоретической Механики, где получили ценные советы и замечания.

В ходе обучения школьникам прививалась культура «электронного» общения посредством email, знание и умение пользоваться планировщиками задач, календарями и т.п. Про это я готовлю отдельную статью («Использование базовых ИТ в образовательном процессе»).

Результаты первой итерации

После окончания курса и учебного года за чаем с тортиком школьники рассказали, что им очень понравилась данная деятельность: они сплотились, выступили на международной конференции (где познакомились с Сингапурцами), завершили интересные проекты. Значит опыт удался! Следовательно клуб надо улучшать и расширять!


Вкратце расскажу про два наиболее ярких проекта.

«Запуск самодельного шар-зонда в стратосферу»

Я курировал этот проект и дедлайны тут горели по-страшному (не совсем из-за меня, правда). Чего стоит запуск шар-зонда за три дня до начала конференции! Искать оборудование пришлось мне и моему другу, т.к. улетело оно далеко, выходных в запасе нет, а школьники должны учиться… Также данный проект примечателен тем, что был бюджетным (10750руб.) и действительно командным. В нем поучаствовали все (даже несколько человек не из клуба: папа двух участниц клуба и мой друг, Борис Карканов – Спасибо Вам)! Осуществить проект удалось благодаря поддержке директора ФМЛ №239 Пратусевича Максима Яковлевича (Спасибо!).


Подробнее о проекте: оборудование и описание конструкции, фотографии подготовки запуска, видео тестирования парашюта и запуска шар-зонда, фотографии поисков, фотографии из атмосферы и стратосферы.

В дальнейшем планируется осуществить еще один запуск, добавив к оборудованию трекер, способный измерять высоту над уровнем моря, датчики температуры и давления.
Этот проект был отмечен специальным дипломом на Сахаровских Чтениях «за масштабный эксперимент».
Если интересно еще подробнее – скажите. Я напишу.

«Конструирование и программирование трикоптера»

Курировал и курирует проект Игорь Веренинов, помогает ему в реализации Михаил Верховых. Михаил внес вклад в реализацию алгоритма стабилизации (на основе PID-регулятора), а сейчас занимается решением проблемы поиска горизонта по видео в real-time. Проект осуществлен при поддержке кафедры Теоретической Механики.

Подробнее о проекте: описание конструкции и структурная схема, программирование трикоптера, первый полет трикоптера.

Помимо нахождения линии горизонта по видео, в дальнейшем планируется создать адаптивный (самонастраивающийся) PID-регулятор.
Этот проект был отмечен специальным дипломом на Сахаровских Чтениях «за успешное продвижение в работе над перспективной темой».
Если интересно подробнее – скажите. Михаил, с удовольствием, напишет.

Вернемся к клубу. Перспективы развития, пути улучшения.

Выявленные в ходе первой итерации проблемы

Хоть далеко и не всё, но многое в первом блине было комом…

Лекций было мало – ребятам хотелось больше (это связано с моим недостаточно большим кругом общения и высокой занятостью). Стоит увеличить количество лекций по интересным научно-инженерным тематикам (особенно если школьник может самостоятельно разобраться с темой и получить в ней новый результат).

Велись конспекты лекций, но результат, как правило, оказывался слабее ожиданий. Т.е. на публику его не хочется показывать. А жаль, перевод интересных лекций в цифровой формат – перспективное, на мой взгляд, направление.

Была одна попытка видеозаписи лекции, но потом ее практически никто не смотрел (плохое качество, ввиду неопытности). Интересная лекция Николая Вяххи о биоинформатике: часть 1, часть 2.

Работа с литературой велась плохо (моя вина – сам плохо с литературой работаю).

Слабый PR, а значит не так много школьников и кураторов, как хотелось бы.

Недостаточная актуальность и нужность проектов, следовательно, меньшая мотивация у школьников их завершить. Эта проблема во многом вытекает из нехватки кураторов.

Ставка педагога дополнительно образования мала, следовательно, это не может быть основным занятием (получается что-то вроде хобби).

Будущее клуба — вторая итерация начинается сейчас


Главное отличие от первой итерации: изменена логика набора в клуб.

С сегодняшнего дня и до конца сентября набираются кураторы, затем составляется список проектов и на эти проекты набираются школьники. По мере работы клуба будет происходить донабор желающих кураторов и школьников. В остальном всё примерно также, как в ходе первой итерации: подробнее о планах на этот учебный год (структурированный план).

Куратор — человек, у которого есть идея проекта, реализуемого силами школьника(ов), или который просто хорошо разбирается в какой-то незаумной области науки и техники («не заумность» = старшеклассник может разобраться). Желательно обладать харизматичностью и опытом работы со школьниками. Призыв в кураторы в первую очередь относится к проживающим в Петербурге, однако возможны варианты удаленного курирования группы школьников. Главное, чтобы проект был интересным!

Темы идей/проектов могут лежать в следующих тематических областях и их пересечениях:
  • механика;
  • информатика;
  • физика;
  • математика;
  • биология.

Скорее всего, больший акцент будет сделан на моделировании и/или конструировании.

Клуб работает на добровольных началах, поэтому мотивация стать куратором заключается в возможности:
  • познакомиться и поработать с интересными людьми (умными мотивированными школьниками и другими кураторами);
  • реализовать задуманные проекты на которые не хватает времени;
  • развить руководительские навыки;
  • сделать вклад в развитие подрастающего поколения.

Желающие стать куратором – заполните анкету.

Итого


Деятельность клуба направлена
  • на вовлечение школьников во взрослую жизнь;
  • на сплочение творческих коллективов.

Мне кажется, что такие начинания необходимо создавать и развивать. Если вы считаете так же, то рассказывайте об этом начинании, копируйте его и улучшайте.

Если говорить о клубе YES™, то ему нужны люди (кураторы, лекторы, школьники, журналисты), а также конструктивная критика, идеи и советы. Буду признателен любой информации, направленной на развитие данного начинания.

А еще нужно одобрение – только оно и мотивирует к данной деятельности.
Tags:
Hubs:
+73
Comments 39
Comments Comments 39

Articles