Pull to refresh

Дневник репатриантов часть 2: Как привлечь инвестиции в стартап, не имея связей и опыта

Reading time 6 min
Views 2.3K
В прошлом посте мы писали о том, как Островок.ru привлёк инвестиции размером 1 млн долларов от лучших инвесторов всего за 6 недель, имея только идею.

Мы получили очень много положительных отзывов на тот пост. Но в нём был существенный недостаток: мы описывали процесс с точки зрения нашего предыдущего опыта и связей. Большинство из этих рекомендаций неприменимы к вопросу о том, как начать в России свой бизнес, не имея связей и опыта.

Мы очень хотим помогать развитию локальной предпринимательской экосистемы и этот пост — попытка рассказать о том, как запускать проекты не имея ничего, кроме желания.
image

Действительно, это очень сложно начинать бизнес, не имея никакого опыта. Поэтому мы рекомендуем несколько лет поработать фул-тайм в какой-нибудь компании, которая знает, как поднимать инвестиции и строить команды, чтобы получить необходимые знания. Это то как начинал мой коллега Кирилл (в Slide) и я (в Google).

Если вы разработчик, онлайн-маркетолог или менеджер по продажам, который хочет основать свою компанию, приходите работать с нами! Больше деталей вы узнаете в конце поста.


Проблемы

Давайте начнем с ключевых проблем, которые стоят перед вами:
  1. Инвесторы не знают вас и не имеют доверия к вам
  2. Вы не знаете инвесторов
Вам нужно решить обе проблемы, чтобы получить деньги. И это будет нелегко.image

Наиболее важный вопрос это не связи, а доверие.
Вы должны подумать об этом с точки зрения инвесторов. Инвесторов и денег на рынке гораздо больше, чем компаний достойных вложений. Как результат – инвесторы постоянно ищут хорошие идеи для инвестирования. Но Россия кажется очень опасным местом для инвесторов, которые не инвестировали в нее раньше. Потому потенциальные инвесторы опасаются потерять свои деньги (а также выглядеть глупо перед другими).

Решение

Вы должны сделать некоторые вещи для решения этой проблемы:
  1. Создайте отличную команду с кадрами из компаний с брендами известными на рынке.
    Если вы сможете привлечь разработчиков из Яндекса работать с вами, это сделает инвесторов более уверенными по отношению к вам, так как Яндекс – это известная, сильная компания. Также это демонстрирует тот факт, что вы можете убеждать людей (а это наиболее важное качество для основателей стартапов).
     
  2. Найдите несколько инвесторов или советников, которые активно ищут проекты, и которые известны другим инвесторам.
    Например, работая с основателем KupiVip как с инвестором или советником, вы улучшаете ваш бренд, потому что инвесторы знают о KupiVip и их инвесторах.
     
  3. Станьте экспертами в вашем рынке, изучите лидеров рынка и их ключевые финансовые метрики.
    Прочитайте 10 ежегодных финансовых отчетов глобальных компаний в вашей сфере, подпишитесь на индустриальные блоги и форумы, познакомьтесь с экспертами в Linkedin и задайте вопросы. Инвесторы будут чувствовать себя комфортнее, если вы будете апеллировать к компаниям, которые они знают, и если вы будете глубоко понимать тематику того во что вы ввязались.

Успешно выполнить эти три шага – это тест вас как потенциального предпринимателя. Если вы думаете, что эти три вещи слишком тяжело сделать, не имея начальных связей, вам лучше не организовывать свой стартап. В стартапе все время нужно решать сложные проблемы с ограниченными ресурсами (независимо от того сколько у вас инвестиций) и дальнейшие задачи несоизмеримо более сложные чем эти три.

Когда вы имеете такой базовый бэкграунд, то проблема доверия частично отходит на второй план, и вы приступаете к поиску инвесторов.
image

  1. Вы должны знать, кто в мире лучшие предприниматели в вашей области, и кто лучшие инвесторы в вашей области.
    Сделайте обзор инвесторов в Crunchbase и найдите тех, кого интересует ваша сфера. Ищите людей с хорошими связями, но с непопулярным профилем. Например, каждый может написать Reid Hoffman, но у него нет времени ответить всем. Нам он тоже кстати не отвечает :) .
     
  2. Сделайте бриф (5 предложений) в стиле “elevator pitch” о том, кто вы и что делаете. Напишите предложения понятным и простым языком.
    Если вы начнете писать слишком умные, сложные вещи, вас проигнорируют, и вы будете выглядеть глупо. Следуйте словам Энштейна: «Гениальность не в том чтобы усложнить, а в том, чтобы упростить, не потеряв смысла».
    Вот что я написал для примера за 2 минуты (это теоритический пример, эта ниша за последние 12 месяцев стала очень конкурентной):
    «Наша команда – это талантливые молодые разработчики, которые строят Zappos в России – одном из пяти крупнейших мировых рынках, где еще не занята ниша продажи обуви. До начала работы над проектом я получил образование в МГТУ – одном из трех лучших московских университетов, где я занял первое место в олимпиаде для программистов. Мои коллеги пришли из Яндекса и Mail.ru, двух крупнейших интернет-компаний в России, у нас есть советник директор по логистике из Озон.ру (#1 розничный онлайн-магазин в России).

    Мы уже создали альфа-версию нашего продукта и ищем эксперта, который может проконсультировать нас по коммерческому построению успешной компании. Я заметил, что вы имеете опыт построения успешных компаний в этой сфере в Германии, найдете ли вы 10 минут, чтобы пообщаться с нами?»

     
  3. Начните отправлять это людям (например через ЛинкедИн), разговаривайте с ними и ищите для связей кого-нибудь, кто вызовет уважение потенциальных инвесторов.
    Убедитесь что люди с которыми вы общаетесь, имеют репутацию и связи, а также могут быть вашим ментором, то есть человеком, который будет активно вас продвигать. Тогда вы сможете использовать их репутацию, чтобы начать разговор с другими людьми, и общаться с ними вам будет намного легче.

Базовые ресурсы для чтения

Чтобы иметь реальные знания в вашей области, вы должны быть фанатично заинтересованы в ней. Когда я ухожу с работы в час ночи и прихожу домой, прежде чем лечь спать, я просматриваю 30 различных блогов про стартапы, маркетинг, онлайн-тревел, читаю около 300 статей. Чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным по времени используйте RSS-ридер (например, NewsRack для Mac).
Стоит заметить, что я не читаю технологические новости, лишь для того, чтобы изучить что-нибудь для бизнеса или узнать идеи для инвесторов. Я делаю это, потому что мне это действительно нравится.

Что я рекомендую почитать
Quora
Это лучший сайт для изучения предпринимателей и инвесторов. Я уже давал туда инвайты и у меня их больше нет, но вы можете найти их сами онлайн.

AngelList / Venturehacks
Крупнейшее в мире сообщество ангельских инвесторов. Они пишут в своем блоге не часто, но их сообщения очень высокого качества.

HackerNews / Ycombinator
Этот мировой наиболее успешный бизнес инкубатор, который создал компании на сумму $10 млрд. На Hacker News вы можете взаимодействовать с большим количеством талантливых людей, которые делают стартапы, и учиться у них. На Ycombinator я рекомендую почитать эссе Пола Грэма – они прекрасно подойдут для того, чтобы понять общее отношение к стартапам в Кремниевой Долине, а также получить философские, а не практические, но очень хорошие советы.

Startup Company Lawyer
Хороший ресурс, который объясняет многие юридические термины и принцип работы инвестиционных структур. Это профессиональный ресурс, поэтому для понимания информации необходимы базовые знания.

TechCrunch
Крупнейший в мире Техблог. Только некоторые статьи хороши, но читая его регулярно, вы узнаете больше о стартапах в Силиконовой Долине.

VentureBeat
Хороший блог о венчурном капитале и техиндустрии.

Silicon Alley Insider
Хороший блог о технологиях в целом, хотя много статей, опубликованных ранее на других ресурсах.

A VC
Блог топ-венчурного капиталиста Фреда Уилсона (Fred Wilson). Вы можете почерпнуть много полезного в его постах, но для этого тоже нужна некоторая база.

Хорошие локальные инвесторы

Я также хочу порекомендовать двух хороших инвесторов на российском рынке, инвестирующих на посевной стадии.

Оскар Хартман в FastLane Ventures
Оскар основатель и руководитель KupiVIP, одного из наиболее успешных стартапов за последние несколько лет. Он не был инвестором Островка, но он помогал нам долгое время своими связями и экспертизой. Если вы талантливый разработчик или менеджер в поисках ментора и инвестора — это хорошая возможность.

Эдуард Шендерович в Kite Ventures
Эдуард сделал решение инвестировать очень быстро – спустя час после встречи с нами. В то время он помогал нам с идеями, связями, пониманием рынка и наймом сотрудников. Он обычно инвестирует в компании на ранней стадии, но уже с продуктом. Он долгое время провел в Силиконовой долине и потому очень компетентен – мы с радостью его рекомендуем.

Кстати говоря, мой доклад на 404fest посвящен теме инвесторов. Я выступаю 2 октября в секции «Стартапы». Приходите!

Приходите работать с нами


Мы активно нанимаем талантливых девелоперов, онлайн-маркетологов и экспертов, а также b2b-менеджеров по продажам. Наша команда состояла из 7 человек в начале года, а теперь она состоит из 65 людей, которые пришли из таких компаний, как Яндекс, Booking.com, Евросеть и других. У нас отличный офис с тренажерным залом, бесплатной едой, а еще свободный график работы. Работа с нами – это самый лучший способ получить связи с инвесторами и опыт в построении собственного бренда.

Следующий пост


В следующем посте мы напишем о привлечении большего инвестиционного раунда на более позднем этапе (мы недавно привлекли второй раунд на $13,5 млн.).

Комментарии и вопросы?


Пожалуйста, дайте нам знать, если у вас появятся вопросы или идеи к этому посту.
Tags:
Hubs:
+46
Comments 78
Comments Comments 78

Articles