Pull to refresh

Любителям музыки посвящается, или делаем интернет-радио «по-взрослому»

Reading time 10 min
Views 7.6K
Приветствую хабрапользователей!

Эта интереснейшая история о том, в чем правовые отличия работы в России Гугла и Яндекса, как можно практически в одиночку делать коммерческий продукт, при этом совершенно не зная Unix-системы, и даже, в общем-то, плохо понимая работу Windows, но очень любя музыку, и как не разориться на рекламе в интернете. Также мы развеем несколько известных мифов по поводу создания и работы своей радиостанции)

Под катом — семь кругов ада и все мои мытарства в мире прекрасного (музыки, разумеется) со всеми подробностями и некоторым количеством фотографий.

Все мы (ну или почти) любим музыку и радио в том числе. Наверное к кому-то в голову залазили мысли о том, что неплохо было бы стать диджеем, томным голосом в микрофон привлекать к себе противоположную аудиторию, ставить песни в эфире и быть популярным и востребованным. Но все иллюзии быстро разбились об реальность.

Так случилось, что по совершенно случайным обстоятельствам мне выпало поработать в свое время сначала на одной из телекомпаний на Урале, а потом (да и сейчас до сих пор) — в компании, занимающейся вещанием нескольких коммерческих радиостанций в средних городах Урала. Тут-то и выяснилось что музыку в эфир ставит не диджей, а музыкальный редактор, и что говорить что попало не получится, да и вообще все выходы нужно заранее прописывать (рекомендация с Москвы), а разговоры со слушателями планировать до выхода в эфир. Все оказалось прозаичнее и обыденнее, к сожалению.

И тут мы приступаем к разоблачению первого мифа.

1. Радио это дорого и недоступно.

На самом деле, для создания собственной эфирной (то есть в FM диапазоне) станции нужно не так уж много. Всего лишь: разработать частоту (если город до 200 тысяч населения, то без конкурса на разработку), получить свидетельство о регистрации СМИ (вообще копейки), оформить вещательную и связную лицензии (тоже не так уж и дорого), купить передатчик (от 100 тысяч) + антенный фидер (от 10 тысяч) + саму антенну (от 20 тысяч) + вещательную машину (от 10 тысяч) + ПО для вещания (от 3 тысяч рублей), сделать проект по СЭС (от 25 тысяч), и сдать объект связи представителям Роскомнадзора.
Конечно, попутно много других подводных камней, но в целом это не так уж и сложно, тем более есть специализированные компании, которые за определенный процент всю бумажную работу сделают сами и за счет исключения в них ошибок — сделают все быстрее, чем вы сами.

Не скрою, не хочется всю жизнь работать на «дядю», а свое радио хочется). Эфирное радио хоть и не такое недоступное, как иногда его показывают на Хабре, но интернет-радиостанция все же дешевле и дает больше возможностей для развития. Так было принято решение сделать свою интернет-станцию (вдохновил успех двух моих хороших товарищей, Kraftway-я и Алексея). От мысли в голове до фактической реализации прошло более полугода, хотя реально реализация заняла около месяца.

Приступим к рассмотрению по пунктам.

1. Определение формата станции
Тут все просто и сложно одновременно. В голове летали мысли об обожаемой мною музыке времен 90х и начала 2000х. Именно той самой, что придет в ближайшие годы на смену музыке 80х. Собственно и отталкиваться хотелось именно от этого, дабы не плодить станции-клоны. Надо заметить, что реальность опять же скорректировала и этот пункт, об этом позже.

2. Вытекает из первого пункта. Музыкальная база станции.
Подготовка началась еще в январе. Сразу же было определено, что исходниками для всей базы будут преимущественно файлы в lossless – форматах сжатия аудио без потерь, т. к. хотелось хорошего качества при минимальном битрейте потока. Каждый трек подрезается, из него удаляются длинные вступления и окончания, если песня очень длинная — она делается радийной длительности (от 2.40 до 3.40), получается это вырезанием кусков и сведением по темпу и смысловой нагрузке. Далее она нормализуется, т. е. вся база приводилась к одному уровню, чтобы в эфире не было перепадов по громкости и даже наличие обработки сигнала перед отправкой на сервер не решила бы полностью проблему при наличии треков с разными уровнями. Некоторые песни еще выравниваются по высоким частотам, если их мало (как правило это старый мастеринг, времен 90х). Вся обработка базы производилась в Саунд Фордже. На момент написания этого материала в базе было почти 1500 треков. Это немного на самом деле. Соотношение русского к зарубежному — 50/50.



Далее было необходимо определить категории песен и отсортировать их по ним. Принцип программирования — временной, т. е. сортируем песни по годам когда они выпускались и играли. Определены — 90ые, начало 2000х, середина 2000х и современное. Дополнительное разделение на русское/зарубежное, плюсом еще категория Голдов, т. е. старых хорошо известных и любимых песен.

3. Название станции и ее логотип.
Название придумалось быстро. В Казани в 90х и в начале 2000х была одноименная станция — Пассаж, на тот момент там крутилась модная и популярная музыка и именно на ней я рос. К сожалению, сейчас данной станции не существует, ее заменили на одну из федеральных для молодежи.
Логотип. С ним все было не так просто, т. к. не было ни одной мысли, как же он может выглядеть и что в нем может присутствовать. Рисовать я, как и что-либо другое, делать не умею, поэтому был создан заказ на популярном ресурсе для фрилансеров. Исполнитель опреределился довольно быстро по рейтингу и мнениям работодателей и уже через несколько дней логотип станции был готов.



4. Оформление эфира.
Если уж качество вещания делаем хорошим, то и оформление эфира должно быть на уровне — именно с этими мыслями была найдена одна из студий в сети, которая за приемлемую плату сделала начитку. Были прочитаны пара фраз, названия разными интонациями и все это всего за 500 рублей. Далее джинглы нужно собирать и тут на помощь приходят продакшн-библиотеки, которые легко найти в сети и в звуковом редакторе собраны джинглы.



Плюс в Фордже были сгенерированы DTMF сигналы для автоматизации, в случае если будет организована ретрансляция (это задел на будущее) и также добавлены на часть джинглов для региональных окон.

5. Собственно ближе к делу и к теме. Вещательная станция (программная часть)
Первоначально это был мой ноутбук на работе.

Из плюсов — постоянный канал в интернет (но не совсем стабильный), подключение на ИБП с мощными батареями.

Казалось бы, все отлично — запустил Джин (бесплатный продукт для автоматизации радиовещания, всем хорош, но в бесплатной версии нет импорта плейлистов, т. е. можно набивать расписание на сутки только ручками. Я очень люблю музыку, но не настолько, чтобы так извращаться) и вещай себе. Но и тут нарисовалось несколько проблем. Джин совершенно не умеет ротировать треки, импорт не поддерживает, да еще и звук из него при использовании внешней обработки (об этом чуть позже) при открытии редактора склеек чуть заедает буквально на секунду. Поэтому софт был заменен (по крайней мере на начальном этапе точно) на аналогичный, но более дешевый и простой продукт для автоматизации вещания. Из плюсов — есть настройки фейдов между группами файлов, умеет очень по простому ротировать файлы по папкам в рамках одного плейлиста. Из минусов — нет редактора склеек, т. е. индивидуальную склейку не сделать.
В плеере были созданы клоки, т. е. часовые листы, в каждом создана ротация между папок с категориями, прописаны правила не повторения треков и выборки их из папок.



Это самая простейшая ротация, в ближайшее время планируется переход на гораздо более продвинутый ротатор.
Замечу также, что весь серьезный софт для вещания есть только под Windows, это повлияло на выбор системы для серверов.

5.1 Обработка сигнала
Тоже важный момент, ибо некоторые даже раскрученные станции ее не используют и страдает как звучание, так и общий уровень по громкости, некоторые же наоборот так увлеклись, что слушать тяжело. Для чего она нужна — чуть выравниваем общий уровень, нормализуем, расширяем стереопанораму, обрабатываем низы, поднимаем средний уровень.
В сети можно найти несколько программ для подобных задач, все они платные, хотя есть исключения в виде части бесплатных модулей, собственно одна из таких и была выбрана.



Отстроить ее было не так и сложно, проблема возникла в том, что надо было «врезать» обработку между эфирным ПО и кодерами. Тут на помощь пришел vac, вернее 2 штуки. На первый кабель играет плеер, с него же снимает сигнал обработка и выводит на второй кабель, с которого берется сигнал для кодеров. Таким образом нет никаких цифро-аналоговых преобразований и мы имеем обработанный сигнал. Была возможность прикрутить обработку в виде плагина прямо в вещательную программу, но это зависимость от этого софта, а во вторых, если что то случится с эфирным ПО — у нас не будет обработки сигнала, пусть даже из резервного плеера.
Также стоит обратить внимание на такой момент, что при подключение к удаленной машине с windows на борту по удаленному рабочему столу — начисто исчезают любые устройства аудио, и если в этот момент были запущены программы их использующие — возникает казусная ситуация с остановкой работы. Поэтому был выбран радмин, есть и аналоги (в т.ч. и бесплатные) с которыми все работает.

5.2 Железо (вещательная машина)
И уже по железу теперь — первоначально подумалось мне (да и моему товарищу) что вещать из места, где нестабильный интернет — это не феншуйно. Сказано — сделано, заказан VPS на Windows, со средними параметрами — 2 ядра примерно по 1.6 ГГц, 2 гигабайта RAM, на жестком диске места примерно около 50 Гб и все это за 1200 рублей в месяц. Закачана музыкальная база с одежкой эфира, установлена обработка, прокинуты виртуальные кабели, закачан конфиг вещательного софта и листы. Все готово. Запускаем. Что мы слышим — какой то треск, щелчки, причем при подключение удаленно еще хуже (мы же помним что через удаленный рабочий стол нам нельзя туда подключаться). Поговорив с товарищем Алексеем (он же в какой то мере мне и конкурент, пусть даже потенциальный), пришел к выводу что впс зло и надо с него слезать. В результате было опробовано 3 разных виртуальных сервера с разными системами виртуализации — везде щелчки и трески на звуке.

Вот так я и оказался в хетцнере, причем в самой тяжелейшей форме — на Win Server 2008 на физическом сервере, купленном на аукционе. Атлон 2 ядра, 2 гб оперативной памяти, зеркало на 400 гигабайт, лицензия на систему. Первоначальный платеж вышел почти на 2900, что для начинающего весьма ощутимо)

Итак, все опять же было скопировано на сервер и установлено и даже запущено. Первоначально все заиграло и моей радости не было предела. Ничего не кряхтело и щелкало. … Пока я не подключился к серверу. Тут и выяснилось что при подключении, и некоторых других «тяжелых» действиях на сервере у меня опять подрывается вещание. Изрядно разозлившись, нашел бесплатный аналог радмина, но и он не решил проблему, хотя подрывы наблюдались уже на других действиях. Была попытка выяснить в чем проблема — но нагрузка процессора при подключении была не очень большой, обработка сигнала занимала тоже около 20-25% процессора, так что найти истину так и не удалось. Был сделан единственный вывод — надо попробовать более мощную машину.

Был куплен маленький такой зверек для вещания) Core i7 950 (4 ядра по 3.06 ГГц), 24 гб DDR3, зеркало 1.5 Тб, и также лицензия на Windows, меньше просто особо ничего не было, все это удовольствие — еще дороже. Описывать повторную установку и запуск я не стану — скажу лишь что все работает прекрасно, видимо все таки не хватало каких-то ресурсов.

6. Сервер с раздачей потоков.
В результате первый сервер в хетцнере стал раздающим потоки). Хотя, нет. Этому предшествовал заказ слотов под вещание на одном из специализированных сайтов, довольно-популярном. Было 2 НО — дорогие слоты (например 100 слотов на 128 кбит/сек стоят как выделенный сервер — 1500 в месяц) и невозможность вещать в чем-либо кроме как в mp3 (последний недостаток недавно исправили, добавив поддержку aac+). Поэтому буквально через неделю после официального запуска (с рекламой и какой то пародией на сайт) начался перевод всех ссылок на свой сервер. На нем подняты shoutcast (для mp3 потоков) и icecast (aac+ и ogg vorbis).



Почему все это не на одном только Айскасте?

7. Качество кодирования.
Первоначально мне очень нравится кодер simplecast из-за весьма приличного качество кодирования в mp3 на малых битрейтах. Всем хорош — поддерживает оба сервера, но не умеет брать теги для передачи из внешних источников, как его бесплатный open source аналог — edcast (умеет брать из файлов, из веб сервера и даже из названий окон в системе). А эфирное ПО напрямую умеет работать только с шоуткастом. Почему бы не использовать эдкаст? Причина банальна — отвратительное качество кодирования, симплкаст кодирует кодеком mp3pro, а эдкаст только Lame, и подсунуть первый второму — не получилось из-за разных форматов файлов.



Также, обращу внимание, что в эфирном ПО включена транслитерация русских символов, иначе некоторые плееры нормально названия не показывают. С этим также еще предстоит разбираться.

8. Сайт
Как поется в песне — «Я его слепила из того что было». По моему мнению для радио он чуть менее важен, чем то, что идет непосредственно в эфире. Поэтому он немного подзабыт и отложен до лучших времен. Домены под него были зарегистрированы прямо перед открытием, как в зоне .ru, так и в.рф. Хостинг манимальный, меньше 100 рублей в месяц)

9. Реклама.
Это очень важный пункт. Все мы прекрасно понимаем, что без рекламы и продвижения любое, даже самое прекрасное радио, будет идти к известности годами и больше. Поэтому, поскребя по сусекам, что-то наскреб на Яндекс-Директ и на Гугл ЭдВордс. Первый, недолго думая, отказал мне в рекламе, попросив предоставить документы, подтверждающие право использования чужой интеллектуальной собственности (т. е. по сути им нужен был договор с РАО по авторским правам и со второй организацией на смежные).



Зато Гугл с удовольствием начал тратить мои деньги на переходы по объявлению. Так, в день выходило примерно от 50-100 переходов (это за мой скромный бюджет). Также, станция была размещена почти во всех крупных каталогах радиостанций в России и на Украине (Казахстан до сих пор тормозит), и на 2х из них платно на первой странице в самом топе (за 1 тысячу на каждом). Самый крупный каталог с большим количеством посетителей (порядка 70-80 тысяч в сутки) до сих пор не отвечает на почту, а другой (более известный, но с чуть меньшими показателями) просто напросто уже занят моими конкурентами и места там нет, и когда будет — никому не известно. Также станция была добавлена в каталог TuneIn. Была попытка разместиться и в контакте — эффективность весьма сомнительная, при этом при смене логотипа на доработанную версию мое объявление закрыли, хотя полдня оно крутилось в статусе Допущено. Мне этот момент не совсем понятен, если честно.

В общем, то это рассказано весьма кратко, много всего попутного еще было. Проект стартовал 19 марта 2012 года, на данный момент в сутки имеются около 2-3 сотен слушателей, а за все эти дни радио послушало больше 1 тысячи людей, при бюджете на рекламу в 3 тысячи рублей на месяц. Формат за эти дни претерпел изменения в более попсовую и современную сторону, но при этом не утратил музыки прошлых лет. Ежедневно аудитория растет и планов много — это и запуск полноценного сайта, запуск потоков в aac+ и Ogg (уже работают, но в тесте), с разными битрейтами, при возрастании нагрузки также планируется аренда третьего сервера в другом ДЦ (увеличение слотов + резерв), ежедневно пополняется музыкальная база, хочется чтобы радио было максимально интересным. При этом основные моменты — это полное отсутствие ведущих — этого хватает везде, и в интернете, и в эфире, высокое качество звука и сведения, максимальный аптайм серверов и вещания, грамотное программирование эфира и более широкий репертуар. Также есть мысли создать вторую станцию с очень интересным форматом, но к сожалению, мало распространенным в России.

Впереди предстоит регистрация ИП, получение свидетельства на регистрацию СМИ в Москве и заключение договора на работу с РАО.

И тут мы развеем второй миф

2. С каждым исполнителем нужно встречаться лично и заключать договор.
Ерунда! Есть организации которые уполномочены на представление прав исполнителей и правообладателей (РАО, ВОИС и прочие), с ними можно и нужно заключать договор, дабы работать в правовом поле и была возможность попасть в каталоги Акадо Радио, Рамблер Аудио, Яндекс Директ и прочими. Как правило, просят они от 1.5 до 3 процентов от выручки (зависит от множества факторов).

На этом первая серия материала: Как сделать радио закончена, если есть какие-либо вопросы, пожелания, конструктивная критика — с радостью выслушаю и отвечу)
Tags:
Hubs:
+49
Comments 83
Comments Comments 83

Articles