Вдохновившись постом хабраюзера passanger2012, я решил подать заявление на Google Summer of Code 2012. И меня приняли! В этой статье я расскажу о своем опыте подачи предложения (пока еще свежо в голове), а так же напишу еще 2 статьи о ходе самой программы. Всем кому интересно, прошу под кат!
Меня опередила awRabbit. Все уже описано вот сдесь (с той лишь разницой, что у меня был исключительно положительный опыт в GSoC):
Вся правда про Google Summer of Code — часть 1
Вся правда про Google Summer of Code — часть 2
Вся правда про Google Summer of Code — часть 3
Вся правда про Google Summer of Code — часть 4
Как это работает
Все начинается с того, что организации подают заявки на участие. Они составляют список идей, по которым студенты пишут свои предложения на участие в Google Summer of Code (GSoC). Идея в вкратце, один-два параграфа, описывает то, ЧТО нужно сделать. Идея не содержит информации о том, КАК именно она будет реализована. Студент, в своем предложении на участие, конкретно расписывает идею, и составляет конкретное описание того, как она будет реализована. Кроме того, любой студент может добавить свою, совершенно новую идею
Организация сама оценивает полученные предложения от студентов. Google распределят места для студентов среди организации, выплачивает денежные вознаграждения, а так же контролирует весь процесс. Google выступает судьёй, если возникают спорные ситуации между студентами, менторами, админами организации и т.д. Google может делать исключения в любом из правил. Слово Google — закон.
Этап 1: Ищем идею
Заходим на официальный сайт и видим: 180 организации, в каждой по 20 и более идей! Чтобы просмотреть все, уйдет слишком много времени. В поиске есть возможность искать по имени организации и по тегам. Вначале я поискал интересные мне организации («eclipse», «jetbrains», «twitter» и т.д.), посмотрел их идеи и составил список интересных для меня. Затем я начал искать по тегам («java», «python», «git»). Так я и нашел JBoss Community, куда и подал, в конце концов, свое предложение. Выбирая идею нужно прежде всего искать ту, что Вам действительно интересна и которую Вы бы хотели сделать, даже если бы и не участвовали в Google Summer of Code. Но есть еще некоторые аспекты.
Своя идея VS идея от организации
Как я уже говорил, если Вы обязательно хотите участвовать в Google Summer of Code от конкретной организации, но не одна из их идей Вам не подходит, то Вы можете предложить свою! Идея должна быть продуманной и важной для организации. Могу сказать, что из 8-ми принятых предложении в JBoss, 4 были предложены студентами!
Известная VS неизвестная организация
Субъективно, мне показалось, что больше всего предложений было подано в известные организации. В менее известных организациях было меньше желающих, а значит и больше шансов, что выберут именно Вас. Есть ли на Хабре менторы из GSoC? Что скажете по этому поводу?
Новая VS 'бывалая' организация
По правилам GSoC, новые организации не получают более 2-ух мест в первый раз. Это связано с тем, что Google больше заботит качество, а не количество. Они хотят быть уверены, что в организации хорошие менторы, и что они действительно готовы уделить достаточно времени для поддержки студентов. Исключения составляют известные организации с хорошей репутацией, и организации, участвовавшие ранее в GSoC в составе родительской организации, или организации-партнера.
Количество предложений
Разрешается подать до 20(!) предложений на участие. Организации видят, сколько предложений Вы подали. Если Вы подали больше 6 предложений, Вас скорее всего, сочтут спамером, так как, чтобы написать даже 6 действительно хороших предложений надо потратить изрядное количество времени. Еще раз:
Этап 2: Выполняем предварительные условия
В некоторых организациях есть обязательное условие: прежде чем подать предложение на участие, нужно показать, что Вы действительно хоть что-то понимаете в программировании. В основном, просят исправить какой-нибудь баг из их баг-трекера, а некоторым организациям будет достаточно, если Вы немного улучшите документацию, или добавите перевод статьи. Задачи эти небольшие и решаются быстро, они как раз для того, чтобы отфильтровать спамеров, и тех, кто пишет предложение в последний день.
В JBoss не было никаких предварительных условий, можно было подавать предложение сразу.
Этап 3: Пишем первую версию
Итак, Вы выбрали идею и решили написать предложение! Вот то, что должно присутствовать в хорошем предложении (взято из форумов, рассылок электронной почты, разговоров с менторами и GSoC FAQ):
- краткое описание (максимум 300 слов)
- Ваши контактные данные + часовой пояс
- польза от Вашей идеи
- как конкретно собираетесь реализовать идею
- временная шкала
- информация о себе
- почему хотите участвовать именно от этой организации?
Так же, я руководствовался тремя предложениями, которые Mozilla Foundation сочла хорошими в 2009 году:
Далее, находим адрес электронной почты ментора и шлём ему первую версию предложения, с просьбой её просмотреть и помочь советом. Ментор обычно будет рад, что к его идее проявили интерес и подскажет, что еще можно улучшить или добавить.
Дополняем предложение, благодарим его и спрашиваем, можно ли упомянуть его имя в Вашем предложении. Обычно ментор будет не против.
Этап 4: Официально подаём предложение
Когда все готово, заходим на сайт Google Summer of Code и подаем предложение в интересующую организацию.
Некоторые организации просят студентов добавлять предложения еще и в вики-хранилище самой организации. Не забудьте это сделать, если требуется.
Анонс принятых студентов
Анонс принятых студентов состоялся в этом году 23-его Апреля в 19:00 UTC. Если Вас приняли, Вы получите официальное подтверждение от Google. Поздравляю! Вы сделали это!
Не волнуйтесь, если не получите ответа от Google ровно в указанное в анонсе время! Я получил сообщение только через полчаса. Сам сервер GSoC, первые 40 минут после анонса, был сильно перегружен и постоянно выдавал ошибку 500 (честно говоря, не ожидал увидеть такое от Google с их облачной инфраструктурой).
Полезные советы
- начните готовиться заранее!!! У меня на всё про всё ушло примерно 3 дня. Вам скорее всего придется обменяться парой сообщений с ментором и/или админом организации. Они могут находиться в другом часовом поясе и у них может быть много работы, так что на ответ у них может уйти время.
- первый параграф в Вашем предложении должен простым языком объяснить, почему Ваше предложение важно для организации и почему именно Вы достойны его реализовать. (маркетинг, маркетинг, маркетинг!)
- попросите англоязычного друга, проверить Ваше предложение. Читать грамматически и стилистически правильный текст намного приятнее и это может увеличить Ваши шансы. Если англоязычных друзей нет, то не поленитесь хотя бы проверить текст на орфографию в текстовом редакторе.
- если Вы общались с ментором, добавьте его имя в Ваше предложение (естественно предварительно спросив его разрешения). Фраза типа «I would like to thank John Doe for his feedback in creating this proposal.» добавит плюс Вашему предложению.
- упомяните, что Вы будете писать блог в процессе разработки решения (и естественно пишите его). Организациям это нравится.
Немного статистики
отношение принятые / поданные предложения GSoC: 1212 / 6685 [18%]
отношение принятые / поданные предложения JBoss Community: 8/56 [14%]
принятые предложения от KDE: 60
принятые предложения от twitter: 3
среднее количество студентов на одну организацию: 1212 / 180 = 6.7
Дерзайте!
В заключение, вот мое предложение, которое приняли в JBoss. Я буду рад ответить на любые вопросы в комментариях! В статье хабраюзера passanger2012, указанной в самом начале, описывается много того, что я упустил здесь. Удачи в
UPD1:
Хабраюзер fader44 указывает на важность общения с менторами, а так же посещения IRC и участия в почтовых рассылках! Это действительно так! Например, все новости в JBoss я узнавал вначале из почтовых рассылок, и лишь некоторые публиковались на основном сайте.