Pull to refresh

WEB 3.0

Reading time5 min
Views3.8K
Уже больше года я работаю над интересным и неоднозначным проектом в области e-commerce. Работа над частным случаем очень глобальной задачи, а так же периодически возникающее непонимание результатов даже среди опытных профессионалов привели к мысли создать некоторое обобщение накопленных идей.

В своем обобщении я замахиваюсь ни много ни мало на определение технологии WEB 3.0! После успеха принципов WEB 2.0 было бы странно если бы шильдик 3.0 не растащили на свои определениям разнообразные визионеры. Однако, в своих попытках они нарисовали типичный «более лучший 2.0». Попытка увеличения номера версии с помощью таких эпитетов как «красивый», «профессиональный» является не более чем маркетинговой шелухой!
Пример такой чепухи — текущая нумерация версий Firefox. Использую я его редко, только для просмотра верстки новых версий проектов. При каждый запуске оказывается что сменилась версия и поменялись местами какие то кнопочки в меню.

Признание новой версии может быть оправдано исключительно технологическим скачком в ключевой области для веб-сервисов — создания и обработки информации (контента). Этот скачок не может быть «более красивым» или «более профессиональным», он может быть лишь принципиально иным технологически.

Мое убеждение заключается в том, что ключевой особенностью WEB 3.0 станет «трансформация контента», которая изменит не только принципы проектирования и развития web-приложений, но так же понятия копирайта, и приведет к трансформации бизнес-моделей существующих сервисов.

Уже захотелось поспорить? Тогда велком под кат!

Прежде чем заглянуть в будущее, нужно разобраться с тем что у нас есть.

WEB 1.0




Старый добрый Web, который создал создал фундамент и всю терминологию на базе понятий клиент — сервер. Есть потребитель информации — клиент, есть производитель информации — профессиональный журналист (писатель, режисер, продюсер, архив). Продюсер решает что может быть интересно потребителю. Потребитель может написать свой отзыв по e-mail, а чаще просто голосует ногами уходя на другой ресурс.
В 2000 году я работал новостным рдляедактором одного компьютерного сайта. Каждую новость, читало около 1000 посетителей, но отклик по e-mail при этом был редкостью и настоящим праздником! Утешало, что писатели-классики вовсе могли рассчитывать на признание лишь после смерти

Электронные библиотеки, новостные сайты, онлайн-газеты — вот классические примеры старых добрых WEB сервисов.

WEB 2.0


По мере развития и расширения всемирная сеть Интернет вбирала в себя все новых пользователей. Одними из первых в сеть пришли образованные профессионалы, так называемый креативный класс. Они стали создавать сообщества по интересам — комьюнити, которые формировались вокруг web-форумов. Эти активные группы не могли долго мириться с участью пассивных потребителей контента и совершили революцию — создали WEB 2.0.



Ключевым отличием новой версии Web стал принцип создания контента, вместо деспотичного Главного редактора — малозаметный Модератор. В лучших проектах Модератор стал так же незаметен как и НЛО.

Успешными примерами вебдванольных проектов можно назвать LiveJournal, Wikipedia и конечно столь любимый Habrahabr. Квинтэссенцией идеи комьюнити стали социальные сети.

WEB 3.0


Существующий рост глобальной сети Интернет подпитывается двумя факторами:
  1. Опережающий рост количества мобильных устройств для доступа в сеть
  2. Опережающий прирост абонентов в развивающихся и малоразвитых государствах, с сильными культурными отличиями.


Первый тренд объективно диктует необходимость создания персонализированных версий отображения различных сайтов. Данная задача даже породила термин адаптация контента, которая определяется как способ трансформации контента для адаптирования к техническим возможностям воспроизводящего устройства.

Второй тренд приводит к возникновению «культурной адаптации», самый очевидный вариант которой это перевод на иностранный язык. Однако существуют и другие варианты адаптации, например фильтрация непристойного содержимого. Самый известный пример такой адаптации — великий китайский фаирвол.

Как должна выглядеть технология, которая отвечает вызовам WEB 3.0?

Небольшой комментарий псевдолибералам, которые непременно возбудились на упоминание китайской цензуры. В моей интерпретации WEB3.0 не отрезает и не фильтрует никакую исходную информацию, вместо этого создается новая проекция — новый сайт с адаптированным содержанием. Таким образом, вместо ограничения или разделения интернета создается еще одна степень свободы — например, свобода получать и читать информацию на том языке, который доступен читателю, и с теми ограничениями, которые он сочтет для себя приемлемыми. Новая проекция честно и открыто конкурирует с оригиналом и другими вариантами интерпретации.

Рискну изобразить это на схеме:


В полном соответствии с усложнением моделируемой реальности в новой схеме возникает промежуточный слой, который я назвал термином Mediation (Посредничество). Этот термин имеет богатый опыт применения в области и телекоммуникаций и права и полностью раскрывает суть действия. Mediation сервер опираясь на исходный контент (текст) формирует иную проекцию реальности. Это может быть как перевод журнальной статьи с английского на китайский язык, так и коррекция нецензурного блога Темы Лебедева в русский литературный, или язык доступный младшим школьникам.

Mediation сервер может управляться посредством воздействия машинного интелекта, например с помощью Summly (инновационный стартап обработки веб-текста созданный 15 летним британским вундеркиндом, в который проинвестировал 89-летний китайский миллиардер) или Abby Compreno.

Альтернативный способ формирования Mediation с помощью медиаторов, работа которых базируется на краудсорсинге и скоринге Web2.0.

Закипели мозги? Не беда! Оставим Hi-tech сленг и попробуем нарисовать пальцем Wikipedia 3.0.

Wikipedia 3.0 — какой она могла бы стать?


  • Для новой Википедии больше не нужны отдельные национальные сайты. Единая структура энциклопедии переведена с той или иной степенью на другие языки. Недостающие переводы создает машинный интелект. Машиный перевод корректируется носителями языка в результате чего происходит обучение алгоритма.
  • Лурк больше не является отдельной энциклопедией, его проекция внутри. А так же много других новых проекций.
  • Проекции Википедии доступны для любых групп устройств — для сотовых телефонов с 80-символьным экраном или читателей твиттера.
  • Любой посетитель может либо читать выбранную проекцию, либо включить режим крауд-редакции проекции/статьи/абзаца и голосовать за чужую корректуру. Либо может стать редактором и вносить свои правки.
  • Проекции формируются из наиболее популярных правок на основе рейтинга их автора и голосования крауд редакторов.
  • Проекции формируются на лету путем интерполяции правок за разный период времени — хотите иметь самые актуальные, хотите — получите самые одобряемые за последний год.
  • Больше нет войн редакторов — любая проекция имеет право на жизнь если ее читают и за нее голосуют. Старые проекции исчезают по принципу наименее используемых.


Торт


Тот кто дочитал статью до этого место — герой, который заслуживает вознаграждения!
Дорогой Хабраюзер! Представь себе, что добрый джинн выполнит одно твое желание — запустит сервис Web 3.0, но с условием! Это должен быть удивительный, яркий и прикольный проект. Чтобы любой, кто зашел на страничку проекта сразу же воскликнул «Вау, круто!» и отправил ссылку своим 33 друзьям.

Ниже неполный список идей, с комментарием ворчливого джинна.

  1. Сделать в ЖЖ карму авторам, как на Хабре (не хватит денег на сервера проекта для хостинга)
  2. Сделать автоматизированный перевод ЖЖ блога Артемия Лебедева на литературный язык (получится ЖЖ Бориса Акунина)
  3. Перевести Хабрахабр на английский язык ( digg все равно короче)
  4. Включить анонимусам возможность голосовать за карму на Хабре (мир к этому еще не готов)
  5. Взять какой нибудь джобосайт, да прикрутить к нему ленту с комментариями и рейтингом, чтобы можно было резать всю правду матку (hantim.ru — просто и со вкусом, джинну нравится!)


Когда джинн исчез, были найдены какие то непонятные записи: Nginx, Lua, PCRE, Redis NoSQL, persistent cache, hash map, key-value, 10K requests. Похоже на какие то странные заклинания!
Tags:
Hubs:
+7
Comments64

Articles