Декомпозиция
Чтобы правильно проанализировать текущее состояние практически любой IT-технологии нужно представлять её экосистему. Функциональное наполнение релиза, нефункциональные показатели качества — все они не имеют некой «абстрактной» ценности, а представляют собой результат обмена веществ в этой экосистеме.
Грубыми мазками картина выглядит следующим образом. Можно выделить 4 основных компонента:
- Embarcadero как производитель
- Технологические партнёры
- Сообщество (+IT-эксперты)
- Основная группа потребителей — прикладные программисты
Анализ связей
Эти четыре компонента связаны друг с другом. Связи в общих чертах определяются общностью и конфликтами интересов. И будет необъективным поместить точку наблюдения в какую-либо группу и пытаться проанализировать целесообразность поведения другой. Часто подобный подход порождает слишком эмоциональные (и совсем нерациональные) выводы: «они там что, с ума посходили?» или «почему они не делают это, а делают то?» или «кому всё это нужно?»
Связи можно уподобить неким «резиновым» нитям, создающим постоянно действующие силы, направленные на сближение компонентов экосистемы. Однако есть и центробежные тенденции, вызывающие взаимное удаление групп и значительному дисбалансу, когда все недовольны всеми, а это влечёт неминуемые негативные последствия. Выживаемость (как минимум) и эффективное развитие технологии зависит от степени здоровья этой системы, причём не за счёт устранения конфликта интересов (что невозможно), а нахождения путей их позитивной реализации.
Состояние и поведение
Эволюция состояния за счет реализации поведения подчинена желанию достичь определенную цель, которая у каждой группы своя. Embarcadero как любой другой вендор заинтересована в развитии бизнеса, главным ресурсом которого является потребительская активность основной группы. Ценообразование сложное, но интуитивно понятно, что цена должна вызывать уважение в глазах покупателя.
Основная группа, состоящая из прикладных программистов (размер которой коррелирует с официальным числом 1 700 000 без пользователей «отложенного спроса»), прежде всего заинтересована в плавной, бархатной и щадящей миграции на следующие релизы даже в ущерб неким фантастическим возможностям. Здесь цена играет определённую (но отнюдь не ключевую) роль в сторону снижения, что вполне покрывается классическими «акциями» и скидками при пакетном приобретении.
Сообщество (+IT-эксперты) во многом определяет имиджёвую составляющую продукта (Delphi — круто, Delphi — отстой, Delhi — жива, Delphi — второе рождение). Здесь как раз проблема миграции не так сильно стоит, сколь хочется уникальной и забойной функциональной крутизны, сопоставимой с мечтами «слетать на Марс», «клонировать свой мозг», «вводить программный код усилием мысли». Большинство экспертов «болеют за футбол», а не за конкретную команду. Цена здесь вообще роли не играет (в пределах разумного).
Технологические партнёры — самая сложная категория из-за варьирования отношений с ними от «симбиотических» до «паразитических». Любой более-менее здравомыслящий менеджер по работе с партнёрами скажет, что на разных стадиях развития бизнеса (+куча других факторов) взаимоотношения могут меняться кардинально. Но можно с разбегу сделать слегка парадоксальный (для многих) вывод — некоторым партнёрам выгодны частые и дорогие релизы, набитые популярным, но сырым функционалом.
Самая большая опасность с точки зрения соблюдения динамического равновесия — наплевательское отношение к интересам соседнего кластера. Но понимание принципов развития системы как единого организма — есть первый шаг в правильном направлении.