Pull to refresh

Стратегии инвестирования в ранние стадии интернет-стартапов

Reading time 3 min
Views 9.6K
Сначала тезисы.
. Касательно интернета, только звездные стартапы могут оправдать венчурные инвестиции.
. На ранней стадии невозможно вычислить звездный стартап. Пол Грэм уточняет, что звездный не равно просто успешный, незвездный успех стартапов при достаточном опыте видимо можно предсказывать.
. Также Пол добавляет, что даже на не очень ранней стадии — первые два года — звездность тоже не определяется.

Отсюда выводы о возможных стратегиях для инвесторов ранних стадий:

. Раздувать пузыри. Пиарить и нагнетать пафос как вокруг отдельных (своих портфельных) проектов, так и вокруг стартап-движухи в целом. Фактически это минимизирует риск, поскольку звездность становится главным образом медийной и управляемой, она перестает быть объективной рыночной характеристикой спроса. Отчасти это также способ действительно формировать несуществующий спрос, но такой аспект в полноценном исполнении требует серьезных вложений, что для начальных стадий обычно не делается. В итоге получается прибыльный инвесторский бизнес, где в проигрыше может быть инвестор следующей стадии, если не сможет раздуть еще больше и потом перепродать проект еще кому-нибудь. (Обновление от 9.11.2012 — на эту тему отличный текст с исследованием об Instagram).

. Инвестировать во много проектов, опираясь на статистику — если условно говоря один из десяти выстрелит, то окупит все затраты, в том числе на остальных, и еще принесет хорошую прибыль. Однако смотрим пункт 3а — инвестиции всех ранних стадий укладываются в два года, где по-прежнему ничего нормально не предсказывается. Т.е. у инвестора ранней стадии в принципе нет статистики, он всегда продает котов в мешке, даже если они действительно жирные и действительно красиво упакованы. Значит этот пункт практически исключаем из рассмотрения.

. Минимизировать не риск, а затраты путем кооперации с многими другими инвесторами. По поводу такого инвесторского мини-краудфандинга не могу ничего сказать. Возможно, такой подход требует авторитетного заводилы. Точнее, это просто надо целенаправленно развивать. Вообще же сам по себе краудфандинг выглядит привлекательной вещью.

. Опровергнуть пункт 1а и инвестировать в просто успешные проекты, даже если они не звездные. Сейчас часто стали попадаться утверждения, что интернет-стартапы — это просто бизнес. Обычный бизнес. А обычный бизнес отнюдь не обязательно требует звездного выстрела. Можно зарабатывать образно говоря на палатке с шаурмой и постепенно открыть вторую палатку и третью. Но тут конечно нужно учесть специфику интернета — в нем меняется всё и достаточно быстро. Будете долго развивать и выстраивать одно, потом неожиданно появится другое и полностью изменит рынок.

Дальше сугубо моя отсебятина, полностью противоположная текущему состоянию и тенденциям в отрасли.

. Акцент нужно делать не на мероприятия в реале. Лично мой опыт говорит о том, что в реальных встречах проекты никогда не могут быть представлены и осмыслены лучше чем в интернете. Это подобно Сколково — я изначально говорил, что абсурдно вкладывать гигантские деньги в реальные объекты, но в интернет-варианте «Сколково» могло бы дать колоссальный эффект. Короче говоря, я утверждаю, что в будущем всё всё-равно сведется к интернет-реализациям.

. К анализу проектов призвать мудрость толпы, это должно быть частью упомянутой интернет-реализации. При этом использовать продвинутые вещи, типа рынков предсказаний.

. Из пункта 2а следует, что деньги нужно давать вообще всем интернет-проектам. Ну кроме совершенно очевидно неадекватных. Особенно это касается России, где общее количество проектов мало весьма.

. Если деньги давать всем, резко возрастет число неадекватных. Поэтому необходимо развивать рейтинговые системы и отсев производить по уровню рейтинга. Наверное правильно говорят, что в стартапе главное люди. Вот и надо анализировать людей, однако не всегда напрямую. Есть косвенные характеристики успешной личности и они с большой вероятностью проявляются вне тематической области конкретного стартапа. При современных технологиях просчитать всех до одного стартапщиков и все стартапы — задача вполне выполнимая.

P.S. Однажды даже предлагал некий проект, в котором реализовывались бы упомянутые подходы.
Tags:
Hubs:
+2
Comments 0
Comments Leave a comment

Articles