Pull to refresh

CBS: от студента к предпринимателю, или Модель датского университета

Reading time 9 min
Views 26K
В последнее время тема образования за рубежом становится на Хабре все более популярной. И раз члены сообщества интересуются подобными вещами, значит, должны иметь доступ к информации о разных вариантах и опытах. Моя собственная история временной эмиграции в Данию вполне себе попадает в эту категорию. Однако сегодня мне бы хотелось отличиться умом и сообразительностью от предыдущих материалов и вместо рассказов о формальностях поступления в зарубежную альма-матер (которые, впрочем, будут раскрыты в следующих частях при наличии интереса читателей) привести пример того, что для мне представляется весьма привлекательной моделью современного университета. Так что если кроме всего прочего хотите услышать о демократичном образовании, студенческом бизнес-инкубаторе и весьма разветвленной ИТ-инфраструктуре, то добро пожаловать под кат.

image


Disclaimer: Материал, естественно, не является рекламным (хотя если кто-то захочет поступать — обращайтесь). Просто мой, пусть пока и небольшой, но интересный опыт знакомства с Copenhagen Business School вдохновляет поразмышлять о том, каким должен (или, по крайней мере, может) быть современный университет.

Copenhagen Business School, более известная в Скандинавии, как CBS (заранее прошу прощения за англицизм, но Копенгагенская школа бизнеса как-то не звучит) — один из крупнейших вузов датского королевства, входящий в 30-ку лучших бизнес-школ Европы. Впрочем, формально называя себя бизнес-школой, он позиционируется, скорее, как бизнес-университет, предлагая чрезвычайно разнообразные программы, начиная от банальных менеджмента и финансов и заканчивая международной бизнес-политологией, межкультурными бизнес-коммуникациями и менеджментом в ИТ. В результате, занятия посещают порядка 20 000 студентов, около 15-20% которых являются иностранцами.

Но это все формальности. Что же меня удивляет пока более всего, так это то, как тонко в CBS сочетаются, на мой взгляд, ключевые для любого современного университета вещи: знания, сообщество и инфрастуктура. И если роль знаний, как части этой триады, вполне очевидна и в той или иной мере присутствует и в российских вузах, то что касается сообщества и инфраструктуры — моему отечественному опыту (заканчивал Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова) особенно не за что зацепиться. А между тем, существующее вокруг университета сообщество помогает интегрировать студентов в профессиональную среду и способствует получению ими дополнительных знаний, навыков и возможностей. Достаточно же развитая инфраструктура, в свою очередь, позволяет связать знания и сообщество в единую коммуникативную систему, тем самым обеспечивая синергетичность их взаимодействия.

И если вам описанная выше тройственная конструкция кажется не лишенной определенного смысла, то предлагаю копнуть более глубоко и посмотреть, каким образом указанные части образовательного процесса умудряются помогать студентам CBS становится предпринимателями (проведенное недавно исследование выявило достаточно большую долю выпускников, находящих себя в собственном бизнесе).

Знания

Система обучения в Copenhagen Business School (по крайней мере, в части подготовки магистров) не далека от типично европейской, что, впрочем, означает ее очевидное и заметное отличие от российской. Большой упор делается на самообразование, поскольку классным занятиям с преподавателем отведено не более 10-12 часов в неделю (мои, например, лекции хоть и растянуты на 4 дня, но продолжаются не более 2-3 часов).

Остальное время большинство датских магистров уделяет чтению релевантной литературы, объем которой варьируется от программы к программе, но по моим оценкам составляет 150-300 страниц в неделю. Сложно судить обо всех потоках, но на моей программе (управление инновациями и развитием бизнеса; бывш. управление технологическими инновациями) основную часть курса составляют научные статьи из ведущих мировых журналов. Подразумевается, что это обеспечивает актуальность получаемых знаний, а также воспитывает в студентах научный (аналитический) взгляд на мир и критичность к воспринимаемой информации. При этом чтение по той или иной теме происходит до лекции, цель которой, таким образом, заключается в обсуждении, систематизации и дополнении прочитанного.

Не удивительно, что в таких условиях и роль преподавателя оказывается существенно отличной от отечественной практики. Здесь он выступает не в качестве носителя абсолютной истины, непреложного авторитета или кого-то вроде того, а в качестве медиатора дискуссии, обладающего способностью направлять мыслительный процесс студентов в русло, нужное для понимания ими теоретических основ и умения применить их на практике. Кстати, мои лекции и статьи отличаются существенным уровнем привязки к реальному миру, поскольку в большинстве случаев предлагаются конкретные механизмы управления теми или иными бизнес-процессами. Что же до знакомых до боли классификаций, принципов, признаков, определений и тому подобных «мертвых» теоретических конструкций, то тут они если и присутствуют, то в существенно меньших объемах.

image

Специфика образовательной системы проявляется и в экзаменах, каждый из которых практически не похож на другие. В частности, в этом семестре меня в качестве экзаменов ждут эссе по «Предпринимательству», ответы на теоретические вопросы на примере реальной компании по «Инновациям и знаниям» и группой проект по «Развитию продуктов и проектному менеджменту». Иными словами, унылое заучивание теории меня, видимо, не ожидает. Впрочем, более простой жизни это тоже не означает, ибо привязать теорию к практике бывает зачастую сложнее, чем выучить одну лишь теорию. Однако и цель понятна — CBS важны не столько мои энциклопедические знания, сколько практические умения и навыки, завязанные на понимание глубинных теоретических концепций.

И все это образовательное разнообразие дополняется вполне себе демократичной системой коммуникаций между функционерами, преподавателями и студентами. И хотя наиболее очевидным ее признаком, наверное, является весьма свободный стиль одежды всех трех заявленных групп, она проявляется и в другом: всех принято называть по имени, возражения во время лекции не только не караются, но поощряются, преподаватели всегда доступны по электронной почте или во внутренней сети университета.

Иными словами, возникает стойкое ощущение, что все заинтересованные стороны действуют заодно и представляют себе зачем это им нужно.

Сообщество

Теперь о сообществе, под которым я здесь понимаю многообразие людей и организаций, на регулярной основе взаимодействующих с университетом и студентами в ряде смежных с образовательной отраслью областей.

Надо сказать, что общественная жизнь в CBS прямо-таки кипит. При университете существуют (и отчасти финансируются им) порядка 20 студенческих организаций самой разнообразной направленности: от клуба любителей вина до бизнес-инкубатора. Естественно, все на самоуправлении и хозрасчете. Набор в общества происходит, как правило, в начале семестров и сопровождается масштабными презентационными мероприятиями, цель которых, надо полагать, состоит в том, чтобы заманить самых талантливых и перспективных студентов (тем более, что существуют конкурирующие сообщества родственной тематики). В результате, большинство студентов оказываются в той или иной степени интегрированными помимо непосредственного обучения еще и в общественную (полу-профессиональную) жизнь с вытекающими отсюда возможностями применения определенных знаний на практике, а также перспективой наработки сети контактов (networking), которая, по словам датчан, очень помогает при дальнейшем трудоустройстве.

Впрочем, общественной тематикой сообщества не ограничиваются: некоторые занимаются настоящим бизнесом. Так, например, студенческий союз руководит столовыми в принадлежащих университету кампусах, где можно вполне себе недорого (по датским меркам) перекусить. Другая группа студентов ведает сетью разбросанных по зданиям принтеров, осуществляющих удаленную печать документов по ценам, которые в 4 раза меньше тех, что взимает сервис, непосредственно организованный университетом. Честно говоря, такая вот плодотворная конкуренция студенческого стартапа с головной, по сути, организацией выглядит впечатляюще.

Про бизнес-инкубатор хочется рассказать отдельно. Называясь Copenhagen School of Entrepreneurship он возлагает на себя несколько функций. Во-первых, группа экспертов инкубатора оказывает (бесплатно) услуги по валидации и развитию имеющихся у студентов бизнес-идей (юридической стороной вопроса я, правда, пока не интересовался) и вообще позиционирует себя в качестве личного советника в стартаперских начинаниях. Во-вторых, некоторым особенно приглянувшимся идеям выделяется небольшое финансирование в размере 20 тысяч датских крон (порядка 100 тысяч рублей) и предоставляются офисные помещения и доступ к университетской инфраструктуре и оборудованию. Впрочем, инвестиции не прямые — инкубатор просто оплачивает счета стартапа. В-третьих, школа предпринимательства организует ряд публичных мероприятий, включая пятничные стартап-посиделки с бесплатной едой и пивом и небольшим количеством уже состоявшихся предпринимателей, а также весьма регулярные встречи-семинары с венчурными инвесторами, инноваторами и прочими интересными людьми, у которых есть, о чем спросить, и есть, чему поучиться. Иными словами, инкубатор пытается интегрировать студентов в местное предпринимательское сообщество для удовлетворения обоюдного интереса. Студенты получают доступ к нужным людям и нужной информации, приглашенные же специалисты либо удовлетворяются возможностью выступить перед благодарной публикой, либо ищут новые идеи и новые команды. Как бы там ни было, судя по истории инкубатора, он уже сумел выпустить несколько интересных проектов.

image

Другой интересной чертой существующего вокруг CBS сообщества является большое внимание со стороны реального бизнеса. Бывшие выпускники и приглашенные руководители часто делятся опытом во время лекций и других образовательных мероприятий. Так, например, вступительная неделя на моей программе ознаменовалась появлением со-основателя достаточно успешного сервиса Podio, а также лекцией топ-менеджера крупнейшей в Дании компании — Maersk. Но особенно активно различные фирмы (в том числе с мировыми именами) участвуют в карьерных мероприятиях, публикуя вакансии во внутренней сети университета, а также устраивая по несколько раз в месяц официальные приемы. Интересная деталь: в основном для CBS кампусе большинство аудиторий названо в честь крупнейших мировых и датских фирм. Не знаю, считают ли они это своеобразной рекламой и оплачивают ли такие услуги, но интересно, знаете ли, поучиться бизнесу в аудитории Boston Consulting Group или British American Tabacco.

Таким образом, помимо непосредственного и потому банального образовательного процесса студентам CBS удается получить доступ к весьма плодотворной общественной среде, способствующей поиску и использованию самых разнообразных возможностей.

Инфраструктура

Возможно, все описанное выше не выглядело бы так привлекательно, если бы не было увязано в единую коммуникативную систему посредством соответствующей инфраструктуры.

В CBS действует единая система доступа к большинству образовательных и иных видов ресурсов. Так, в учебном процессе используется Интернет-платформа, позволяющая студенту иметь все необходимое в одном месте. Система отслеживает текущие курсы, там же появляются различные объявления образовательного характера, а преподаватели загружают на серверы слайды и другую информацию и имеют возможность общаться со студентами посредством тематических форумов. Отдельное приложение — календарь — подсказывает расписание и местоположение всех занятий и синхронизируется с iCal, Google Calendar и подобными программами. Очень большая роль отводится координации мероприятий через Facebook. Наконец, существует внутренний университетский портал, на котором можно найти практически все необходимое: от объявлений о продаже велосипеда или съеме квартиры до форм документов, необходимых для регистрации на экзамен. Особая изюминка портала — внутренняя база данных вакансий, доступная лишь студентам и напрямую пополняемая заинтересованными в молодых кадрах компаниями вроде Microsoft, Danske Bank и другими подобными.

Библиотека в CBS тоже впечатляет не привыкшего к роскоши бывалого российского студента. Большинство материалов оцифрованы и потому доступны с домашних компьютеров через единую учетную запись. Естественно, есть доступ к ведущим мировым научным журналам и базам данных. Заказ редких книг осуществляется в несколько кликов и выливается в один единственный поход в библиотеку. Впрочем, там всегда многолюдно, поскольку на трех этажах располагаются учебные места, компьютерные классы и отдельные учебные комнаты, за которыми датские и зарубежные студенты грызут гранит науки, не отходя, что называется, от кассы. Сканирование с последующей отправкой на email осуществляется бесплатно. Копирование — по достаточно низким ценам (привет Ярославской научной библиотеке).

image

Что касается аудиторий, то здесь хоть и без излишеств, но есть все необходимое вроде проекторов с экранами, розеток под каждым столом, удаленно регулируемых освещения и жалюзи. О скоростном wi-fi во всех корпусах университета, думаю, можно даже не упоминать. Иными словами, инфраструктура оказывается достаточной для того, чтобы обеспечить солидный уровень комфорта всем участникам образовательного процесса.

Вместо послесловия

Не знаю, существует ли нечто подобное описанному выше в России — я бывал лишь в нескольких провинциальных университетах, — но честно говоря, CBS мне показалась вполне привлекательной моделью современного университета, ориентированного не только на знания, но и на интеграцию студентов в профессиональное сообщество, а также обладающего весьма современной и вполне себе стабильно работающей инфраструктурой. Думаю, что за этой моделью будущее, и хочется верить, что в России оно тоже когда-нибудь наступит.

P.S. Если тема обучения, жизни или работы в Дании покажется интересной Хабра-сообществу, буду рад рассказать свою историю и поделиться несколькими лайфхаками.

И спасибо за инвайт!

Источники фотографий: cbs.dk, facebook.com, information.dk
Tags:
Hubs:
+12
Comments 7
Comments Comments 7

Articles