Pull to refresh

Переезд в Словакию: как это проходило у меня

Reading time 10 min
Views 149K
В последнее время всё больше статей на Хабре посвящены эмиграции из стран ex-USSR и иммиграции в том числе в страны восточной Европы. Мне уже давно хотелось рассказать о своём опыте, но всё как-то никак не мог собраться, а недавняя статья на тему иммиграции в Словакию меня подтолкнула к написанию своего опуса.

Итак, начну рассказ.

У меня переезд в Словакию происходил в два этапа, причём первый, в общем-то, был неудачным, но опыт в дальнейшем пригодился.

Попытка номер раз: учёба


Началось всё в 2009 году, когда мне захотелось поступить на учёбу куда-нибудь за рубеж. Учитывая то, что у меня есть родственники в Англии, рассматривались варианты в Девоне, но, как выяснилось, наличие родственников не упрощает процесс ровно ни на сколько, а цены на образование немалые и для местных… о стипендиях я тогда слабо был информирован, потому всё заглохло.

Прошло чуть более, чем полгода, и я заинтересовался вопросом ещё раз. Особенно мне это было интересно, т.к. как раз летом 2009 года я закончил институт и поступил в магистратуру, оставаясь работать там же на кафедре (в Беларуси всё ещё существует принудительное распределение, потому работа на кафедре была наиболее простым и приятным способом это распределение провести). Первые же месяцы магистратуры меня жутко разочаровали в нашей науке, т.к. мои вполне жизнеспособные идеи для магистерской диссертации были отвергнуты с комментарием «нам за это не заплатят ни копейки».

На глаза мне попалась заметка о Вишеградской стипендиальной программе. Из стран, об образовании в которых шла речь, меня почему-то больше всего заинтересовала Словакия. Почему — не знаю. Может, из-за языка (венгерский слишком сложный, польский простой, но просто не хочется), может, потому как я как раз весной 2009 ездил в гости к знакомым в Piešťany. Так или иначе, но в тот же день я нашёл университет в Жилине (здесь), там нашёл кафедру, на которой занимались как раз тем, что мне было интересно, и написал им письмо со своими идеями насчёт предстоящей работы, а через день или два получил ответ в духе «Классно, давай!». После пары телефонных разговоров и обмена емейлами на второй или третий день мне было выписано письмо-приглашение, которое являлось необходимым для подачи документов на стипендию. Кроме того, мне предстояло пойти в отдел международных связей своего университета в Минске и сделать там заверенный перевод диплома и выписки из него (как я позже узнал, его там вообще-то не делают, но для меня сделали исключение — не так много людей ввязывается в подобные мероприятия).


Žilinská univerzita — Жилинский университет

После подготовки остальных необходимых документов и заполнения заявления необходимо было все эти документы, собственно, выслать. И вот здесь возникла проблема: оставалось чуть больше недели до дедлайна подачи документов. Ни одна почтовая служба не соглашалась на такие условия. К моему счастью, нашлась знакомая, которая как раз в тот день ехала в Словакию, в Трнаву, на учёбу. Решено было сделать следующее: приехав в Трнаву, она отправляет мои документы в Жилину, сотрудница университета их получает, докладывает к ним «Pozyvaci list» и высылает всё вместе в Братиславу. К сожалению, план немного «поплыл»: документы пришли в Жилину в пятницу после обеда, потому забрать их смогли только в понедельник, а последний день отправки был воскресенье…

В общем, когда через пару месяцев мне пришёл email, начинающийся словами «We are sorry, but unfortunately...», у меня не было сомнений, почему это произошло. Первая попытка провалилась.

Попытка номер два: работа


Прошли полтора года, распределение закончилось, я уволился из университета, т.к. условия, на которых мне предлагали остаться, были бы несовместимы с внезапным возможным переездом в другую страну, что я рассматривал как неизбежное уже на первом году «свободы». В последние месяцы работы в университете я получил предложение работы от одной хорошей минской фирмы, в которую сам давно уже собирался пойти, и начал процесс трудоустройства к ним, не переставая искать зарубежные варианты. Вариантов, увы, находилось не очень много, в силу того, что в большинстве своём потенциальные работодатели хотели либо местных, либо уже имеющих разрешение на работу, а с такими, как я, связываться не очень хотели.

Как-то случайно так получилось, что фирма, в которой я всё ещё подрабатывал параллельно с работой на кафедре, пыталась завязать совместный бизнес с маленькой фирмой как раз из Словакии. Бизнес, в общем-то, не шёл, хотя пару раз мы к ним ездили показывать прототипы девайсов, которые бы им хотелось иметь (к слову, и по сей день те прототипы лежат где-то у них на полочках). Детали особо роли не играют, но суть в том, что во время одной из таких поездок была найдена другая фирма в соседнем городке, которой срочно был нужен embedded-программист для программирования некоей ARM-based системы. После телефонного разговора и личной встречи меня сразу же взяли на работу — оставалось «всего лишь» собрать необходимые документы, что и было начато прямо там, в Словакии.

К слову сказать, фирма находится по сути в деревне (Nižná, население — 4K человек) на территории бывшего завода, являвшегося некогда частью индустриального гиганта TESLA. На этом заводе, кстати, когда-то работало не только почти всё население деревни и окрестных городков, но туда каждый день на работу ездили люди издалека, потому расписание местных поездов — «особных влаков» — было гораздо более плотным, чем сейчас, и они все были забиты под завязку. К сожалению, те времена давно ушли, завод давно пришёл в упадок и был продан по частям местным жителям. В соседнем городе Trstená некогда крупный завод колёсных тягачей и вовсе прекратил своё существование, а работу сейчас даёт исключительно фирме по утилизации отходов, рабочие которой день за днём разбирают его и чистят близлежащую территорию.

Сбор собственно документов занял не очень много времени, в том числе и благодаря тому, что в этом регионе — на Ораве — население достаточно «размазано», зачастую работают люди в другом населённом пункте, чем живут, выдаются замуж и женятся люди из разных городов и деревень, а потому люди друг друга хорошо знают. Благодаря этому, например, удалось получить разрешение на трудоустройство без мучительного ожидания около двух недель. Пришлось съездить в Беларусь, получить выписку из милиции об отсутствии у меня судимостей (забавно, но «обычные люди» называют этот документ «справка о несудимости», а милиция его называет исключительно «справка о судимости»). Необходимо упомянуть, что при подаче документов в полицию по делам иностранцев (cudzinecká polícia) документы должны быть не старше 90 дней, иначе полиция их не примет. Ещё один момент: на момент подачи документов законом не было разрешено подавать их непосредственно в полиции если я уже находился там, необходимо было подавать их в посольство Словакии по месту постоянного проживания. Вроде бы на сегодняшний день это требование снято.

Документы были поданы, в посольстве было пройдено письменное собеседование, в ходе которого были заданы базовые вопросы насчёт Словакии, а также насчёт моего трудоустройства и того, что я буду делать, если вдруг работу потеряю по независящим от меня причинам. Осталось ждать. И вот тут, как говорят в Беларуси, «не обошлось без руки Москвы». Дело в том, что документы высылаются в Жилину, где находится региональная полиция, дипломатической почтой, у которой маршрутизация достаточно замысловата. «Нельзя вот просто взять» и послать документы напрямую из Минска в Жилину. Сперва они идут в Москву (зачем?!), потом в Братиславу в Министерство иностранных дел, а только потом высылаются в Жилину. Как несложно догадаться, документы в Москве получили… и где-то потеряли. Где — не знает по сей день никто. Посольство ждало полтора месяца с момента отправки документов, после чего отправило копии напрямую курьером. Документы получили, через пару недель я получил ответ: ВНЖ выдан. На тот момент у меня ещё была кратковременная виза — к будущим работодателям я регулярно ездил, потому бесплатную национальную визу мне не выдавали, хотя это является обычной частью процесса. По приезде в Жилину я написал заявление на выдачу карточки ВНЖ (preukaz o prechodnom pobyte), сдал отпечатки пальцев, а также, что оказалось немного неожиданным для меня, попозировал в камеру. Из-за этой неожиданности на своей первой карточке я немного небрит :)

От компании мне была выделена комната в квартире в вышеупомянутой Трстене, что было в общем-то неплохо, т.к. в том же городке у нашей фирмы открылось новое здание, куда переместили группу, работающую над нашим проектом. В той же квартире проживал коллега-инженер, который работал над механической частью нашего проекта.


Trstená, площадь M. R. Štefánika, вид на отель Рогач

Жизнь здесь


Надо сказать, с первой официальной зарплаты первая вещь, купленная мной — велосипед (по словацки — bicykel, на оравском диалекте — bicykeľ). Обошлось мне это в €370, за что я получил замечательнейший велосипед практически местной марки Kellys Scarpe (штаб-квартира и сборочный цех компании находятся в вышеупомянутых Пештянах).

Вообще, Словакия — замечательная страна для велосипедизма. Это, конечно, не Голландия или Дания с их замечательнейшей велоинфраструктурой, но за пределами населённых пунктов здесь в самом деле есть, где покататься. В принципе, именно за это мой друг Джон Росмэн влюблён в Беларусь, ведь в отличие от США и Англии, где всё приватное и огороженное — где проволокой, а где — кирпичными стенами (привет англичанам!), в Беларуси можно ехать куда угодно и где угодно. В Словакии несмотря на наличие частной собственности, тоже ехать можно куда, как и где угодно (почти), но вдобавок к этому есть горы, ручьи повсюду, белки, зайцы, лисы, олени и прочие звери в лесу, встречи с которыми могут доставить много приятных впечатлений — ну или же перепугать до смерти, если речь идёт о каком-нибудь диком кабане.


Гора Вельки Хоч при Долном Кубине

Местное население, в принципе, делится на три категории по их отношению к велосипедам. Первая категория — люди за 35, в основном женщины, которые ездят на старых велосипедах времён царя Гороха на работу, в магазин, да куда угодно. В принципе, в эту же категорию можно причислить людей, которые раньше ездили, а сейчас боятся быть сбитыми большегрузными автомобилями на узких шоссе. Вторая категория — молодёжь, обладатели новых горных или городских велосипедов, которые либо пользуются велосипедами везде и всегда (как я — зимой тоже), либо же всяко очень часто, и при этом стараются по возможности популяризировать это занятие. Третья — автомобилисты, которые не признают велосипед как таковой, и ездят на автомобиле всюду и всегда, даже если расстояние меньше километра. В принципе, категоризация примерно как в Беларуси, за исключением того, что группа (1) гораздо больше, как, впрочем и группа (2), хотя в Беларуси это в последнее время начинает потихоньку меняться — не без нашей помощи.

Что касается денежной стороны жизни в Словакии, то ситуация обстоит так. В среднем, в Словакии жить чуть дороже, чем в Польше. Это плохо, если читатель живёт там, и подумывает о переезде :) С другой стороны, жить здесь дешевле, чем в Беларуси, при том, что качество жизни в общем и целом лучше. Зарплаты — в Жилине программисту сложно получать выше €1500. На Ораве — и того меньше. С другой стороны, даже при таком невысоком, казалось бы, уровне зарплат (по сравнению с тем, что программисты во всяких EPAM получают в Минске), этих денег здесь более чем хватает на нормальную жизнь и частые путешествия.

Вообще говоря, путешествия — это тема для совершенно отдельного разговора. До переезда в Словакию я никогда столько много не путешествовал. Сама мысль куда-то выезжать за пределы Минска и Минской области для большинства жителей этого города, видимо, является крамольной. В Словакии же это совершенно не так. Люди постоянно путешествуют, и если не за границу — которая тут достаточно условная, то по стране. А ездить есть куда. Замки, горы, озёра, реки… Смотреть есть что (было бы с кем...). А если учесть, что обладание видом на жительство в Словакии позволяет ездить по всему Шенгену, возможности открываются по-настоящему неограниченные. Например, в Вене я был 6 раз, из которых 4 — за последний год. В Праге — всего 3, за последние полгода — 2. Билет с возвратом в эту самую Прагу — €40, или ещё дешевле, если ехать поездом RegioJet. Ну а в Кракове, как и в Варшаве, я был просто бесчисленное количество раз.


Вена, Stephansplatz

Надо сказать, язык для меня не был проблемой совсем. Первые пару месяцев, пока я в Словакии был «наездами» по краткосрочным визам, общение с будущими коллегами и начальством проходило на английском. За пределами же фирмы английский, как правило, никто не понимал, потому общался я… на белорусском. Так меня понимало гораздо больше людей, хотя проблемы всё равно были. В основном они заключались в том, что в белорусском языке очень сильно выражено «аканье» и «яканье», потому привычные для словаков слова robota и robiť звучали совершенно непривычно и непонятно: работа и рабіць. Когда я осознал этот момент, я просто стал говорить с очень сильным околословацким акцентом, переиначивая слова на словацкий лад — уровень понимания вырос процентов до 70% :) Сильный толчок к изучению словацкого дал мне мой коллега Ян, у которого английский был достаточно слаб, потому нам приходилось как-то находить общий язык. В общей сложности более или менее сносно я мог говорить уже через два месяца непостоянного пребывания здесь. Сейчас словацкий у меня на таком уровне, что местные меня принимают за «виходняра» — человека родом из восточной части Словакии («восток» по-словацки — vychod). Да, сразу скажу: я не ходил ни на какие курсы и не читал почти никаких книг. У меня лежат «Беларуска-славацкі размоўнік» и «Кароткая граматыка славацкай мовы», которые я открываю раз в три месяца, когда я еду два часа в очень медленном поезде и мне совершенно нечего делать :) Кстати, а вот и он:


Osobný vlak Kraľovaný—Trstená

Надо признаться, немного разочаровала меня местная медицина, с которой пришлось немного столкнуться. Бюрократии, такое ощущение, больше, чем в Беларуси. Хотя вроде врачи есть, в отличие от.

Переезд


К сожалению, контракт мой был подписан только до конца года, потому как проект заканчивался, а нового не предвиделось, потому в конце года пришлось искать новую работу и новую квартиру. Я решил переезжать в Жилину, т.к. она мне успела понравиться — я там бывал буквально каждых две недели, а на Ораве мне уже малость надоело, т.к. всё-таки я очень непривычен к жизни в мелких городках. После опубликования резюме на profesia.sk мне звонили буквально по пять раз на день. В итоге я попал в фирму, в которую сам собственноручно послал резюме. И вот тут-то начались проблемы.

Как выяснилось, моё разрешение на работу, выданное мне год назад в Námestovo мало того, что недействительно (т.к. истекает сроком), так и не подлежит автоматическому продлению, т.к. я меняю работодателя, а мой новый находится в другом городе региона. Из-за этого процесс устройства малость подзатянулся.

Второй проблемой было найти квартиру в Жилине. Большинство квартир были либо дорогими, либо в плохом состоянии. Например, за €176 (без оплаты энергии) предлагалась т.н. garzónka, т.е. однокомнатная квартира, в которой нет отдельной кухни, а плита, мойка и холодильник стоят в единственной комнате. К счастью, нашлись знакомые, у которых простаивала двухкомнатная квартира, которую они согласились мне сдать за даже меньшую цену.

Ну и, наконец, последняя, пока ещё нерешённая проблема — интернет. В новой квартире существует возможность подключения аж к 6 или 7 разным провайдерам. Казалось бы, иди да подключайся. Каждый из них предлагает кучу скидок и прочих бонусов. Есть, однако, одна вещь, о которой они сразу умалчивают. Называется она viazanosť, т.е., грубо говоря, заключение договора на определённый срок с условиями, исключающими его лёгкое прерывание. В случае расторжения договора до окончания срока уплачивается штраф в размере около €200. Срок, как правило, составляет 2 года, но возможен вариант на 1 год — в этом случае абонент лишается скидок и участия в акциях. В принципе, возможен вариант без «вязаности», но в этом случае суммарная стоимость подключения составляет около тех же €200, а кроме того тарифы получаются ещё выше. По сравнению с этим условия Белтелекома — это просто сказка какая-то.

Вторая часть проблемы с интернетом — это необходимость ВНЖ со сроком действия не менее срока, на который заключается договор, потому наилучшим решением проблемы в моём случае, видимо, будет заключение договора на владельца квартиры.

Несмотря на некоторые затруднения подобного рода, из Словакии в ближайшие пару лет я пока уезжать не планирую :)

В общем, это, наверное, всё, что хотелось рассказать, по крайней мере, всё, что вспомнилось сейчас. Задавайте вопросы, постараюсь на них ответить.


Жилина, Марианская площадь
Tags:
Hubs:
+48
Comments 57
Comments Comments 57

Articles