Pull to refresh

Космос: чего ждать в 2013 году. Частники

Reading time 5 min
Views 29K


Небольшая заметка о том, чего ждать и за какими проектами космической отрасли стоит последить в этом году. Так как эта сфера сейчас довольно активно развивается, уместить все предстоящие события в одной статье довольно трудно. Поэтому я решил разбить её на несколько частей. Первая часть рассказывает о частных (негосударственных) компаниях, которые занимаются космосом.



Nova 2




Starchaser Industries разрабатывают космический аппарат для туризма, под кодовым названием Thunderstar, подходя к этому проекту с 2х сторон — разработка прототипа ракеты Skybolt и многоразовой капсулы с пассажирами. Так вот, вторая часть должна обкатываться на Nova 2, самой большой построенной британской ракете (примерно 17 метров в высоту). Капсула 2хместная — пилот и навигатор, причём для первого запуска место навигатора разыгрывается среди обычных людей. Запуск должен был состоятся в сентябре 2012 года, но, увы, не вышло, и теперь Стив Беннет (основатель компании) надеется на полет в 2013 году.

Dream Chaser




Dream Chaser — это шаттлоподобный аппарат (вертикальный взлет, горизонтальная посадка) для доставки людей (до 7 человек за раз) и груза на орбиту, а конкретно на МКС, ибо пока других объектов для жизни там нет. Ракета-носитель используется не своя, как в Space X, а стандартный Atlas V. Возвращаться он сможет практически в любой аэропорт. NASA активно спонсируют частные компании, и в прошлом году, к примеру, выдали более $200 миллионов Sierra Nevada. В первой половине 2013 года планируются суборбитальные тесты ракеты. Орбитальные в 2014, а коммерческая эксплуатация — 2016 год.

SpaceShipTwo




Второе поколение суборбитальных кораблей от Virgin Galactic. Запускается с уже летящего материнского корабля (WhiteKnightTwo) с высоты около 15км и достигает космоса в точке примерно 110км от земли. 2 человека экипажа и 6 туристов (а это именно туристическая поездка, ибо практического смысла в полёте мало) наслаждаются непродолжительным полётом в космосе и не особо приятным спуском. Несмотря на это, уже продана почти тысяча билетов за $200000. В декабре был совершен первый полёт с примонтированными двигателями (до этого было 22 полёта «налегке»), и, хотя двигатели были планово выключены и самолёт не набирал высоту, а просто планировал, звучат довольно оптимистичные прогнозы о первых пассажирских полётах в конце этого года.

Cygnus




Еще одно средство доставки грузов (но не людей!) на МКС. NASA, как известно, стремится перейти на коммерческие полёты и избавиться от зависимости от нашей страны. Этот аппарат еще один шаг на этом пути. Практически Orbital Sciences Corporation конкурент компании SpaceX. И они также используют собственная ракета-носитель (Antares). Собственно в этом году запланирована очень насыщенная программа — в феврале первый запуск ракеты, уже в марте первая миссия Cygnus по доставке груза (550кг) на МКС, затем еще 3 штатных полёта к МКС, и в течении этих 4 полётов будет последовательное развитие Antares'a из 3х этапов, с эволюцией второй ступени — Castor 30A -> Castor 30B -> Castor 30XL.

SpaceX




Наверное, самый известный частный космический проект. Компания SpaceX основана Элоном Маском (создатель PayPal) и в 2012 совершила первую для себя коммерческую доставку груза на МКС. Помимо самого космического аппарата Dragon, разрабатывается и ракета-носители Falcon, призванные значительно удешевить вывод полезного груза в космос. В 2013 запланировано 2 полёта к МКС — в марте и в сентябре. Кроме заказов NASA SpaceX собирается выполнять работу со стороны. В частности, в этом году будет 3 клиента кроме NASA — Канадское космическое агентство, спутниковые операторы SES и Orbcomm. По мере запусков будут происходить модификации ракета-носителя, такие как переход на новый двигатель Merlin 1D, модификация первой ступени, разделение топливных баков. Кроме того, произойдет очень важный этап для компании — тестовый запуск Falcon Heavy. Новой тяжелой ракеты, способной доставлять до 53 тонн на LEO (вместо сегодняшних 9 для Falcon 9), в конструкцию ракеты добавляется третья ступень (бустеры) и переход на новые двигатели (как раз Merlin 1D, который уже прошёл отдельные тесты). Помимо этого будет совершен следующий этап в сторону отхода от наших Союзов — модификация капсулы (самого космического аппарата Dragon) для обеспечения безопасного полёта людей, и, хотя в 2013 будет только производиться разработка этих систем, достаточно любопытно будет за этим понаблюдать. Первые полные (с эмуляцией возврата экипажа на Землю) тесты возможны только к весне 2014.

Lynx




Суборбитальный корабль, который теоретически будет бороться за клиентов с SpaceShipTwo. Конструктивно он отличается довольно сильно от разработки Virgin Galactic и похож на современные самолёты — горизонтальный взлёт и постепенный набор высоты (правда начиная с определенной высоты полёт становится скорее вертикальным, что несколько не похоже на самолёты) и горизонтальное же приземление в стандартном аэропорте. Планируется до 4х полётов в день на одном аппарате. Цена за пассажирское место относительно низка — $95000, причём кроме вас в аппарате будет только пилот. Кроме этого, Lynx способен доставлять небольшие спутники на орбиту. Хотя, если честно, немного непонятно что это за спутники на 100 километровой высоте. Всё это счастье будет доступно для простых людей в 2014 году, однако в этом пройдут полноценные тесты всех систем и пробные полёты.

Excalibur Almaz




Наш ответ буржуйским частным компаниям. Несмотря на то, что зарегистрирована на острове Мэн, и на то, что весь менеджмент американский, российское участие в работе компании громадно. Хотя бы потому что корабль разрабатывается на базе нашего ТКС (70-ые, 80-ые). Цель разработки — космический туризм. Но здесь есть довольно большое преимущество — в отличии от Lynx'a или SpaceShipTwo, КА планируется запускать на довольно высокие орбиты, а не предоставлять суборбитальные полёты. Соответственно и время полёта будет не полчаса, а хоть месяц. Разработка началась не так давно (дата основания СП — 2005), но планы наполеоновские — в этом году уже запустить первые туристические полёты, затем построить свою станцию из блоков, сходных конструктивно с блоками Мира и МКС, а в 2015 и вовсе предложить туристам облететь вокруг Луны.

ARCA




Другая большая категория космических частных разработок помимо туризма и контрактов с NASA это Google Lunar X Prize — соревнование в проектирование лунохода (и посадочного модуля, конечно), который бы удачно сел, поездил и поотсылал бы красивые фото. Тот кто первым выполнит эту программу, получит 20 миллионов долларов. Участвует в этом конкурсе и наш Селеноход, над которым почему-то насмехались в одном из топиков Хабра. Так вот, ARCA одна из участников, причём достаточно серьезна и разрабатывает все сопутствующие аппараты самостоятельно (в отличии от того же Селенохода и многих других). Важно еще то, что все технологии не крутятся вокруг одного приза, а применимы и в других сферах космического бизнеса. И вот в этом году ARCA планирует выиграть Google Lunar X Prize. Для этого будет собрано вместе 4 компонента — HAAS II, трехступенчатая ракета, которая и доставит луноход к Луне; IAR-111, самолёт, стартующий и садящийся на воду, который должен доставить HAAS II на высоту 16 километров, и уже оттуда запустить основной космический носитель (ожидает сначала простого пилотируемого теста, а затем вместе с запуском HAAS II на орбиту); двигатель Executor, который используется и для IAR 111, и для Haas (протестирован на стенде, ожидает проверки на Haas 2C, тестовой ракете); собственно сам луноход. Всё это выглядит достаточно шатко, но так же многие думали и про sky crane, который отработал замечательно. Так что это еще один проект, за которым нужно следить.

PS: те, кто голосуют за 3ий вариант (про частный проект X), укажите в комментах, какой именно проект привлёк внимание.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Интересно ли продолжение?
35.72% Да, про NASA 558
24.01% Да, про другие гос. агентства 375
36.43% Да, побольше про частный проект X 569
3.84% Нет 60
1562 users voted. 310 users abstained.
Tags:
Hubs:
+63
Comments 63
Comments Comments 63

Articles