Коучинг не учит, а помогает учиться.Тимоти Голви
Мы можем учиться, учиться учиться,Грегори Бейтсон
может быть, учиться учиться учиться.
Грегори Бейтсон — один из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени (по мнению Фритьофа Капры, «Дао физики»), работы которого соединяют знания из эпистемологии, кибернетики, антропологии, психологии, экологии. Одним из самых фундаментальных концептов Бейтсона является идея о логических уровнях обучения и коммуникации.
Основание ее лежит в теории логических типов Бертрана Рассела, которая коротко может быть изложена следующим образом: все объекты мышления организованы в своеобразную иерархию, к нулевому типу которой относятся индивидуальные объекты (например, ложка). К первому типу относятся множества объектов нулевого типа (например, ложки как множество); ко второму — множества множеств этих объектов (например, «столовые приборы» как множество, которое объединяет ложки, вилки, ножи и другие приборы)
Применительно же к обучению теория логических типов выглядит следующим образом.
Уровни обучения
Нулевой уровень обучения — это линейный отклик на изменение окружающей среды. Например, когда человек «научился» узнавать по бою часов, что наступает двенадцать часов. Это происходит в простейших случаях — лабораторного обучения животных, генетического детерминирования, в простых электронных цепях и так далее.
(Бейтсон, кстати, отмечает, что в рамках его определения многие очень простые механические устройства выказывают по меньшей мере феномен нулевого обучения, поэтому вопрос не в том, «могут ли машины учиться», а в том, «какого уровня обучения может достичь данная машина». Способность же достигать обучения определенного уровня напрямую связана с возможностью системы (в случае человека — мозгового нейросубстрата) формировать контуры с соответствующим уровнем рекурсивности.)
Первичное обучение —
Здесь Бейтсон вводит понятие «контекста», который определяет выбор из разных наборов откликов:
В качестве примера
Обучение-III и психотерапия
В понимании Бейтсона результативность психотерапии определяется замещением предпосылок, полученных при
(Есть также тесная связь между понятием «Я» и уровнями обучения, поскольку само по себе чувство и понятие «Я» является в немалой степени продуктом обучения-II — соответственно, обучение-III должно связано с выходом за границы этого концепта, этого понятия и этого понимания: «Концепт «Я» более не функционирует как центральный аргумент в пунктуации опыта». Этот тезис перекликается и с многими описаниями религиозного опыта, где «личность» перестаёт иметь значение — и с многократно описанными в литературе характеристиками трансового состояния, где границы «Я» видоизменяются и размываются.)
«
Эксперимент по достижению уровня обучения-III
Обучение и подкрепление на разных уровнях происходит
Но «подкрепление» на уровне
Классический эксперимент по выходу на уровень
— дельфина в демонстрационном бассейне использовали для того, чтобы показать публике механизм дрессировки или, выражаясь кибернетически, механизм «оперантного обусловливания»;
— когда дельфин показывал на публичной демонстрации новое действие, дрессировщик свистел в свисток и давал дельфину рыбу;
— на следующем представлении, когда дельфин в течение примерно двух третей времени повторял то движение, которое давало результат в прошлый раз, дрессировщик не давал ему рыбу;
— при появлении нового отчетливого движения дрессировщик свистел в свисток и давал дельфину рыбу;
— поскольку с каждой демонстрацией тревога дельфина росла, дрессировщик отступил от правил и стал время от времени давать дельфину «незаработанную рыбу», чтобы сохранить контекст отношений и обучения.
Итогом этой последовательности стало то, что между четырнадцатой и пятнадцатой сессиями дельфин казался очень возбужденным, и, когда появился в демонстрационном бассейне в пятнадцатый раз, он устроил длительное шоу, включающее восемь отчетливо различимых единиц поведения, четыре из которых были совершенно новыми,
Из этого эксперимента следует крайне важный принцип, общий и для психотерапии, и для коучинга, и для
UPD. Обобщая, сделаю несколько выводов и предположений:
1. Жизнь вообще и обучение в частности как процесс может происходить на разных логических уровнях и эти уровни необходимо различать между собой, дабы не путать бульдога с носорогом и не попадать в ловушку «двойных связок» — как во внешнем мире, так и в собственном мышлении.
2. Смешение логических типов является очень частой вещью как в мышлении, так и жизни — и оно может быть не только негативным и парализующим, но и способствовать творчеству и выходу (сознания и практики) на новый уровень.
3. Психотерапия и коучинг являются кибернетически обоснованными и крайне полезными практиками по повышению качества жизни вообще и мышления в частности.
4. Структурирование контекстов является способом организовать восприятие человека тем или иным образом, что постоянно происходит в человеческой жизни и взаимодействии. Бдительное отношение к этому может служить как повышению качества жизни, так и появлению принципиально новых способов обучения и передачи информации — в IT-проектах в том числе.