Pull to refresh

Анонимные классы в Objective-C

Reading time 6 min
Views 6.4K
Даная статья является продолжением «Переопределение реализации метода. Вдохновленный Java'ой». В предыдущей заметке было предложено слишком уж кривое решение, оставлять в таком виде не хотелось и было принято волевое решение довести свое начинание до логического завершения и сделать все «как надо». Хотя вопрос нужности такого функционала в Objective-C до сих пор открыт.
Объяснение
Статья была опубликована вчера, но я нашел способ сделать еще более правильную реализацию, ага, поэтому и скрыл ее на время


Итак, продолжаем быть похожими на Java


Теория


Анонимные (безымянные) классы:
Декларируются внутри методов основного класса. Могут быть использованы только внутри этих методов. В отличие от локальных классов, анонимные классы не имеют названия. Главное требование к анонимному классу — он должен наследовать существующий класс или реализовывать существующий интерфейс. Не могут содержать определение (но могут наследовать) статических полей, методов и классов (кроме констант).

Пример:
class OuterClass
{
   public OuterClass() {}
   void methodWithLocalClass (final int interval)
   {
      // При определении анонимного класса применен полиморфизм - переменная listener 
      // содержит экземпляр анонимного класса, реализующего существующий 
      // интерфейс ActionListener
      ActionListener listener = new ActionListener()
      {
         public void actionPerformed(ActionEvent event)
         {
            System.out.println("Эта строка выводится на экран каждые " + interval + " секунд");
         }  
      };
 
      Timer t = new Timer(interval, listener); // Объект анонимного класса использован внутри метода
      t.start();
   }
}

Область применения:
Анонимные классы эффективно используются, как правило, для реализации (переопределения) нескольких методов и создания собственных методов объекта. Этот прием эффективен в случае, когда необходимо переопределение метода, но создавать новый класс нет необходимости из-за узкой области (или одноразового) применения метода.


Примеры


Как и в прошлый раз, начнем с демонстрации. Большинство примеров из предыдущей статьи так же актуальны, но с некоторыми оговорками
1) Пример с делегатом для UITableView

 id delegate =[NSObject newInstAnonClass:^{
        ADD_METHOD(@selector(tableView:didSelectRowAtIndexPath:),
                   @protocol(UITableViewDelegate),
                   NO,
                   ^(id selfObj,UITableView* tv,NSIndexPath* path)
                   {
                       NSLog(@"did select row %i",path.row);
                   });
        ADD_METHOD(@selector(tableView:willSelectRowAtIndexPath:),
                   @protocol(UITableViewDelegate),
                   NO,
                   ^NSIndexPath*(id selfObj,UITableView* tv,NSIndexPath* path)
                   {
                       NSLog(@"will select row %i",path.row);
                       return path;
                   });

    }];
    self.tableView.delegate=delegate;

2) Дурачество

(в текущей версии данный метод deprecated, хоть и работает)
 NSString *str = [@"Go" overrideMethod:@selector(description) blockImp:^NSString*(){
      return @"Stop";
 }];
 NSLog(@"%@",str); ///log: Stop

3) Логирование в случае добавления новых item только в интересующий нас контейнер

(в текущей версии данный метод deprecated, хоть и работает)
    NSMutableArray * array1 = [NSMutableArray arrayWithCapacity:10];
    NSMutableArray * array2= [NSMutableArray arrayWithCapacity:10];
    [array2 modifyMethods:^{
        OVERRIDE(@selector(addObject:),
                 ^(id arr,id anObject1)
                 {
                     NSLog(@"%@",[anObject1 description]);
                     //[super addObject:anObject1]
                     struct objc_super superInfo = {arr,[arr superclass]};
                     objc_msgSendSuper(&superInfo, @selector(addObject:),anObject1);
                 });
        OVERRIDE(@selector(insertObject:atIndex:),
                 ^(id arr,id anObject,NSUInteger index)
                 {
                     NSLog(@"%@",[anObject description]);
                     //[super insertObject:anObject atIndex:index];
                     struct objc_super superInfo = {arr,[arr superclass]};
                     objc_msgSendSuper(&superInfo, @selector(insertObject:atIndex:),anObject,index);
                     
                 });
    }];
    [array1 addObject:@"Test"];
    [array2 addObject:@"One"];
    [array2 addObject:@"Two"];

Log:
//Повторение связано с тем, что метод addObject: вызывает insertObject:atIndex
 One
 One
 Two
 Two

4) UIView с кастомной отрисовкой

  UIView *tmpView = [[UIView allocAnonClass:^{
        OVERRIDE(@selector(drawRect:), ^void(UIView *vie,CGRect rect){
            CGContextRef context = UIGraphicsGetCurrentContext();
            ...
        });
    }] initWithFrame:CGRectMake(0, 0, 320, 480)];


Как работает


При вызове соответствующих методов автоматически генерируется новый класс с именем <старый класс>_anon_<номер анонимного класса> (пример NSString_anon_3), унаследованный от класса объекта. Смотрим на код:
        //генерируем в runtime новый класс с именем newClassStr, унаследуем его от [self class]
        newClass = objc_allocateClassPair([self class], [newClassStr UTF8String], 0);
        //изменяем методы у класса newClass: устанавливаем новую IMP или добавляем Method
        ....
        //регистрируем класс
        objc_registerClassPair(newClass);

Далее, в зависимости от вызванного метода, поведение отличается
1.1 + (id) allocAnonClass: ^ — выделяет память под объект анонимного класса
[[UIView allocAnonClass:^{}] initWithFrame:] 
//можно заменить на  
//создать анонимный класс UIView_anon_0 c переопределенными/добавленными методами
[[UIView_anon_0 alloc] initWithFrame:]

1.2 + (id) newInstAnonClass:^ — выделяет память под объект анонимного класса и посылает ему сообщение init
[UIView newInstAnonClass:^{}]
//можно заменить на  
//создать анонимный класс UIView_anon_0 c переопределенными/добавленными методами
[UIView_anon_0 new]; //[[UIView_anon_0 alloc] init];

2 — (id) modifyMethods:^ — в отличии от предыдущих двух методов этот работает не с классами, а с объектами. После генерации он заменяет текущий класс объекта на анонимный через object_setClass(self, newAnonClass);
Первые два метода позволяют изменить реализацию методов объекта ТОЛЬКО в случае его создания (вызова alloc). Это правильная реализация, НО она не всегда может быть применена. К примеру через эти способы не получится так просто создать анонимный класс, унаследованный от NSMutableArray, UIButton и т.п. И это не потому что хромает реализация, просто так задумано.
С другой стороны иногда очень хочется хочется. Для этого был оставлен метод из пункта 2. При его использовании можно изменить реализацию методов любого объекта, а не только созданного Вами, к примеру id. Ну и с модификацией NSMutableArray не будет проблем, так как на этом этапе у интересующего нас объекта будет уже установлен корректный класс (а не абстрактный NSMutableArray). Но, опять же, не все так просто. К примеру мне не удалось таким образом создать UIView с кастомной отрисовкой через метод -drawRect:(CGRect)rect Скорей всего это связано с оптимизацией отрисовки в iOS, так как сам метод drawRect переопределяется и при прямом обращении выполняется. Но вот система его игнорирует. Я буду признателен, если услышу объяснение почему так происходит.
Если кто не понял о чем я вообще
 UIView *tmpView=[[UIView alloc] initWithFrame:CGRectMake(0,0, 320, 480)];
    [tmpView overrideMethod:@selector(drawRect:) blockImp:^void(UIView* selfView,CGRect rect){
        NSLog(@"draw");
    }];
    
    [self.view addSubview:tmpView]; //drawRect у tmpView не будет вызван системой, т.е. мы не получим то, чего хотели; setNeedsDisplay не поможет...
    [tmpView drawRect:CGRectZero]; //будет вызван
    UIView * tmpView2 =[[[tmpView class] alloc] initWithFrame:CGRectMake(0, 100, 320, 380)];
    [self.view addSubview:tmpView2]; //а вот у tmpView2 drawRect переопределенный уже будет вызван



Как использовать


Все методы создания анонимного класса на вход получают блок. Этот блок должен содержать вызовы следующих C-функций:
//Позволяет переопределить метод sel c новой реализацией blockIMP 
BOOL OVERRIDE(SEL sel,id blockIMP); 
//Позволяет добавить новый метод sel, с описанием сигнатуры в протоколе p и реализацией blockIMP
BOOL ADD_METHOD(SEL sel,Protocol *p, BOOL isReq, id blockIMP);
//Позволяет добавить новый метод sel, с описанием сигнатуры в классе с и реализацией blockIMP
BOOL ADD_METHOD_C(SEL sel,Class c,id blockIMP);

Внимание, данные функции могут быть вызваны только в блоке blockOv этих методов иначе вы получите ошибку/исключение.
На последок сравнение создание анонимных классов с Java:
Button.OnClickListener mTakePicSOnClickListener =  new Button.OnClickListener() {
        @Override
        public void onClick(View v) {
              //body
        }
    };


UIOnClickListener *listener =[UIOnClickListener newInstAnonClass:^{
                    OVERRIDE(@selector(onClick:), ^void(id selfObj,UIButton* sender){
                              //body
                          });
                }];

Скачать тестовый проект и ознакомится с реализацией можно тут: github.com/Flanker4/MMMutableMethods/

Заметки на полях


Отдельно хочу упомянуть о Sergey Starukhin (pingvin4eg на github).
Благодаря комментариям bsideup, firexel и гуглу стало понятно, что такое анонимные классы и как они работают в Java. Я даже принялся за реализацию, но вдруг обнаружил форк Сергея на гитхабе с готовой генерацией классов. Я занял выжидающую позицию и просто следит, ожидая что Сергей либо закончит начатое, либо же сделает pull request. Но к сожалению он перестал делать новые коммиты, а попытка связаться с ним потерпела неудачу (поправка: гитхаб не позволяет написать на прямую user'у и я просто упомянул его ник в одном из комментариев, с просьбой связаться со мной через хабр. Естественно я ждал ЛС сообщение на Habrahabr и не стал мониторить ветку комментариев на гитхабе. Как оказалось зря, именно туда и ответил Сергей, у него попросту не было аккаунта на хабре...). В итоге я сделал свою реализацию, основанную на коде Сергея, с такими фичами как добавление методов, отсутствие генерации кучи анонимных классов в случае переопределения нескольких методов, многопоточность, проверки и пр). Если у кого-то завалялся лишний инвайт и этот кто-то считает что Сергей может быть полезен сообществу, то напишите мне ЛС и я вышлю его контактную информацию Вам.
Tags:
Hubs:
0
Comments 2
Comments Comments 2

Articles