Pull to refresh

Феерическая расстановка точек над частными космическими программами

Reading time10 min
Views36K
Этот пост я начал писать почти год назад, после первой удачной стыковки SpaceX Dragon с МКС. Я решил сделать для собственного пользования небольшой краткий справочник по существующим частным компаниям, пытающимся осваивать космическое пространство. Однако за год этот список достиг таких размеров, что я подумал, этим надо поделиться с миром. До «бума доткомов» космической отрасли, конечно, далеко, но бурное развитие налицо. Причем, на ряду с космическими стартапами (из Кремниевой долины, конечно же! [хотя, похоже, у космической отрасли есть и свой райский уголок в Калифорнии — Мохаве]) с новой силой заявляют о себе компании-старожилы, основанные в 70-х 80-х годах прошлого века. Похоже, эпоха «утраченного интереса к космосу» уходит в прошлое.

Говоря о частных космических компаниях, необходимо учитывать, что на самом деле граница между частным и государственным космосом не такая уж четкая. Особенно в части американской космической программы, где подрядчиками всегда выступали частные компании, к примеру, ракеты семейства Атлас производились General Dynamics, а позже — Lockheed Martin и United Launch Alliance (в который входят Lockheed Martin и Boeing), все это частные компании. И даже у нас, к примеру, де-юре РКК «Энергия» представляет собой акционерное общество (и только 44% акций в нем принадлежат государству). Обычно за частные космические компании считаются те, в которых доля частного капитала подавляюща (80-90%), которые ставят освоение космоса и производство космической техники своей основной задачей, при этом государственные космические программы для них не являются единственным источником доходов. В общем, между Virgin Galactic и РКК «Энергия» разница чувствуется сразу, а между Lockheed Martin и Orbital Sciences ее заметить труднее.
Особо следует сказать о двух программах NASA, ориентированных на развитие частного сектора в освоении космоса, Commercial Orbital Transportation Services (COTS, Коммерческая орбитальная транспортировка) и Commercial Crew Development (CCDev, разработка коммерческого пилотируемого корабля), которые представляют собой систему грантов частным компаниям, но при условии, что вложения государства не превышают 20% от стоимости разработки. В дальнейшем NASA заключит контракты на обслуживание МКС с компаниями, выигравшими гранты.
Необходимо также отметить, что успехи частных компаний в построении спутников и легких ракет-носителей (преимущественно твердотопливных) впечатляют уже давно. Стоит отметить Scorpius Space Launch Company, имеющую в своем арсенале 2 легкие ракеты (SR-M и Sprite), и разрабатывающую еще 3, Rocket Lab, Orbital Transport & Raketen AG и, Orbital Sciences Corp, о которой пойдет речь ниже.

Ракеты-носители и космические корабли


SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) —Самая известная частная космическая компания, разработчики и обладатели корабля Dragon и ракет-носителей серии Falcon. Основана в 2002-м году Аланом Маском (один из основателей PayPal). SpaceX по праву считаются пионерами частного космоса. Их ракета-носитель Falcon-1 стала первой РН на жидком топливе, разработанной за счет частных средств, и второй частной РН, выведенной на орбиту (первой был Pegasus, разработки Orbital Scietce, однако он запускается с самолета-носителя и твердотопливный), а космический корабль Dragon первым пристыковался к МКС 25-го мая 2012 г. В настоящий момент, среди прочего, имеют программу создания многоразовых ракет-носителей, в частности, Falcon-9-R, которая, по утверждениям, Маска способна снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту чуть не двадцатикратно. В рамках этого проекта на данный момент производятся тестовые пуски ракеты Grasshoper, которая 14 апреля этого года поднялась на высоту 250 м и успешно приземлилась.
Orbital Sciences Corp — американская компания специализирующаяся на производстве космических аппаратов и ракет-носителей, основана в 1982-м году. Занимается с тех пор выпуском малых РН (Minotaur, Pegasus, Taurus и др.) и спутников (связи в основном, но есть и ресурсные, к примеру). Однако, нынче у них есть свой КА Cygnus и РН средней тяжести Antares, которые наравне с Dragon и Falcon участвуют в программе НАСА «Коммерческой орбитальной транспортировки» (COTS) для доставки грузов к Международной космической станции (МКС) после завершения программы «Спейс шаттл». Кстати, РН Antares, успешно испытанная в апреле этого года, частично собирается у нас – одна из ее ступеней разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск), а двигатели НК-33/AJ26 собирают в Самаре.
Stratolaunch Systems — новая компания Пола Алена, и Бёрта Рутана, основной проект которой — запуск ракет-носителей (разработки Orbital Sciences) с самолета-носителя (разрабатываемого Scaled Composites, см. ниже).
Reaction Engines Ltd — Британская компания, основная разработка — аэрокосмический самолет Skylon. Разрабатывается аж с 1982-го (изначально как HOTOL под эгидой Rolls Royce и British Aerospace), пока добрались до испытаний ключевой системы двигательной установки — охладителя. Тем не менее, если Skylon все-таки будет построен, то 1 кг груза на орбиту можно будет вывести за 400$ вместо нынешних 2000.
Armadillo Aerospace — основана Джоном Кармаком (автором Quake, DOOM и др) в 2000-м году. Первоначальной целью компании была разработка суборбитального корабля, с целью выиграть Ansari X Prize. В дальнейшем участвовали еще в нескольких состязаниях X Prize Foundation, в том числе получили $350 тыс за первое место в Lunar Lander Challenge 2008-го и $500 тыс за второе место в этом же состязании в 2009-м, уступив первое место Masten Space Systems ($1 млн.). Парк ракетной техники Armadillo Aerospace насчитывает 6 машин: посадочные модули Pixel, Texel и Quad, многоразовые тестовый аппараты вертикального взлета и посадки Mod и SuprMod, которые должны стать суборбитальными, и исследовательская (в перспективе многоразовая, тоже вертикального взлета и посадки) ракета Stig. Quad приобрело NASA для испытаний своего ЛИДАРа ALHAT в рамках «проекта-М» (отправка на Луну робота-астронавта). Производные от SuprMod планирует использовать для суборбитального туризма Space Adventures, NASA тоже интересуется этим проектом в рамках «Flight Opportunities Program».
PlanetSpace (ранее Canadian Arrow) — основана в Канаде как проект Canadian Arrow, который рассматривался как один из наиболее вероятных победителей конкурса Ansari X Prize наряду с TierOne и Armadillo, однако проиграв гонку, основатели отказались от планов в космическом туризме, основали компанию PlanetSpace, основной целью которой стало участие в программе «Коммерческой орбитальной транспортировки» NASA. Canadian Arrow представлял собой двухступенчатую ракету-носитель с возвращаемой капсулой. В COTS NASA PlanetSpace планировали участвовать со своим космопланом Silver Dart, запускаемым с РН от Canadian Arrow, однако в дальнейшем от этого РН отказались в пользу Локхидовской Афины-3 (Athena III). В итоге конкурс выиграли Orbital Sciences.
SpaceDev (ныне часть Sierra Nevada Corporation) — Компания основана в 1997-м в Калифорнии, и специализировалась на производстве запчастей для спутников, в 98-м приобрела интеллектуальную собственность закрывшейся American Rocket Company и стала приобщаться к ракетостроению. Среди прочего, именно SpaceDev разработали двигатель для SpaceShipOne. В настоящее время основной проект этого подразделения (SNC поглотила SpaceDev в 2008-м) — космоплан Dream Chaser, за основу которого была взята разработка NASA HL-20, источником вдохновения для которой, в свою очередь, послужил советский проект «Спираль».

Орбитальные станции


Bigelow Aerospace — частная компания, занимающаяся космическим туризмом. Разрабатывает надувные жилые модули. В частности, Genesis I и Genesis II, успешно выведенные на орбиту РН «Днепр» в 2006-м и 2007-м годах, соответсвенно. В 2016-м и 2017-м планируется запуск модулей для МКС, в т.ч. модуля BA-330 объемом 330 м3. В 2015-м планируется запуск собственной космической станции Bigelow CSS.
Excalibur Almaz — американская компания, основанная в 2005-м году, собирается заниматься космическим туризмом, используя наработки Советской космической программы, в частности, использовать военную станцию «Алмаз» в качестве отеля. К 2015-му году планируют туристический облет Луны, впрочем «Алмаз» они обещали запустить в 2012-м.
Орбитальные технологии — российская(!) компания, которая совместно с РКК энергией планирует создание коммерческой орбитальной станции. На самом деле, я включил эту компанию в список только потому, что она российская. Формальному критерию “иметь реальные достижения” она, увы, не соответсвует. К сожалению, похоже, эта компани “российская” не в самом хорошем смысле. Нормальную информацию о компании найти не просто; на их официальном сайте стоит Joomla и выдает Fatal error. Гендиректор — Сергей Костенко, руководитель российского отделения Space Adventures.

Суборбитальные


Virgin Galactic — Подразделение Virgin Group, созданное в 2004-м году с целью коммерческого использования проекта TierOne. Компания занимается разработкой восьмиместного (2 пилота и 6 пассажиров) суборбитального корабля SpaceShipTwo, стартующего с борта самолета-носителя WhiteKnightTwo. Полет будет занимать 2.5 часа, 6 минут из которых корабль будет лететь по баллистической траектории с выключенными двигателями (и пассажиры будут находиться в невесомости, соответственно). Расчетная высота полета — 110 километров это выше линии Кармана, и достаточно для присвоения звания «Астронавт» по правилам Международной авиационной федерации. Стоимость такой поездки составляет $200 тыс, и более 500 билетов уже забронировано (для бронирования необходим внести $20 тыс на депозит).
По состоянию на данный момент проведено 27 тестовых запусков, причем только в одном из них (29 апреля) был наконец использован ракетный двигатель, SS-2 достиг высоты 17.13 км, и скорости в 1.2 М (все предыдущие полеты были дозвуковыми). Планируется провести 50-100 тестовых запусков, только после которых начнется, наконец, коммерческая эксплуатация корабля, предположительно, в следующем году. В дальнейшем Virgin Galactic собирается предлагать не-туристические суборбитальные перелеты, например по маршруту Лондон — Сидней за 2 часа.
Scaled Composites LLC — компания, специализирующаяся на постройке необычных самолетов, основанная Б. Рутаном (в 2007-го году передана под управление Northrop Grumman), спроектировавшая WK-1, WK-2, SS-1 и SS-2, также разрабатывает Stratolaunch carrier aircraft — самолет-носитель, с которого будет стартовать новый двухступенчатый Falcon-9 или другой РН разработки Orbital Science.
Mojave Aerospace Ventures (MAV) — компания основанная Полом Аленом и Бёртом Рутаном для осуществления проекта Tier One (WhiteKnight + SpaceShip One). Разработка велась в Scaled Composites, тогда еще принадлежавшей Рутану, а $20 млн на нее выделил П. Аллен. В настоящее время является основным держателем интеллектуальной собственности, наработанной в проекте Tier One. Главный покупатель этих технологий — Virgin Galactic.
Blue Origin — основана Джефри Безосом (основателем Amazon). Разрабатывает суборбитальный корабль New Shepard. Свои разработки особо не афиширует, однако известно, что New Shepard в отличие от SpaceShip будет кораблем вертикального взлета и посадки, за основу, по-видимому, взят McDonnell Douglas DC-X. Известно также, что компания произвела несколько запусков тестовых беспилотников на ранчо Безосома. Последний, в августе 2011 закончился неудачей – связь с кораблем была потеряна на высоте 14 км.
Copenhagen Suborbitals — датская некоммерческая организация, ставящая своей целью первый в Европе негосударственный пилотируемый суборбитальный полет. Для полета планируется использовать капсулу Tycho Brahe и ракету-носитель HEAT 1X. Провели два испытательных полета (с манекеном на борту), первый закончился неудачей, второй раз ракета поднялась на высоту 2.6 км, однако не сработала система плавного спуска аппарата.

Google Lunar X Prize


Фонд X Prize, основателем и главой которого явлеятся Питер Диамандис, один из основателей Space Adventures (о которой ниже), одним из своих основных приоритетов видит именно развитие частной космонавтики. В начале XXI-го века, самая известная на сегодняшний день премия фонда — Ansari X Prize сыграла значимую роль в развитии суборбитальной техники. В настоящее время основная премия фонда в области космонавтики Lunar X Prize, финансируемая компанией Google (и оттого носящие название Google Lunar X Prize). Призовой фонд конкурса — $30 млн., главный приз — 20 млн. Для участия в конкурсе команда должна спонсироваться на 90% из частных средств. Для победы необходимо высадить на лунную поверхность самоходный аппарат, который должен проехать не менее 500 м и передать на землю фотографии и видео. В конкурсе участвуют 34 команды. Особого упоминания, пожалуй, заслуживают:
Astrobotic Technology — уже забронировала запуск Falcon 9 на октябрь 2015, собрали первый прототип ровера в год основания (2008) и с не меньшей прытью выиграли несколько грантов NASA за свои наработки в области исследования реголита. Продают не только место на своем посадочном модуле, но и название (назвали в итоге Гриффин), место посадки и маршрут ровера. Хваткие ребята, в общем.
Moon Express — основана в 2010-м году в Маунтин-Вью. Хотя главной целью компании при ее основании была победа в Lunar X Prize, компания быстро сменила приоритеты, оставив гонку лишь как одну из краткосрочных целей. Основная же цель компании — разработка на Луне полезных ископаемых и проведение исследований. Они уже заключили, к примеру, исследовательский контракт с NASA (похоже, без этой конторы пока — никуда), оцениваемый в $10 млн.
ARCA — румынская (!) компания, разрабатывающая свой суборбитальный самолет-носитель и ракету-носитель. Участвовала также в гонке Ansari X Prize. А теперь включилась в борьбу за Google Lunar X Prize.
Selenokhod — российская команда, тестовый селеноход вроде уже создан, до посадочного модуля, похоже еще далеко. В отличие от многих других роверов, наш селеноход действительно ходит (по принципу шагающего экскаватора). На Хабре было несколько статей об этом проекте, в том числе — о том, как можно поддержать проект.
Micro-Space — компания основана аж в 1977-м году, и главной своей целью ставит удешевление космических программ за счет миниатюризации выводимых аппаратов. В отличие от многих имела свою лунную программу задолго до появления не только Lunar X Prize, но и самого X Prize Foundation, целью программы была добыча гелия-3 для термоядерного синтеза. Компания участвовала также и в конкурсе Ansari X Prize, где собиралась предоставить средство для «спартанского» суборбитального полета.
Team FREDNET — международная команда, ставящая своей целью создать Open Source, Open Hardware и Open Participation ровер и ландер, и вообще продвигать идеалы открытости в космос. Хотя мои симпатии всецело с ними, похоже, что за пределами Интернета, реальных результатов у них нет.

Отдельно стоит сказать о другом, хотя и схожем проекте X Prize Foundation —Соревнованиях лунных посадочных модулей (Northrop Grumman Lunar Lander Challenge). Ключевые игроки здесь — Armadillo Aerospace и Masten Space Systems, которые специализируются именно на посадочных модулях, хотя их аппарат вертикального взлета и посадки Xaero, разрушенный в ходе испытаний в прошлом году, позиционировался как суборбитальная ракета. На сегодняшний день, парк транспортных средств Masten состоит из ландеров Xombie и Xoie, выигравших в сумме $1.15 млн у X Prize Foundation. В разработке — сверхтяжелый лунный модуль XEUS на базе первой ступени ракеты Centaur, который будет способен прилунить и вывести обратно на орбиту массу в 5 тонн, или в одну сторону — до 14 тонн.

Освоение космоса и инфраструктура


Planetary Resources — долгосрочной целью компании является добыча сырья на астероидах, изначально планируется развивать рынок малых космических телескопов. К этим заявлениям можно было бы относиться с иронией, если бы не список инвесторов, который включает Эрика Шмидта и Лари Пейджа.
Deep Space Industries — вторая компания, созданная с целью освоения астероидов
Shackleton Energy Company — компания, основанная в 2007-м году в Техасе, своей целью ставит разработку месторождений водяного льда в кратерах на полюсах Луны с тем, чтобы путем электролиза получить из нее топливо и аккумулировать его на низкой опорной орбите в своеобразных заправочных станциях. Это позволит выводить на нее корабли, и не выводить запасы топлива, что значительно удешевит освоение космоса. Компания пыталась собрать $1.2 млн на краудфандинговой платформе RocketHub, однако собрала лишь $5517, ввиду чего осуществимость ее инициатив вызывает большие сомнения.
Space Adventures — та самая компания, которая занималась маркетингом для отправки космических туристов на МКС. Сейчас планирует запуск модифицированного «Союза» к Луне. По $100M за одно место. Разрабатывает: суборбитальные корабли Explorer и C-21 совместно с ОКБ Мясищева. Также сотрудиничает с Armadillo.
Mars One — частный проект по финансированию основания колонии на Марсе путём создания реалити-шоу.
Spaceport America – первый частный космопорт, основаный Virgin Galactic, SpaceX, UP Aerospace, и Armadillo Aerospace.
Tags:
Hubs:
Total votes 93: ↑89 and ↓4+85
Comments27

Articles