Pull to refresh

История о неудачных попытках внедрения СПО в отдельно взятой госконторе

Reading time 5 min
Views 35K
Доброго времени суток, Хабр!

На днях на Хабре промелькнула тема с рассуждениями об СПО в госконторах и почему все не так, как задумывалось и хотелось бы. Хочу поделиться своим опытом работы после окончания ВУЗа в одной провинциальной МИФНС (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы) и своими мыслями почему оно так, как есть.

Начало

Все началось в 2010 году, когда я закончил ВУЗ, и, так как в армию уйти мне не светило (хотя могли забрать «программистом в штаб» и косить я особо не собирался), по причине проблем с позвоночником, встал вопрос трудоустройства. Я не питал особых надежд сразу устроиться на высокую зарплату, так как родители учителя и блата нет, да и я свято верил, что университет научил меня всему, чтобы стать через пару лет работы высококлассным специалистом и нужен лишь первичный опыт работы и непустая трудовая. Поэтому, я уехал в свой родной городок и начал искать место работы. На выбор были 2 места: сервис по ремонту компьютеров и местный филиал налоговой инспекции. Подумав, что быть помощником администратора с сетью на 80 станций лучше, чем ковырять материнские платы паяльником, выбрал второй вариант. Признаюсь честно, я думал, что раз контора государственная, то там либо все лицензировано так, что самый строгий комар не подточит носа, либо внедрено СПО. При устройстве на работу, начальник отдела информатизации улыбался, но рассказать как оно устроено отказался, сославшись на служебную тайну и что «ты сам все увидишь».

Как оно было

И что же я увидел. Сеть с коммутаторами и серверами, самый молодой из которых, 2005 года рождения, сеть из компьютеров, которые закупались в 2003 году на базе Intel Celeron 2.7 GHz и 4 компьютера у двух замов, бухгалтера и начальника инспекции на базе Intel Core i3. Абсолютно на всех компьютерах, кроме тех четырех, которые были куплены с OEM-лицензией Windows 7, стояли различные сборки, к слову сказать, выложенные на FTP-сервере управления, как и Windows Server 2003, Microsoft SQL Server 2008. Вопрос лицензирования не стоял вообще. Также стояли различные «винрары, фотошопы, нерки». Так как люди не успевали по работе, начальство заставило ставить TeamViewer или AmmyAdmin, дабы позволить работать из дома, вопреки требованиям безопасности. VPN-подключения отметались по причине «сложности для инспектора», хотя в чем она заключалась, я так и не понял. Лицензионным был только Касперский, закупаемый управлением на область. Сеть была протянута абы как, витая пара висела по стенам(какие такие кабель каналы?), на коммутаторах не была помечена ни одна розетка, и стойка с коммутаторами напоминала Ктулху (см. картинку ниже), в некоторых кабинетах, где было предусмотрено 2 розетки, а инспекторов сидело по 3-5, стояли 1005-ые d-link’и, по полу под столами и стульями болтались по несколько метров кабеля, что также доставляло «большую радость».
image

В общем, сказать, что я был шокирован – ничего не сказать. Рабочий день начинался с того, что мы перезагружали боевой сервер с базой нашей АИС, молясь, что он нормально перезагрузится, так как ночью, после прохождения бекапа 3-4 раза в неделю он вис намертво (возможно я очень неопытен, но держать 250+Гб базу на сервере с 10 Гб ОЗУ, как мне кажется, очень печально). После шла проверка, прошли ли бекапы, или сервер повис раньше, не упали ли другие поднятые сервисы, с перезагрузки пользователями своих маленьких друзей d-link’ов и прочих радостей типа «У меня там это, а оно не это» и длительных разговоров с техподдержкой АИС. Но это все лирика. Вопрос выделения средств и прочего.
Вся инфраструктура построена на Win серверах, все ПО только под windows, причем в основном работает корректно только под XP и «Самая Главная АИС» требует, чтобы работающий пользователь имел права локального администратора. Тут возникает вопрос: о каком СПО может идти речь, если ты говоришь начальнику о том, что было бы неплохо начинать лицензироваться, что не 2000 год на дворе, на что тебе отвечают, что «мы на-ло-го-ва-я, кто нас будет проверять?». Окей.

Что же было сделано

Я хочу сказать, что начальником у меня был хороший человек, но не очень хороший начальник. Моему начальнику было 43 года и ему особо ничего было не надо. Он ковырялся весь день в базе АИС, исправляя косяки пользователей и то, что происходит вне этого процесса, его не напрягало вообще. Поэтому я получил отмашку делать все, что угодно, но, чтобы он, начальник, не получил люлей от руководства.
За два года работы в инспекции я поудалял «фотошопы, неры, винрары» и поставил «гимпы, сидибёрнеры, 7зипы», выбил деньги на бирки для кабелей, чтобы пометить, что и где и разобрать Ктулху, да простит меня Великий, убрал пятипортовые свитчи из кабинетов, вместе с электриком по выходным перетягивали по человечески сеть по кабель каналам. Возможно, это смешно, но годовой бюджет отдела на все про все выделялся: в 2010 году 70 тыс. руб., в 2011 97 тыс. руб.

Попытка внедрять OOo

Я прекрасно понимал, что будет огромное сопротивление со стороны пользователей и, что процесс должен быть постепенным. Поэтому, я выбрал несколько пользователей, которые нормально и адекватно переносили нововведения и провел для них несколько часов технического обучения. Им офис, в принципе, понравился. Потом я провел семинар для всей инспекции. Противников вроде бы не нашлось. Но, когда прошло внедрение и все привыкли к новым иконкам, случилось страшное. Меня вызвали к начальству, отчитали и лишили премии, точнее сказали, что квартальная премия будет практически нулевой, так как я вредитель и бесполезный сотрудник. Все из-за того, что один из инспекторов, сохранив документ в ODF, отправил его в какой-то суд, там его не смогли открыть, сославшись на то, что файл неизвестного формата и инспекция проиграла важный суд.

Внедрение HelpDesk

Была еще одна очень большая проблема. Поддержка пользователей была реализована следующим образом: пользователи с пинка открывали двери и требовали сделать срочно то, что им надо, иначе они пойдут к начальству. Не важно, чем ты занимался. Проблема вновь вошедшего пользователя была самой важной. Меня это не устраивало. Я хотел человеческий HelpDesk, ну или хотя бы внутренний адрес электронки, на который бы писали пользователи свои проблемы, и, чтобы заявки выполнялись в порядке очередности или важности. Начальству казалось, что это абсолютно ненужная вещь. Я в течение полугода общался с отделом информатизации управления и капал им на мозги. Ребята говорили, что они сами хотят спустить сверху решение, но им не дают. В итоге, через полтора года это случилось. Пришло письмо о том, что с такого-то числа все работы проводить только по заявкам пользователей в HelpDesk. Было проведено обучение. В принципе, все было просто: открыть IE, по дэфолту открывался HelpDesk. Выбрать свою фамилию, написать сообщение, нажать кнопку отправить. За 4 месяца после внедрения, до моего увольнения, ни одной заявки от пользователей не поступило, как я не уговаривал пользователей. Потом я уволился.

Итоги

Внедрение СПО достаточно сложный процесс. В госструктурах, где все реализовано и рассчитано на среду Windows в данный момент это невозможно, при этом я не говорю о каких-то прикладных программах вроде графических редакторов или архиваторов. Пока все внедрения будут в госсекторе происходить по принципу, сделай то, не зная что, установи туда, не зная куда, о внедрении свободных офисов или, тем более, операционных систем в принципе невозможно. Хотя это только мое мнение, возможно и неверное.
Tags:
Hubs:
+67
Comments 75
Comments Comments 75

Articles