Pull to refresh

Краткая история дискретных мультимедийных аудиокарт

Reading time 5 min
Views 21K

Вступление


Piccy.info - Free Image Hosting

Как человек, не кончавший филармоний, я всегда немного стесняюсь и переживаю, когда рассказываю о своём увлечении — прослушивании музыки и звуков. Кхм, «прослушивание звуков» звучит наверное смешно и ёрнически, но что поделать, так и есть, музыка наполненная звуками и эффектами для меня как сайт забитый котиками. И наверное, когда-нибудь это приведёт к затяжному задротству, но пока я чувствую себя ещё сколь-нибудь адекватным, я хотел-бы поделиться с вами своей статьёй об истории потребительских звуковых плат. Надеюсь, вам будет интересно как и мне при составлении!


История дискретных аудиокарт


Дедушка спикер

image

Как бы вы не относились ко встроенному аудио, но есть одна вещь, которая всегда заставит вас считаться с собой — это спикер. Спикер был изначально создан ровно для тех же задач, для которых используется и сейчас — оповещение об ошибках. Возможности его не густы — один тон за такт, но даже этого хватило для того, чтобы разработчики игр сумели реализовать свои фантазии ограничившись лишь его использованием.

1986 Covox Speech Thing

Piccy.info - Free Image Hosting
Вещица, которая обращает на себя внимание уже одним своим видом. Являясь простейшим 8-битным цифро-аналоговым преобразователем (DAC), устройство выводило звук… С порта принтера! Несмотря на столь специфичный принцип работы, устройство пользовалось немалым спросом благодаря низкой цене (порядка 70$). Благодаря простой схеме работы и дешевизны изготовления, умельцам удалось довольно быстро начать кустарное производство подобных устройств, внося в них свои доработки. Вариацию Covox продавала даже компания Disney.

1987 Creative Music System

Piccy.info - Free Image Hosting
А вот уже что-то более похожее на привычную в нашем понимании аудиокарту. Это самая первая аудиокарта на тот момент абсолютно никому не известной сингапурской компании Creative. Особенностью CMS было задействование аж двух 6-ти голосных синтезаторов Philips SAA 1099 (на фотографии видны под маркировкой CMS-301), на правый и на левый канал соответственно. Настоящее стерео, получилось богато, что и говорить. Но именно высокая цена (порядка 300$), а также нарастающая конкуренция от ещё одного игрока, с которым мы ознакомимся ниже, не дала компании Creative с ходу занять своё место под солнцем.

1987 AdLib Music Synthesizer Card

Piccy.info - Free Image Hosting
Ровно в тот год, когда свою аудиокарту вывела в свет Creative, на рынок вышла ещё одна компания — канадцы Ad Lib, со своим продуктом AdLib Music Synthesizer Card. Если сравнить её с приведённой выше картой конкурента, то мы можем заметить, что канадцы от стерео решили отказаться, но зато они выбрали более мощный 11-ти голосный звукогенератор Yamaha YM3812, чем удалось добиться как хорошей цены (около 100$), так и лучшего качества звука. На ближайшую пару лет карта от AdLib стала стандартом де-факто, ознакомиться с её звучанием вы можете в онлайн-архиве.

1989 Sound Blaster

Piccy.info - Free Image Hosting
Внешний вид внушает, не так ли? В своей карточке Sound Blaster компании Creative пришлось смириться с тем, что стандарт звука на рынке уже задала AdLib, поэтому для совместимости с ней на плате размещён всё тот же синтезатор Yamaha YM3812. Помимо этого, карта совместима и с предыдущим продуктом Creative — CMS, что привело к необходимости распайки чипов и под неё (поддержку CMS всё-таки дропунли в ревизии 1.5, спустя год). Революционна же карта прежде всего тем, что в предыдущих двух рассматриваемых картах, звук создавался посредством fm-синтезаторов (Philips или Yamaha), это было годно если от компьютера требовалось воспроизведение только 8-битной музыки, но для воспроизведения голоса нужен был DAC. В Sound Blaster был встроен несложный микроконтроллёр от Intel, который Creative назвали DSP — Digital Sound Processor (понятие более общее, нежели Digital Signal Processor, а в общем маркетинг от тайваньцев). DSP позволял добиться в моно частоты сэмплирования в 22 kHz при прослушивании (качество фм-радио), и частоты при записи в 12 kHz.
Ещё одним столпом успеха карты оказалось то, что она имела на борту игровой порт. Обычно компьютеры того времени были его лишены, а потому зачастую приходилось думать о покупке отдельной карты с ним. Creative позволили пользователям сэкономить лишний порт расширения, при этом не сильно увеличив цену на свою аудиокарту (спустя многие годы они провернули тот же трюк с FireWire).
С момента выпуска Sound Blaster о покупке изделия AdLib больше никто не думал, а само словосочетание Sound Blaster на долгие годы подменило слово «аудиокарта». Серия карт Sound Blaster последовательно развивалась до 1998, увеличивалась частота дискретизации, улучшались характеристики fm-синтезатора, Creative тесно сотрудничала с Microsoft в разрботке DirectSound.

1997 Diamond Monster Sound MX300

Piccy.info - Free Image Hosting
Итак, начало 90-х вывело воспроизведение звука на компьютере на уровень добротного CD-проигрывателя, но этого было мало. Всё время развитие компьютерных аудиокарт двигали преимущественно компьютерные игры, и вторая половина 90-х ознаменовалась следующим витком развития звука в играх — наступала эпоха 3D, как в графике, так и в звуке. Стандарт DirectSound 3D был представлен как расширение к Direct X 3, но чего-то серьёзного из себя не представлял. Совсем иное дело — технология A3D, разработанная компанией Aureal и позволяющая добиваться эффекта трёхмерного звучания при использовании наушников, 2-х, или 4-х колонок.
За реализацию технологии A3D отвечал чипсет Vortex (AU8820), а звуковые карты Aureal выпускала не сама, отдавая это на откуп сторонних компаний, как в случае с видеокартами. Почитать старый подробный обзор приведённой здесь платы Diamond Monster Sound MX300 можно на ресурсе IXBT.
В заключение, скажем что судьба Aureal сложилась трагично. В 1998 Creative подала на них в суд за нарушение патента, на что Aureal подала ответный иск, и в 1999 успешно его выиграла, но судебные издержки пустили компанию на дно. В 2000 году её купила Creative вместе со всеми патентами и товарными знаками, похоронив их навсегда.

1998 SB Live!

Piccy.info - Free Image Hosting
Но не стоит считать что Creative почивала на лаврах и лишь давила конкурентов патентами (хотя права на интеллектуальную собственность, которой накопился порядочный портфель, они защищали с порывом). Ещё в 1993, тайваньцы приобрели известного производителя синтезаторов и сэмплеров — компанию E-mu, впрочем оставив им довольный простор автономности. E-mu подарили звуковой плате SB Live!, вышедшей в 1998, совершенно новый полноценный звуковой процессор — EMU10K1. EMU10K1 включал в себя высококачественный 64-голосный wavetable-синтезатор и цифровой процессор FX8010 для наложения эффектов на звуковой поток в реальном времени, чем сумел завоевать сердца людей, использующих компьютер для музыкальных экспериментов.
Решение отказаться от размещения памяти на самой плате, с задействованием вместо этого системной памяти, позволило добиться стоимости карты всего в 100$.
Но, как мы уже оговорили, звук двигают в первую очередь игры, и для геймеров у Creative кое-что было припасено, а именно — EAX (Environmental Audio Extensions).
EAX являлось надстройкой над DirectSound 3D, позволяющей разработчикам легко создавать эффект объёмного звучания с задействованием восьми звуковых потоков одновременно и поддержкой 26 вариантов звучаний различных сред. В версии EAX 2.0 количество потоков увеличилось до 32, притом новую карту покупать совершенно не требовалось.

2002 Creative Audigy 2

Piccy.info - Free Image Hosting
Мы пропустили в данном обзоре первую карту Audigy, так как она характеризовалась в первую очередь развитием технологии EAX, о которой мы уже поговорили, а также новой схемой комплектации аудиокарт: теперь продаётся несколько комплектаций с различными дополнительными внешними компонентами, аудиокарта теперь позиционируется не просто гаджет для игромана, но серьёзное устройство для любителей музыки (посерьёзнее даже бытового плеера).
А теперь посмотрим на Audigy 2. Чем интересна именно эта карта? Тем, что с неё начинает осуществляться поддержка воспроизведения звука в формате 24 бит@192 кГц, то есть DVD-Audio. Данный формат ввёл многих в сумятицу — имеет ли он какой-либо реальный смысл для слушателя, или является утехой исключительно аудиофилов? Физический носитель DVD-Audio не смог добиться и малой популярности Audio-CD, а на дворе уже вовсю царствовала эпоха mp3. Сейчас записи в формате 24/192 это как правило любительские оцифровки виниловых пластинок, что пожалуй даёт основания подразумевать, что на поставленный выше вопрос ответ будет не в пользу обычного слушателя.
Хороший обзор технологий данной аудиокарты можно почитать на Ferra.

P.S. Спасибо за наводку на обзор по теме от «16 бит тому назад» пользователям Newbilius и Mercury13

Tags:
Hubs:
+39
Comments 51
Comments Comments 51

Articles