Pull to refresh

И ботаники бизнес автоматизируют

Reading time 5 min
Views 43K
Привет, недавняя статья на Хабре о том, как программист пытался продать, заставила меня поведать нашу небольшую историю о том, как мы кинули вызов интерфейсам 90-х и всей автоматизации кафе, баров и ресторанов в целом, используя современные технологии.

image

Ниже много откровения.



Вводная часть


8 лет назад я открыл студию, мы делали сайты… Два года назад мы задумались о том, как можно помочь посетителям заведений сэкономить время и деньги, и запустили единую дисконтную систему. Нам, всего лишь группе студентов, удалось запустить карточку в 5 городах Украины и России и подключить к ней более 300 отборных заведений. На данный момент насчитывается более 20 000 владельцев таких карт.

Примерно через год после запуска мы задумались над тем, как еще можно улучшить работу заведений, снизить издержки и увеличить качество обслуживания. И столкнулись с ощутимой преградой — огромным зверем по имени «автоматизация ресторана».Вы сталкиваетесь с ней в кафе, ресторанах, когда совершаете покупки в магазинах. Это система, которая ведет тотальный учет всего, что происходит в заведении. А именно: закупки, тех. карты блюд, продажи, списание, инвентаризация и т.д. Сейчас на рынке СНГ большинство таких систем представляют собой стационарное решение. Многие из них были разработаны еще в начале 2000-х, когда в кафе и ресторанах еще не слышали про интернет и wi-fi, поэтому об облачных технологиях речи еще не было. Большинство из них выглядят как MS Access 98, ни оборудование, ни интерфейс зачастую не адаптированы под тач, поэтому официантам приходится нажимать кнопки карточкой, порой по несколько раз.

Используя наработанные контакты с заведениями, мы стали ходить и спрашивать их о том, что за система у них стоит, с какими проблемами они сталкиваются, что им нравится, а что хотели бы поменять. Это помогло нам правильно разбить рынок и понять потребности.

Классификация


Мы разделили заведения на 4 основных типа:
  • маленькое кафе или бар (иногда чайные, кальянные), обычно до 10 столиков, все чеки и документация ведутся вручную на листиках
  • среднее кафе или ресторан (используют бюджетное решение или нелицензионное ПО), как правило одно рабочее место официанта, до 50 столиков
  • большое кафе, ресторан, фастфуд (своя собственная система, iiko и аналоги), несколько касс, сеть заведений
  • сезонные заведения


Определившись с типами заведений мы решили сосредоточиться на том сегменте, который показался нам наиболее перспективным и в котором еще нет больших игроков.

Принципы


Сразу после старта мы выписали для себя небольшой список принципов, которыми должно обладать наш продукт:
  • простая установка без инструкций за пару минут
  • независимые обновления
  • безопасность и хранение данных в облаке
  • мобильность
  • низкая цена


В итоге у нас получился SaaS-сервис по подписке на основе приложения для iPad.

Сразу отвечу на самый популярный вопрос: Почему iPad и будет ли версия для Android?
iPad выбрали потому что он имеет хорошее соотношение цена/качество, и довольно стабильный, а вот для Андроида пришлось бы тестировать приложение под разные версии, и что самое неприятное — разное разрешение экранов. Пришли к выводу, что ± 50$ ничего для владельца не решит и поэтому не собираемся поддерживать Android, во всяком случае в ближайшее время.

Прототип


Потратив несколько недель на объединение всех идей и создание бэклога, мы занялись прототипированием интерфейса.

image

Первый прототип был готов уже через пару дней. Мы стразу же понеслись с ним по заведениям, показывая его официантам, администраторам, владельцам, для того чтобы получить их отзывы. В принципе так происходит практически всегда, когда мы меняем что-то в дизайне. Сначала отдаем это на недельный тест официантам и кассирам, чтобы они смогли сказать действительно ли им стало легче и быстрее принимать и обрабатывать заказы. И только после этого выкатываем обновление.

image

Инвестиции


На этом этапе у нас появились первые ангелы. Ребята из 908 поверили в проект и помогли нам за полгода сделать из прототипа готовый продукт. Мы полностью закрыли студию и занялись собственным проектом.

Первые проблемы


Первые проблемы возникли, когда мы пытались научить принтер печатать с iPad. Оказывается, существует только 2 производителя принтеров, у которых есть необходимые библиотеки — Epson и Star. После того, как мы перепробовали с десяток разных моделей, пришлось остановиться на Epson, потому как в Украине есть их официальное представительство, и работать через него быстрее, особенно в промышленных объемах. Мы получили сертификат и стали официальным дистрибьютором, написали приложение и разместили его в AppStore. Apple все никак не хотел его размещать, требовал от нас официального разрешения Epson на использование их открытой библиотеки. Это долгая история связанная с маразмом и бюрократией, не хочу на ней останавливаться. Но в итоге мы стали первыми в Украине, кто разместил подобное приложение в украинском AppStore.

Poster сегодня


В середине ноября мы запустили регистрацию. На данный момент у нас уже 20 заведений-клиентов. Мы пока не потратили ни 1 цента в рекламу и эта наша 2-я статья.

Сайт проекта — http://joinposter.com тут можно посмотреть как все работает и почитать про основые отличия от конкурентов.

Можно скачать бесплатное приложение и поклацать в демо-доступе — https://itunes.apple.com/us/app/poster/id691098784

Пара скринов:
image
image
image

А вот как он выглядит в заведении
image

Выводы


За эти 2 года я многое вынес для себя и многому научился.

Я понял почему в кафе такие маленькие порции :) Я понял, насколько это тяжело, и в то же время круто работать над своим проектом. Я понял что, если ты программист — то для тебя нет рамок ни в каком бизнесе. Мы за один год смогли понять практически все тонкости основных процессов абсолютно незнакомой для нас сферы и автоматизировать их. Понял, как высоко ценятся такие люди. Когда мне приходилось звонить в Японию в Star или в Америку в Epson, как только они узнавали что я пишу программу для их принтеров — они давали мне личного менеджера, который помогал нам разобраться со спецификацией. Раньше мне казалось это невероятным, а нужно просто поднять трубку и хотя бы рассказать о том что ты делаешь. Понял, что инвесторы тоже люди и ничего в них страшного нет. Я понял как тяжело продавать, даже если твой продукт на голову выше и дешевле всего, что существует на рынке. Все равно его придется продавать. Понял, как важна команда, цель, к которой мы движемся, и мечта. Мечта кардинально изменить сервис обслуживания в заведениях в лучшую сторону.

За это время мы прошли огромный путь. От двух студентов, озаренных идеей, до компании в 20 человек, у которой уже есть свои менторы. И вот сейчас, за пару минут до начала корпоратива, хотел поделиться всем этим с тобой, дорогой Хабраюзер. Я иногда очень отвратно пишу и могу потерять мысленную связь, но, надеюсь, моя статья поможет тебе определиться и придаст в Новом году сил и вдохновение для того, чтобы сделать Новый год не похожим на предыдущий.

P.S. это моя первая статья, и далась она довольно тяжело. Надеюсь на понимание, конструктивную критику и интересные вопросы чтобы я смог понять что больше всего интересует Хабраюзеров и в следующей статье рассказать именно про это.
Tags:
Hubs:
+39
Comments 46
Comments Comments 46

Articles