Pull to refresh

JavaScript: проверьте свою интуицию

Reading time 5 min
Views 37K

На Хабре уже разминались и развлекались кажущимися нелогичностями JavaScript. По-моему, такие примеры отличный способ размять мозги после длительных новогодних праздников, поэтому предлагаю вам подумать над 10 задачками.

Ответы и свой вариант объяснения почему такое поведение логично я буду скрывать под спойлером. Сразу оговорюсь, что не претендую на непоколебимую истину своих версий и буду рад их обсудить. В разгадывании вам может помочь отличный русский перевод спецификации ECMAScript 5 за который большое спасибо iliakan!


1. Так что помните, дети, всегда подставляем системы счисления!

Для начала простой, но прикольной пример. Что вернут такие вызовы parseInt?
parseInt('fuck');
parseInt('fuck', 16);

Решение
parseInt('fuck');     // NaN
parseInt('fuck', 16); // 15

Как работает parseInt: он посимвольно проверяет переданную строку на соответствие указанной вторым аргументом системе счисления и если находит некорректный символ, то завершает работу. По умолчанию, система счисления считается десятичной. В не самых свежих браузерах если переданная строка начинается с 0, то по умолчанию система считается восьмеричной. В десятичной системе счисления символ ‘f’ недопустим и функция заканчивается свою работу не найдя ни одной цифры. А вот в шестнадцатиричной системе символ ‘f’ допустим и соответствует десятичному числу 15. Символ ‘u’ не допустим и функция завершает свою работу.


2. Может кто подскажет?

Чему равно такое выражение?
"Why am I a " + typeof + "";

Решение
“Why am I a number”

Оператор “+” обладает большим приоритетом чем “typeof”, поэтому указанная запись эквивалентна следующей:
“Why am I a ” + (typeof (+ “”)).

Унарный “+” выполняет приведение к числу, поэтому “typeof” от результата его выполнения — это number.


3. Кто больше?

Ну и кто больше?
[1, 2, 4]         <  [1, 2, 5]
[1, 2, 'd']       <  [1, 2, 5]
[1, 2, ['d', 5]]  <  [1, 2, [20, 5]]
[1, 2, 5]         == [1, 2, 5]
[1, 2, 5]         <= [1, 2, 5]
[1, 2, 5]         >= [1, 2, 5]

Решение
[1, 2, 4]         <  [1, 2, 5]        //true
[1, 2, 'd']       <  [1, 2, 5]        //false
[1, 2, ['d', 5]]  <  [1, 2, [20, 5]]  //false
[1, 2, 5]         == [1, 2, 5]        //false
[1, 2, 5]         <= [1, 2, 5]        //true
[1, 2, 5]         >= [1, 2, 5]        //true

Согласно спецификации ECMAScript 5 для выполнения операции сравнения аргументы, которые не являются примитивами, должны быть приведены к примитивам (если кому интересно, то пункт 11.8.5 “Алгоритм сравнения абстрактного отношения”). Сначала JavaScript пробует преобразовать аргумент к числу с помощью метода valueOf и только когда это не удается приводит к строковому типу (изначально я хотел написать здесь про естественность сравнения чисел, и что когда мы говорим, что слово А больше слова Б, то имеем в виду длину. Но из беседы с коллегой выяснилось, что это не правда. Когда мы сравнимаем два слова мы инстанцируем связанные с ними образы и сравнимаем их. И только если образов не нашлось, то сравниваем слова не как метки образов, а именно как набор букв). Для массивов метод valueOf не определен и поэтому они сравниваются как строки:
"1,2,4" < "1,2,5" //true
"1,2,d" < "1,2,5" //false

Но все вышесказаное верно только для операций сравнения. В случае оператора “==”” приведение к примтивам осуществляется только если один из аргументов примитив, а во всех остальных случаях оператор “==” возвращает true только если оба аргумента ссылаются на один объект (пункт 11.9.3 “Алгоритм сравнения абстрактного равенства”), что в нашем случае не так.

Следует заметить, что для объектов сравнение работать не будет, т.к. их дефолтный toString возвращает [object Object].


4. Кто больше?-2

По мотивам предыдущей загадки, точнее её решения.
var obj1 = {
  test: 'test',
  toString: function(){ return 10; },
  valueOf: function(){ return 100; }
}

var obj2 = {
  test: 'test',
  toString: function(){ return 100; },
  valueOf: function(){ return 10; }
}

obj1 ? obj2

Решение
obj1 > obj2

Как было сказано в предыдущем решении, при сравнении JavaScript сначала пытается привести непримитивные аргументы к числам, т.е. вызывает метод valueOf. А 100 > 10.


5. Бесконечности безумия

Что вернет?
parseFloat('Infinity');
Number('Infinity');
parseInt('Infinity');

Решение
parseFloat('Infinity'); //Infinity
Number('Infinity');     //Infinity
parseInt('Infinity');   //NaN

Число отображается как бесконечность, когда оно превышает максимальное число с плавающей точкой: 1.7976931348623157E+308. Т.е. по сути Infinity это константа с дробным значением и поэтому она определяется parseFloat и Number, но не определяется parseInt.


6. Игры с плюсами

Для тех, кто внимательно читал предыдущие решения, не составит труда сказать, что вернет вот такое выражение:
"foo" + + "bar"

Решение
("foo" + + "bar") === "fooNaN" // true

Выделим унарный +:
 “foo” + (+ “bar”)

Как не трудно видеть, он вернет NaN, т.к. строку нельзя привести к числу. Таким образом:
"foo" + NaN === "fooNaN".



7. Самое маленькое число

Кто больше?
Number.MIN_VALUE ? 0

Решение
Number.MIN_VALUE > 0

Согласно спецификации MIN_VALUE — это число наиболее приближенное к 0, которое позволяет JavaScript. Приблизительно равно 5e-324. Все числа меньшие по модулю конвертируются в 0. Называть его минимальным, пожалуй, логично, т.к. максимальное отрицательное так и называется “максимально отрицательное”, но все-таки вносит определенную путаницу.


8. Налог на роскошь

Что увидим на экране?
alert(111111111111111111111);

Решение
111111111111111111000

JavaScript интерпретирует большие числа в экспоненциальной форме:
111111111111111111111 = 1.11111111111111111111e20.

Но для хранения 1.11111111111111111111 точности не хватает и поэтому
(1.11111111111111111111e20).toString() == 111111111111111110000



9. “Булева арифметика”

(true + 1) === 2;​
(true + true) === 2;
true === 2;
true === 1;

Решение
(true + 1) === 2;​  ​ // true
(true + true) === 2;  // true
true === 2;       // false
true === 1;       // false

Двухместный оператор “+” либо складывает числа, либо конкатенирует строки. При приведении true к числу будет возвращена 1.

Оператор “===” в отличии от “+” не производит приведение типов и поэтому true строго не равно единице.


10. Отрицание пустоты

[] == ![]

Решение
[] == ![]      //true

Небольшая цитата из правила приведение типов в операторе == из спецификации:

1. Если Type(x) – Number и Type(y) – String, вернуть результат сравнения x == ToNumber(y).

2. Если Type(x) – String и Type(y) – Number, вернуть результат сравнения ToNumber(x) == y.

3. Если Type(x) – Boolean, вернуть результат сравнения ToNumber(x) == y.

4. Если Type(y) – Boolean, вернуть результат сравнения x == ToNumber(y).

5. Если Type(x) – либо String, либо Number, и Type(y) – Object, вернуть результат сравнения x == ToPrimitive(y).

6. Если Type(x) – Object и Type(y) – либо String, либо Number, вернуть результат сравнения ToPrimitive(x) == y.

Сначала вычислим правую часть равенства и получим:
[] == false

т.к. объект всегда приводится к true.
Теперь по правилу 4:
[] == 0

по правилу 6 и со знаниями из 3 задачки:
"" == 0

Затем по правилу 2:
0 == 0

Вуаля!


Заключение

Сколько задач с первого раза вы решили правильно? Надеюсь, вам понравились эти небольшие упражнения. По субъективным ощущениям, разбор таких ситуаций очень полезен. Отличный повод заглянуть в документацию и освежить расположение граблей.

Если вы знаете другие интересные примеры, то прошу добавлять в комментарии скрывая ответы и объяснения под спойлер. Со своей стороны не могу удержаться, чтобы не добавить в качестве бонуса задачку из комментариев к одной из старых статей:

Что больше?
Math.min() ? Math.max()

Решение
Math.min() > Math.max()

Согласно определению метода Math.max в случае отсутствия аргументов возвращается -Infinity. Аналогично min возвращает просто Infinity.

И да, главное: не используйте это в боевом коде! Пожалейте тех, кто будет его читать.
Tags:
Hubs:
+78
Comments 68
Comments Comments 68

Articles