Pull to refresh

Терминология или раскладываем по полочкам

Reading time6 min
Views8.7K
Мой предыдущий пост оправдал ожидания вызвал весьма оживленную дискуссию. Тема актуальная и интересная, поэтому стоит продолжать. И самое время заложить основы понимания и определиться с терминологией.

Но для начала несколько уточнений.
1. Автор не состоит ни в каких сектах и не является адептом какой-либо психологической школы.
2. Статьи не претендуют на звание научных и не нужно ждать от них соответствующего содержания.
3. Цель написания статей рассказать простым и понятным языком о функционировании сложной биологической системы под названием “человек” и показать пути саморазвития.
4. Основой является как собственный опыт автора, так и анализ опыта предыдущих поколений.
5. Если в статье не указаны конкретные ссылки, значит при желании это все легко можно найти в сети. Если по какой-то причине вам это делать лениво, то можете сразу переходить к пункту 7.
6. Хабр был выбран по той причине, что большинство людей здесь технари, обладающие способностью мыслить логически, использовать абстракции и обобщать результаты. А каким еще языком, как не техническим можно описать сложную биологическую систему?
7. Если по какой-то причине вам не нравится стиль изложения, тема, антинаучность подхода или что-то подобное, то просто проигнорируйте эту статью и не сливайте карму автору. Дайте тем, кому это интересно, получать информацию.
8. При изложении материала будут использоваться метафоры. И не нужно за формой терять содержание и искать какой-то магический смысл. Метафора не есть точное описание, а лишь сильно упрощенная логическая модель, состоящая из ведерок и камней.


Итак, поехали.

Для начала давайте поймем как именно мы обмениваемся информацией. Для того, чтобы передать свои знания есть два варианта.

Первый — создать некий базис, который будет служить основой. То есть создать набор сущностей, определиться с их свойствами и принять это все это за точку отсчета. Чтобы было понятней. Основа — это аксиомы, на которых строится геометрия, числовое исчисление, на котором строится математика и т.п. Этот вариант использовался при создании языка, потом религии, потом науки. Чем он плох? Тем, что если с течением времени не обеспечить преемственность, то изначальное содержание будет утрачено и останется лишь пустая форма, которая по сути своей мертва, т.к. не отражает изначальных свойств сущности. И получается, что мы вроде бы и говорим на одном языке, но на деле не понимаем друг друга, т.к. за одними и теми же формами видим разное содержание. Такая проблема возникла практически во всех естественных науках. Там математика, которая была придумана для быстрой оценки количественных характеристик, легла в основу. И мы рассуждаем о производных, интегралах, бесконечно малых и бесконечно больших величинах, зачастую не понимая их физического смысла. При чем на этих очень абстрактных моделях мы пытаемся строить более сложные и поэтому полученные данные не отражают действительности. Но вместо того, чтобы осознать свои ошибки, мы усиленно подгоняем действительность под эти идеальные, но мертвые по сути модели. Сознательно усложняем очень простые вещи.

Второй вариант заключается в использовании существующих понятий, являющихся наиболее точными аналогами описываемых сущностей. При этом производятся допущения с целью сосредоточить внимание на основных свойствах, оставляя за скобками менее значимые. Это называется обобщение. Снова пример, чтобы было понятнее. Для того, чтобы объяснить ребенку что такое путь наименьшего сопротивления в электрической цепи, можно использовать следующую аналогию. Проводники — это трубки, электрический ток — это вода, протекающая по ним. Вода всегда будет выбирать кратчайший путь, протекая по системе трубок, с током то же самое. И ребенку, который не может представить или увидеть ток, аналогия будет понятна.

Для того, чтобы пойти по первому пути нужно организовать новое направление в науке, новую религиозную конфессию и т.п. Все это очень долго и жить будет лишь до тех пор, пока существует человек, стоящий у истоков, либо человек, получивший от него информацию во всей полноте. Поэтому мы воспользуемся вторым. Сразу оговорюсь, что не стоит зацикливаться на формах. Ведерки и камни можно легко заменить на пластиковый пакет и монетки. Тут важно лишь то, что скрывается за внешней формой. Формы выбраны таким образом, чтобы они были понятны как можно большему числу людей, имеющих техническое образование. Ну и разумеется, что аналогии будут совсем непонятны человеку с гуманитарным складом ума. И это нужно учитывать.

Так как же все устроено?

Самым главным органом является мозг. Он отвечает за обеспечение всех физических процессов. Состоит он из двух частей: правого и левого полушарий. Первое отвечает за логику, абстракции и обобщение и называется мышлением. С его помощью мы обмениваемся информацией, структурируем ее, обобщаем и на этой основе создаем сложные системы. Вторая отвечает за образы и называется интуицией. Именно тут происходят разные озарения в виде приснившейся таблицы химических элементов или решения сложной задачи, над которой можно безуспешно биться долгое время. На уровне абстракций мы имеем в своем распоряжении два компьютера. Один обычный цифровой, который очень медленно обрабатывает большое количество исходных данных и для ускорения использует хэш-таблицы (в виде шаблонов мышления), но при этом не всегда выдает лучшие ответы, зато прост в использовании. Второй — аналоговый, который умеет очень быстро решать системы дифференциальных уравнений высокого порядка, но ответ выдает в виде не всегда понятных графиков. Помимо этого, мы не понимаем как именно обеспечить его нужными входными данными и принципов его работы. У женщин в большинстве своем наиболее развито левое полушарие, у мужчин — правое. Отсюда и все веселые истории про “женскую логику” и причина конфликтов между представителями разного пола. Сильный перекос в любую из сторон вызывает различные психические заболевания и расстройства личности. Физическое разделение полушарий путем операции на мозолистом теле гарантированно ведет к появлению двух различных личностей в одном человеке.

Так как мозг является самым главным органом, то он должен быть очень хорошо защищен от взлома. Поэтому в его основе лежит набор базовых программ, отвечающих за дыхание, сердцебиение, переваривание пищи с целью извлечения энергии, иммунитет и т.д. Это аппаратный уровень и возможность вмешательства практически устранена, т.к. грозит очень серьезными последствиями.

Уровнем выше расположены прикладные программы, часть из которых передана нам в виде генной информации, а часть мы сами создаем в процессе обучения. Это, например, способность ходить на двух ногах, говорить и т.д. Именно эти сформированные цепочки и являются шаблонами мышления. Когда человек учится ходить, то сначала контролирует этот процесс. По мере упрочнения цепочки этот процесс все в меньшей степени контролируется сознанием. То есть ее формирование и есть цель обучения.

Еще выше находится сознание. Это уже метапрограмма, которая способна контролировать мозговую деятельность и создавать нейронные связи (программы подобные базовым) в процессе обучения для облегчения деятельности мозга.

Но этому всему можно научить и животных. Чем же человек отличается от них?

И вот мы подошли к самому главному. Над всем этим стоит важный компонент, отсутствующий у животных. Назовем его функция оценки собственных действий. Реализован он в виде функции с бесконечным количеством входов и одним единственным выходом. Назначение его заключается в том, чтобы принять на вход всю доступную исходную информацию (включая будущие прогнозы последствий) и выдать ответ правильное это действие или нет. Тут получилось сложно, поэтому приведу пример. Животное (даже хищник) никогда не нападет без необходимости. Для этого должно произойти какое-то событие: либо голод, либо агрессия со стороны. Человек же может просто ради удовольствия убивать животных. Сразу оговорюсь, что речь не о моральной стороне вопроса, а скорее о рациональности подобных действий. Точно также человек может совершить какое-то бескорыстное действие без малейшей выгоды для себя, а просто для того, чтобы сделать другому приятное. Ни одно животное на это не способно, а забота о потомстве — это просто базовая программа на аппаратном уровне. Именно поэтому, когда мы кого-то обижаем, нас начинает “мучать совесть”. Это происходит из-за того, что функция оценки характеризует действие как неправильное.

Чтобы вышеизложенное было более понятным, приведу картинку.



Думаю, что пока информации достаточно.

Ну и напоследок. Все мы прекрасно знаем, что ток всегда протекает по пути наименьшего сопротивления. Физическая модель нашего мозга как раз и является аналогом такой сети, где синаптические связи между нейронами — это проводники, нейроны — элементы, из которых состоит сеть, мозговая активность — электрический ток. Поэтому мозг при выработке управляющего сигнала ищет наиболее короткую ветку всего дерева решений, чтобы обеспечить максимальную энергетическую эффективность процесса. Шаблоны нашего мышления как раз и являются такими ветками, а задача сознания вовремя понять, что шаблоны устарели, устранить ненужные и создать новые. И этот процесс бесконечен как и само познание и развитие.
Tags:
Hubs:
-19
Comments36

Articles

Change theme settings