Pull to refresh

Все, что вы думаете о Nintendo, в корне неверно

Reading time 6 min
Views 40K
Original author: Chris Kohler
Предисловие переводчика. Президент Nintendo Сатору Ивата несколько дней назад объявил, что текущий финансовый год, заканчивающийся в марте, снова будет убыточным для компании. И в Сети тут же появилось множество статей в стиле «Нинтендо конец!» или «Никогда не списывай Нинтендо со счетов». Относиться что к тем, что к другим стоит с опеределенной долей скептицизма, так как большинство из авторов этих статей еще даже не родилось, когда Nintendo пришла в видеоигры. Несмотря на такой заголовок статья Wired мне показалась интересной по двум причинам: 1) она довольно убедительно обосновывает, изложенные в ней тезисы; 2) в ней содержатся интересные мысли о видеоигровой индустрии в целом (а не только о Nintendo). К сожалению, это «стена текста», почти без сисек и совсем без котиков, но все же пожелаю вам приятного чтения.

Весь Интернет знает, как решить финансовые проблемы Nintendo — компания должна немедленно начать выпускать свои игры на телефонах. Но Интернет заблуждается.

Nintendo объявила о негативных результатах финансового года. Третий год подряд. Многочисленные аналитики и эксперты дружно решили, что компания должна засунуть свою гордость поглубже и выпустить Super Mario на смартфонах. Я уже высказывался против такого шага, но без толку. Мнение «Нинтенде нужно на телефоны» стало настолько естественным и общепринятым, что перешло из колонок об играх и отчетов для инвесторов в обычные новостные сводки.

Заголовок пятничной статьи New York Times: «Игнорирование мобильного рынка загоняет Nintendo в минус». Агентство Reuters не отстает: «Nintendo избегает радикальных мер, способных повысить продажи». Все аналитики отталкиваются от аксиомы, что Nintendo должна выпускать свои игры под iOS.

Но это общепринятое мнение неверно. Nintendo вовсе не стоит перед выбором выпускать игры на чужом железе или тихо загнуться. Скорее всего, такой шаг даже был бы ошибочным.

Будучи убежденными в том, что полный отказ от своего железа был бы для Nintendo слишком рискованной мерой, многие аналитики и комментаторы заняли более умеренную и здравую с их точки зрения позицию: Nintendo следует выпускать на других платформах лишь некоторые игры. Эта логическая ошибка называется argumentum ad temperantiam: если два суждения противоречат друг другу, значит, правильный ответ находится где-то между ними. Но предлагать Nintendo «чуть-чуть выйти на рынок мобильных приложений» ничем не лучше, чем предложить паре, задумавшейся о продолжении рода, «слегка забеременеть».

Прежде чем выпускать в App Store игры, компания должна быть готова к конкуренции в экосистеме, где цены на игры стремятся к нулю, а стандартным способом зарабатывания денег является freemium. Компания должна хотеть научиться делать конкурентоспособные в таких условиях игры. А это совсем не просто. Вот в чем главная проблема общепринятого мнения: оно основано на предположении, что сильный бренд, попадая в аппстор, начинает печатать мешки денег. Выпускаем классические игры — получаем кучу денег.

Делай я мобильные игры, сама идея «Нинтенде надо выпустить Марио на iOS и грести бабло лопатой» была бы для меня оскорблением. Во-первых, такая стратегия больше не работает. Во-вторых, сделать классную мобильную игру — не хухры-мухры. Неуклюжие порты старых игр были успешны только первое время: попробуйте найти в топах аппстора хоть одну старую игру — мотать списки вниз придется долго. Все, что я там нашел, это разные версии Grand Theft Auto — далеко не дешевые порты на скорую руку: графика в высоком разрешении и переработанное под тачскрин управление.



Кстати об управлении. Здесь тоже все не так просто. Super Mario Bros. 3 — бесподобная игра. Но будет ли она такой с управлением на тачскрине? Нет, не будет. Вы возразите: «Но можно ведь подключить по Bluetooth нормальный геймпад». А теперь подумайте, как это изменило бы ситуацию: Nintendo выпускала бы мобильные игры для горстки людей, которые обзавелись дополнительным контроллером для своего телефона. Главная причина перехода на мобильники — миллионы потенциальных игроков — тут же пропадает.

«Nintendo надо просто вывалить свои старые игры в iOS — и PROFIT!!». Типичный бизнес-план кальсонных гномов. Чтобы сделать успешную мобильную игру, нужны время, работа, талант и усердие. Это не был бы PROFIT!!, а отток ресурсов Nintendo от их же платформ.

Далее. Конечно, неудачи Nintendo можно свалить на телефоны и планшеты, но главная проблема компании не в железе. Планшеты — вовсе не идеальные игровые устройства, во всем безоговорочно превосходящие 3DS и Wii U. «Нинтенде нужно на телефоны» — крайне примитивное утверждение. Видеоигры, по сути человеко-машинные интерфейсы, быстро развиваются во многих направлениях. Почему вместо множества идей, которые могли бы изменить то, как мы играем в игры, Nintendo должна выбрать сегодняшние тренды и покорно встать на эти рельсы?

Nintendo нужно не идти за своими пользователями, а заполучить их обратно. Или найти новых. Проблема Nintendo не в отсутствии их игр на iPhone. Проблема Nintendo в следующем: последние несколько лет компания пыталась использовать свои платформы по $250 и игры по $40–60, чтобы конкурировать с другими платформами по $250 и бесплатными играми. Этот бой Nintendo не выиграть. Потребитель смотрит на 3DS и Kindle и выбирает для игр Kindle не из-за железа, а потому что это железо является волшебными вратами в мир бесплатных развлечений. Для успешной работы Nintendo нужно разработать стратегию, позволяющую компании оставаться конкурентоспособной в таких условиях.

Не знаю, что может стать такой стратегией. Возможности бесконечны. Но если Nintendo решит, что все, чему она до сих пор сопротивлялась (дешевые игры, открытая платформа, для которой может создавать игры кто угодно, фритуплей, паритет своих студий и «ребят из гаража»), ей нужно, то компания, скорее всего, не пойдет в чужой аппстор, а создаст свой собственный.

Пусть продажи игр не слишком впечатляют, но в мире все-таки есть 40 миллионов владельцев Nintendo 3DS. Почему бы не превратить теперешний eShop из огороженного сада, доступного только для Nintendo и нескольких избранных, в открытую площадку для всех и каждого? Вместо того чтобы выпускать для Виртуальной консоли пару игр в неделю, почему бы не приложить все усилия и выпустить в eShop как можно больше игр со всех старых консолей? И можно было бы продавать их по разным ценам: премиум-игры по $8 (та же Super Mario World), а непонятную всячину — по доллару.


От переводчика: кадры из игры Senran Kagura Burst, очень японского битемапа с грудастыми девушками-ниндзя, который наконец выйдет у нас (уже в феврале) в глориус 3D!

Черт, да почему бы не выбросить на полки eShop тысячи игр для оригинальной Nintendo DS?! Да, пришлось бы снова договариваться о лицензиях на игры от сторонних студий, но зато это действительно PROFIT, ведь в 3DS уже встроена обратная совместимость с играми для DS. У самой Nintendo есть огромная библиотека DS-игр. И прежде чем выходить на рынки Apple и Google, компании надо начать продавать эти игры своим пользователям.

Более того, если вам нравятся игры Nintendo, вам нужно хотеть, чтобы у компании была своя платформа. Интересно, понимают ли кальсонные гномы, в чем именно особенность игр Nintendo? «Большая N» может позволить себе создавать уникальные игры именно потому, что она всегда контролирует ваши ощущения от игр — от железа до софта. Она не зависит от успехов или неудач других компаний и продолжает делать свои игры — у других разработчиков такой возможности нет. Вряд ли можно представить себе, что Nintendo просто начнет выпускать игры на других платформах, а мы будем получать от них такое же удовольствие.

Но если Nintendo хочет сохранить свою платформу, нужно решить вопрос цены. Сначала они попробовали заставить разработчиков поверить в свое видение будущего, заявив, что бизнес-подход Apple в долгосрочной перспективе представляет угрозу для видеоигровой индустрии. Это не сработало. Тогда Nintendo внесла долгожданные, но не слишком прогрессивные улучшения в свой цифровой магазин. 2013 год в плане качества игр был невероятно успешным для Nintendo 3DS. Компания умудрилась выпустить такие хиты, как Animal Crossing, Pokémon и Legend of Zelda. Даже если бы никто не хотел платить $40 за новую игру, Nintendo делала бы настолько качественные игры, что пользователям пришлось бы расстаться со своими кровными.

Nintendo отлично удается преодолевать силу притяжения, отсрочивая неизбежное. Главная цитата из той статьи в New York Times принадлежит бывшему главе EA Partners Грегу Ричардсону. Он считает, что «прежде чем Nintendo разорвется на части, она должна полностью провалить свою библиотеку игр». Звучит банально, но это правда: если старые способы вести бизнес еще результативны, от них сложно отказаться. Nintendo — это царь Сизиф, вкатывающий на гору тяжелый камень. Исключительно эффективно вкатывающий. Она может катить свой камень несмотря ни на что все выше и выше, почти до вершины горы.

У Nintendo репутация излишне консервативной компании, что в каком-то смысле верно, но не всегда. Типичный пример — Nintendo 64. В то время как вся видеоигровая индустрия переходила на более дешевые и простые компакт-диски, Nintendo осталась на дорогих картриджах, которые она хорошо знала и любила. Это было большой ошибкой — почти все издатели ушли на Sony PlayStation. Но даже в такой ситуации каждый год жизни N64 был прибыльным для Nintendo, производившей непревзойденные в своей категории игры. То же самое сейчас происходит с Nintendo 3DS (даже игровые серии остались теми же), если не считать убыточность.


С другой стороны, Nintendo 64 навсегда изменила трехмерные игры, представив аналоговый стик, виброотдачу и другие инновации, не говоря уже о том, что Super Mario 64 и Zelda: Ocarina of Time стали практически эталонами трехмерности в играх. Nintendo может быть невероятно упрямой в некоторых аспектах, но она также не боится реализовывать сумасшедшие идеи. За всю свою историю в приставочном бизнесе Sony и Microsoft не сделали ничего даже наполовину настолько сумасшедшего, как Wii.

В конце концов Nintendo пришлось выпускать игры на дисках. Точно так же она когда-нибудь осознает, что может держать более открытый и гибкий цифровой магазин с играми, не ломая при этом всю видеоигровую индустрию. Если такой шаг не поможет Wii U и 3DS, Nintendo выпустит следующее поколение консолей и посмотрит, что получится.

А если и это не сработает, ну, тогда Nintendo, может, перестанет делать консоли. Ничто не вечно. Но похоже, до этого еще очень далеко. Nintendo придется отступить от каких-то своих принципов, но не отказаться полностью от них всех.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Что сделает Nintendo?
62.7% Выпустит новые консоли, когда 3DS и Wii U доживут свой цикл. 948
3.97% Уйдет на телефоны и планшеты. 60
33.33% Обанкротится и будет продана в рабство Google. 504
1512 users voted. 347 users abstained.
Tags:
Hubs:
+44
Comments 53
Comments Comments 53

Articles